Рынок e-commerce стал наращивать обороты. За первое полугодие 2020 года количество безналичных операций в Казахстане увеличилось в 2,5 раза, что составило 7,5 трлн тенге. Эта тенденция прослеживается и сегодня: на рост рынка электронной коммерции не повлияло окончание первой волны пандемии. Согласно исследованию консалтинговой компании Accenture, ожидается рост объемов рынка e-commerce на 169% за счет привлечения покупателей, которые ранее предпочитали оффлайн-шоппинг. Об этом сообщает директор филиала группы компаний AsstrA в Алматы Рамиля Ахметова.
В марте коронавирус никто не воспринимал всерьез, оптовая торговля шла в прежнем объеме. Транспортно-логистические процессы проходили по отработанной воронке продаж: формирование интереса покупателя, заказ товара, доставка. Однако вскоре работа логистических компаний изменилась.
"Возникло опасение, что в РК произойдет полный локдаун с закрытием производства. Страх дефицита привел к росту оптовых заказов. Это повлекло за собой повышенный спрос на экспресс-доставки. Оптовики требовали обеспечить хранение большого количества заказов на партнерских складах и бесперебойную доставку клиентам. Бизнесмены сделали ставку на сборные грузы, то есть небольшие партии заказов. Не было понятно, как пандемия повлияет на импорт товаров, в том числе на логистические грузоперевозки", - говорит Рамиля Ахметова.
Прогнозы аналитиков оказались пессимистичны: пандемия может повлечь очень серьезный кризис казахстанской экономики. ВВП может уйти в минусовые показали и показать уровень 1993 – 1994 года.
"Текущий мировой кризис может стать самым глубоким со времен Второй мировой войны. Падение мировых цен на нефть, ключевые металлы, отмена авиаперелетов и прекращение работы субъектов МСБ на период локдауна способны привести к значительному падению ВВП Казахстана и нарастанию кризисных явлений в республике", – говорил руководитель департамента инвестиций и рынков капитала KPMG в Казахстане и Центральной Азии Василий Савин.
Изменился и рынок ритейла. За первые два квартала этого года количество онлайн-заказов возросло в два раза. Возросли и требования к логистическим услугам. Скорость и сроки стали приоритетным требованием заказчиков. Упала потребительская способность, уменьшились или совсем прекратились поставки некоторых товаров. Упали объемы грузоперевозок.
"Если рассмотреть железнодорожную отрасль, то на сегодняшний день мы уже имеем снижение на 4,3 % от 2019 года и при очередных карантинах данная цифра будет только расти, так же колоссальное снижение в авиаперевозках из-за закрытия "небесных границ" и запрета к приему бортов почти со всего мира около 50% снижение импортных/экспортных авиаперевозок, ощущается спад и автоперевозок", - добавляет Рамиля Ахметова.
По ее словам, четвертый квартал года является это традиционно прибыльным временем для ритейла. Логистические компании заранее готовятся к этому сезону: ведут переговоры с партнерами, чтобы грузоперевозки осуществляло больше транспортных средств, приводят в порядок собственные склады в различных городах, придумывают программы лояльности для постоянных клиентов. Логистические услуги, включая хранение на партнерских складах, осуществляются круглосуточно, без выходных. Пандемия "отфильтровала" слабых игроков рынка и придала сил компаниям, крепко стоящим на ногах.
Мария Галушко
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!