Около 1,3 млн тонн угля было погружено железнодорожным транспортом по станции Дегелен в области Абай с мая по август текущего года. Топливо предназначается для отопительного сезона 2023-2024 годов. По данным Семейского отделения грузовых перевозок, это на 13% меньше того же периода 2022 года. Причем 74,2% твердого топлива с разреза АО "Каражыра" по железной дороге было отправлено в адрес потребителей Казахстана. Это почти 955 тыс. тонн. Из них большая часть ушла в адрес ТЭЦ страны – 456,8 тыс. тонн. При этом погрузка угля для теплоэлектроцентралей уменьшилась на 69,6 тыс. тонн по сравнению с первым полугодием 2022 года, или на 13,2%, передает inbusiness.kz.
К чему это может привести
"Основное отставание по внутренним отгрузкам было зафиксировано в адрес получателей Восточно-Казахстанской области. Им было отгружено на 322 тыс. тонн меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года. С мая в адрес таких теплоисточников, как ТОО "Риддер ТЭЦ" в городе Риддере Восточного Казахстана, АО "Усть-каменогорские тепловые сети" Усть-Каменогорска, ГКП "Теплокоммунэнерго" Семея не отгрузили ни одного вагона. Вместе с тем увеличение погрузки угля в осенне-зимний период может привести к сгущению поступления вагонов с углем под выгрузку, и это приведет к непроизводительному простою подвижного состава", – информировали в Семейском отделении грузовых перевозок.
Отгрузки для ТОО "Риддер ТЭЦ" в первом полугодии уменьшились в 2,4 раза к уровню прошлого года, для Усть-Каменогорской ТЭЦ – на 11%, Согринской ТЭЦ – на 9%, для предприятия тепловодоцентрали города Алтай – на 33%.
Главная причина снижения объемов отгрузки угля, по данным АО "Каражыра", – дебиторская задолженность получателей перед угольным разрезом. АО "Каражыра" отгружает уголь для отопительного сезона 2023-2024 годов потребителям РК с мая текущего года.
Ремонтные работы на ТЭЦ
"Сейчас самый крупный потребитель в Восточном Казахстане – это Усть-каменогорская ТЭЦ, – отметил директор Семейского отделения грузовых перевозок Владимир Бабиченко. – Она с августа встала на плановый ремонт. В адрес "Риддер ТЭЦ" пока отгрузок нет. Ждем. Вагоны у нас под это есть. Помимо того, что в "Риддер ТЭЦ" ведут ремонт на самой теплоцентрали, там еще предусмотрен ряд работ по железнодорожной инфраструктуре. Они держат связь с нашими руководителями, будут менять три стрелочных перевода (на подъездных путях. – Прим. автора), плюс обновлять верхнее строение пути. Обещают нам хорошую выгрузку. В прошлом году "Риддер ТЭЦ" еле-еле выгружала по три вагона в сутки, потом, когда включилось областное руководство, они стали выгружать по 20 вагонов в сутки".
По данным Владимира Бабиченко, сейчас основной акцент в ВКО делается на поставки коммунально-бытового угля для населения. И эти поставки идут ритмично, никаких вопросов нет, отметил спикер.
По информации Семейского отделения грузовых перевозок, основные угольные тупики Восточно-Казахстанской и Абайской областей с июля текущего года ощутимо увеличили поставки твердого топлива для населения.
По плану разреза АО "Каражыра", за июль на расположенные в Усть-Каменогорске тупики ТОО "Топливная компания "Терминал" и ТОО "Сейком" должны были поставить 200 вагонов на 13,8 тыс. тонн. Но уже к 26 июля было погружено 290 вагонов на 20,2 тыс. тонн. Для ТОО "Шемонаиха отыны" при плане 7 тыс. тонн отгружено 10,7 тыс. тонн. Сегодня на складах и площадках ВКО и области Абай есть запасы угля коммунально-бытового назначения.
По словам Владимира Бабиченко, по поводу затруднений в поставках угля руководство Семейского отделения грузовых перевозок обратилось 13 июля с письмом к акиму ВКО Ермеку Кошербаеву. На прошлой неделе глава области удаленно провел совещание со всеми участниками перевозочного процесса.
"Мы сказали, что есть затруднения по выгрузке и увеличению оборотов вагонов, в том числе из-за плохого качества угля. Заместитель генерального директора разреза АО "Каражыра" по маркетингу Асет Садыков сообщил, что у них налаживается система контроля и эти вопросы они будут максимально решать, – добавил Владимир Бабиченко. – Мы это услышали. Также аким ВКО дал поручение всем районам и ТЭЦ в ближайшее время решить вопросы задолженности по плате за уголь перед АО "Каражыра". Если будут решены вопросы с оплатой задолженности, оборотами вагонов, то никаких проблем не должно быть".
Будет ли в ВКО дефицит твердого топлива?
На вопрос, может ли в Восточно-Казахстанской области возникнуть дефицит угля на предстоящий отопительный сезон, Владимир Бабиченко выразил мнение, что такого быть не должно.
"Думаю, что дефицита угля не будет. Исполнительная власть этого не допустит. Разрез "Каражыра" находится у нас в регионе, в Абайской области. Железнодорожным, автомобильным транспортом в любую точку Абайской области можно доставить уголь в течение суток. Даже в ВКО, в отдаленные города Риддер, Алтай железнодорожники смогут доставить уголь за двое суток. По вагонам у АО "Национальная компания "Қазақстан темір жолы" подготовка хорошая. Если в прошлом году в целом по Казахстану было задействовано под углем 19 тыс. вагонов, то в этом году планируется 21 тыс. вагонов, что на 10% больше. Относительно локомотивов к нам на днях с завода в Астане пришли два новых тепловоза. И до этого мы получили еще два локомотива. И еще до конца года в Семейское отделение грузовых перевозок ожидается поставка локомотивов".
По данным Семейского отделения грузовых перевозок, они ведут большую работу по обеспечению угольных перевозок со всеми участниками процесса, включая исполнительные органы, отправителей и получателей твердого топлива. В июне здесь создали штаб под руководством заместителя директора Семейского отделения ГП по логистике Алмаса Сейсемканова, в состав которого вошли все причастные подразделения железной дороги. Работа штаба направлена на своевременное обеспечение порожним подвижным составом под погрузку угля, недопущение непроизводительного простоя при выгрузке вагонов, ускорение оборота полувагонов.
Готовность ремонтных работ на Риддер ТЭЦ, по информации генерального подрядчика, в конце июля составила 40%. К середине июля в Восточный Казахстан поставили четверть от потребности коммунально-бытового угля, который предназначается для населения. В Казахстане отпускные цены на уголь в несколько раз меньше тех, которые за твердое топливо отдают конечные потребители.