Что скрывают власти Казахстана от народа: назван перечень сведений

345

Политог Данияр Ашимбаев объясняет, почему в большинстве случаев помещение документов под гриф "для служебного пользования" бессмысленно и создает атмосферу излишней секретности. 

Что скрывают власти Казахстана от народа: назван перечень сведений Фото: Caleb Oquendo/ Pexels.com

В Казахстане создается режим ненужной секретности. Об этом в своем Телеграм-канале пишет политолог Данияр Ашимбаев, передает inbusiness.kz.

Эксперт перечислил ряд нормативных актов, которым в последние годы присвоили гриф служебной секретности (ДСП, для служебного пользования) либо попросту перестали публиковать. 

Список сведений достаточно широк. При этом рационального смысла в такой секретности мало. К примеру, под ограничение попали такие сведения, как: 

  • структура и положение об администрации президента;
  • состав и положение о Совете безопасности;
  • перечень должностей политических госслужащих, должностных и иных лиц, назначаемых и освобождаемых президентом и (или) по согласованию с ним, избираемых по представлению президента, а также назначаемых и освобождаемых по согласованию с его администрацией;
  • перечень должностей политических госслужащих, должностных и иных лиц, назначаемых правительством, премьер-министром, по согласованию с ним или по его представлению;
  • положения о порядке согласования, назначения на должность и освобождения от должности политических госслужащих, должностных и иных лиц;
  • список национальных управляющих холдингов, нацхолдингов, нацкомпаний, НАО, институтов развития, госорганизаций высшего и (или) послевузовского образования и иных организаций, первые руководители которых назначаются на должность или освобождаются от должности по представлению премьер-министра или по согласованию с ним, а также назначаются на должность или освобождаются от должности по решению правительства;
  • лимиты штатной численности местных исполнительных органов и предельное число заместителей акимов областей, городов республиканского значения, столицы, районов (городов областного значения);
  • лимиты штатной численности министерств и иных центральных исполнительных органов с учетом численности их территориальных органов и подведомственных им государственных учреждений;
  • распределение обязанностей между премьер-министром и его заместителями;
  • решения об открытии дипломатических представительств;
  • решения о продлении пенсионного возраста политическим госслужащим;
  • некоторые решения об изменениях в составе консультативно-совещательных органов.

"Понятно, когда речь идет о правоохранительных органах, вооруженных сил и спецслужбах, но массовая мода на секретность вызывает удивление. Так, к примеру, под грифом оказались сведения о числе заместителей акимов областей и мегаполисов, но их в общем-то очень легко найти, просто пересчитав "по головам", – задается вопросом Данияр Ашимбаев. 

По его словам, "лимиты штатной численности были засекречены, видимо, исходя из соображения, чтобы они не противоречили объявлениям о сокращении численности госаппарата, но последние легко можно увидеть в иной статистической отчетности".

"Численность госслужащих выросла, но это опять-таки вполне объяснимо: за эти годы выросло число министерств, агентств, комитетов, областей, городов и районов, что по-любому дает прирост численности. Если мы считаем позитивной ту или иную административную или территориальную реформу, то почему бы не объяснить, что она ведет к тому или иному росту численности госаппарата?" – вопрошает эксперт. 

Политолог отмечает, что информацию об открытии новых посольств, назначении послов, постоянных представителей, а также курируемые вице-министрами вопросы легко узнать по официальным публикациям госорганов. 

"Секретность в отношении номенклатуры президента и правительства создает впечатление (возможно, превратное), что у нас существуют некие секретные структуры и должности или порядок назначения/согласования может вызвать нездоровую реакцию. Много документов засекречено по комитету по возврату активов при Генпрокуратуре, хотя тут, как представляется, наоборот, неплохо бы добавить гласности", – отмечает он сферы, где наблюдается дефицит информации. 

Не исключено, что некоторые госуправленцы не до конца владеют аппаратными процедурами и разводят на этой почве нездоровую секретность, что создает ощущение, что от людей что-то скрывают, допускает политолог. 

"Я бы посоветовал просто вытащить секретную часть в отдельное приложение под грифом, а остальное спокойно публиковать", – резюмировал Данияр Ашимбаев.

Читайте по теме:

Казахстан не будет обеспечивать секретность изобретений времен СССР

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться