Свыше 76,4 млрд тенге из всех источников выделили в 2019 году для ремонта, строительства и содержания автодорог Восточного Казахстана. Эта сумма значительно превышает прошлогоднюю, которая равнялась 63,4 млрд тенге. Об этом на брифинге в Службе региональных коммуникаций рассказал руководитель Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО Нуржан Жумадилов.
По его данным, для ремонта, содержания автомобильных дорог областного и районного значения, улиц населенных пунктов в 2018 году суммарно было выделено 19,3 млрд. тенге. При этом большая часть ушла на улично-дорожную сеть городов и сельских населенных пунктов. Речь идет о 10,7 млрд тенге. На дороги областного значения потрачено 7,3 млрд, дороги районного значения – 1,3 млрд тенге.При этом на дорогах областного значения в 2018 году средним ремонтом отремонтировано 236 км, а охват дорог районного значения средним ремонтом составил 27,2 км.
Как заверил г-н Жумадилов, эти работы в рамках реализации программы развития территории позволили увеличить долю автомобильных дорог в хорошем и удовлетворительном состоянии в ВКО до 78,1%.
"В текущем году работа будет продолжена, – заметил он. – Планируется отремонтировать 246 км дорог областного и районного значения по схеме 50х50, то есть по 2,6 млрд тенге будут направлены на эти цели из республиканского и областного бюджетов. Ремонтом планируется охватить дороги по направлениям Бородулиха – Жезкент, Семей – Караул, Семей – Курчатов, Усть-Каменогорск – Самарское, Большенарым – Курчум, а также подъездные дороги районного значения. В Усть-Каменогорске ремонтом будет охвачено девять километров сети уличных автодорог, в Семее – 14 километров".
Всем придет... "цифра"
В рамках реализации государственной программы "Цифровой Казахстан" на 2019 год чиновники запланировали реализацию проекта государственно-частного партнерства "Внедрение и сопровождение автоматизированной системы контроля и оплаты проезда на общественном транспорте в Усть-Каменогорске, с созданием информационной системы диспетчеризации городского пассажирского транспорта".
"Система охватит все маршруты общественного транспорта Усть-Каменогорска, в том числе трамваи. Всего 57 маршрутов по Усть-Каменогорску. Гости и жители города смогут в режиме реального времени отслеживать движение транспорта на маршруте, что позволит им оптимизировать время ожидания автобуса на остановке и сделать расчет времени прибытия транспорта на остановку, – пообещал г-н Жумадилов. – В ближайшее время будут проведены конкурсные процедуры по определению частного партнера".
Этот проект тесно связан с другим – по модернизации общественного транспорта Усть-Каменогорска и Семея. В этих двух городах планируется приобретение 255 новых современных автобусов. 85 из них предназначаются для Усть-Каменогорска и приобретаются за счет ЕБРР. Нуржан Жумадилов рассказал о механизме модернизации в областном центре Восточного Казахстана: по требованию ЕБРР создана транспортная компания со 100% участием государства, но она не будет участвовать в перевозках, а выступит гарантом для Европейского банка реконструкции и развития.
"Государственная компания и перевозчики создадут консорциум, и перевозчики будут участвовать в конкурсе города на маршрутах с этими автобусами. В течение 10 лет деньги будут возвращаться. И после этого автобус остается у перевозчика", – рассказал г-н Жумадилов.
В Семее дела обстоят иначе. Здесь 170 автобусов будут приобретать за счет средств Банка развития Казахстана. Созданное ТОО "Семей-Бас" заключило договор купли-продажи с отечественным автопроизводителем, СемАЗ, на покупку автобусов.
Еще один цифровой проект Усть-Каменогорска – система фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения, общественной безопасности. Она охватит все регулируемые перекрестки и линейные участки города – это свыше 1,2 тыс. камер. Еще 1,7 тыс. камер общего видеонаблюдения установят в местах, где наиболее часто совершаются правонарушения и требуется постоянный контроль. Сейчас действующие в Усть-Каменогорске тысяча камер будут интегрированы в единую систему. Принцип ГЧП такой: частный партнер, а им выступило ТОО "Көркем телеком", внедряет систему, осуществляет ее эксплуатацию в течение пяти лет, за этот период государство выделяет деньги на зарплату за счет бюджетных средств, а они, в свою очередь, будут получены от поступающих штрафов за совершенные нарушения правил дорожного движения. Со стороны государства партнеры ГЧП – Управление пассажирского транспорта и автодорог ВКО, областной Департамент полиции, Центр информационных технологий аппарата акима ВКО.
Общая стоимость проекта составляет 6,9 млрд тенге. Сейчас ТОО "Көркем телеком" совместно с департаментом сотрудников полиции ведет обследование объектов города.Также в Усть-Каменогорске создают ситуационный центр, который позволит применять оперативные меры по месту происшествия. Изображение со всех камер будет доступно операторам ситуационного центра.
"Для оперативности мер реагирования сотрудников полиции на нарушения правил дорожного движения в рамках проекта будет приобретено 100 комплектов мобильных рабочих мест, включая планшеты, принтеры, программное обеспечение с мобильным приложением", – сообщил Нуржан Жумадилов.
Аэропорты обновят
По госпрограмме инфраструктурного развития "Нурлы жол" за прошлый год в Семее завершили реконструкцию взлетно-посадочной полосы аэропорта на 10,7 млрд. тенге. В 2019-2021 годах в Восточном Казахстане планируется модернизация аэропорта Усть-Каменогорска и реконструкция взлетно-посадочной полосы аэропорта села Урджар.
Стоимость реконструкции аэропорта Усть-Каменогорска на три года составляет, согласно технико-экономическому обоснованию, 10,6 млрд тенге, в том числе на проектно-монтажные работы – 7 млрд, на оборудование – 1,6 млрд тенге. В рамках реконструкции удлинят взлетно-посадочную полосу, полностью переделают светосигнальное оборудование, место стоянок и перрон, построен грузовой терминал, будет отремонтирована аварийно-спасательная станция. Удлинение взлетно-посадочной полосы будет на 300 метров, до 2,8 км. По словам Нуржана Жумадилова, больше ее удлинить не получится из-за отсутствия земли. Но здесь смогут совершить посадку все самолеты, кроме крупных военно-транспортных и грузовых самолетов. По некоторым данным, это позволит увеличить пассажиропоток.
К слову, в Восточном Казахстане субсидируют авиационное и железнодорожное сообщение в труднодоступные районы. Объем субсидирования на 2018 год – 721 млн тенге. В том числе на железнодорожное сообщение из Усть-Каменогорска в города Алтай и Риддер, из Семея и Усть-Каменогорска на Жаланашколь выделено 436 млн тенге, субсидирование авиарейсов Усть-Каменогорск – Семей – Урджар, Усть-Каменогорск – Зайсан составило 285 млн тенге.
Ольга Ушакова