/img/tv1.svg
RU KZ
РТС 1 083,43 Hang Seng 23 995,29
FTSE 100 5 582,39 DOW J 22 684,61
KASE 2 220,00 Медь 5 025,45
Чтобы забыть Усенова: как за пьяное вождение наказывают в других странах

Чтобы забыть Усенова: как за пьяное вождение наказывают в других странах

Только за прошлый год в Казахстане по вине пьяных водителей погибли 143 человека.

30 Октябрь 2019 11:55 13384

Чтобы забыть Усенова: как за пьяное вождение наказывают в других странах

Автор:

Диана Даниярова

Президент страны Касым-Жомарт Токаев дважды за последние пару дней в своих выступлениях остановился на одной и той же важной теме – о необходимости ужесточения наказания за вождение в нетрезвом виде.

Вначале глава государства высказался об этом в своем «Твиттере» в воскресенье, 27 октября:

«Поручил внести изменения в законодательство: ужесточить наказание за управление транспортными средствами после приема всех видов алкоголя…»

Спустя день глава государства прибыл в Алматы, где на совещании с городскими властями вновь повторил:

«Меня беспокоит большое количество дорожно-транспортных происшествий в стране и в Алматы в частности. Люди гибнут, получают увечья. По количеству пострадавших дорожные инциденты не уступают вооруженным конфликтам в других странах. Культура дорожного движения резко снизилась. Нужно принимать комплексные меры».

Понять столь пристальное внимание к этой теме совсем не трудно. В стране в разное время произошли несколько очень резонансных ДТП по вине пьяных водителей, отделавшихся буквально испугом. А имена людей, их совершивших, стали в народе уже нарицательными – Кайымсултанов, Усенов…

По вине Алибека Кайымсултанова, сына высокопоставленного чиновника LotoRu экс-начальника Управления капитального строительства акимата города Алматы Габидена Кайымсултанова, погибли трое молодых людей. В 2009 году в самом центре города на «Порше» пьяный Кайымсултанов, проехав на красный сигнал светофора, врезался в «Тойоту-Камри», в которой ехали четверо молодых людей. 19-летние пассажирки японской иномарки, студентки КазНУ Молдир Байжанова и Сымбат Сатанбаева, скончались до приезда медиков. Водитель «Тойоты», тоже студент, Даурен Сейтмаганбетов, на следующий день умер в реанимации. В живых остался лишь Сагыныш Койбагаров, который получил тяжелые травмы. После ДТП младший Кайымсултанов пустился в бега. Спустя два года он явился с повинной, а отсидев чуть более года из назначенных судом семи лет получил условно-досрочное освобождение.

В 2013 году еще один мажор – Максат Усенов совершил на BMW X6 наезд на шестерых пешеходов, один из которых погиб на месте. Пьяный Усенов на огромной скорости пролетел через бордюр на площадку около кинотеатра «Целинный» (не менее 30 метров). За это сына экс-начальника Управления строительства города Алматы и экс-директора департамента строительства АО «Национальная компания «Экспо-2017» Кажымурата Усенова осудили всего на 45 суток с лишением права управления транспортным средством на один год. Также он был оштрафован на 28 тысяч тенге за нанесение легкого вреда здоровья другим пятерым пострадавшим. Примечательно, что за несколько месяцев до резонансного ДТП Максат уже был лишен прав за… вождение в нетрезвом виде.

Не прошло и двух лет, как Максат Усенов вновь стал виновником еще одного ДТП. В результате аварии пострадала водитель Toyota, 38-летняя женщина, которая с травмой головы была госпитализирована. А Усенова-младшего арестовали на 20 суток за… отказ пройти медицинское освидетельствование на состояние алкогольного или наркотического опьянения, хотя на тот момент он не имел права управлять транспортным средством.

Усердно работает над тем, чтобы и его фамилия стала нарицательной, еще один «герой дорог» – Назар Роллан. Он, к счастью, никого не сбил, но хорошо известен местной полиции за свои проделки: то едет по встречной полосе, то катал приятеля по асфальту на привязанных к внедорожнику санках, то ездил по городу без госномеров, причем на разных автомобилях. А свои «геройские поступки» усердно выкладывает на странице в Instagram.

Буквально вчера прошла новость, что за вождение в состоянии алкогольного опьянения легкой степени, без водительских прав (которых был лишен ранее) «водитель автомашины Porsche Назар Роллан постановлением суда подвергнут к административному аресту сроком на 20 суток».

Сейчас в Казахстане, согласно ст. 608 Кодекса об административных правонарушениях, минимальное наказание за управление транспортом нетрезвым водителем предусматривает лишение водительских прав на срок до трех лет. Если действия водителя повлекли аварию, то его могут лишить прав на четыре года. В случае причинения вреда здоровью или повреждения других транспортных средств, грузов, дорожных сооружений права вождения могут лишить на пять лет. За повторные правонарушения срок лишения водительских прав может быть увеличен, кроме того, водителя могут арестовать на срок от 15 до 30 суток.

Между тем только в прошлом году в Казахстане по вине пьяных водителей в стране произошло 656 ДТП, в которых погибли 143 человека, ранения получили 920. За тот же прошлый год зафиксировано свыше 25 тысяч случаев, когда водители были нетрезвы. 

Первый замминистра внутренних дел Марат Кожаев пояснил, что в первую очередь ужесточение наказания коснется тех, кто после лишения прав продолжает садиться за руль. Также, по его словам, в МВД изучают, как в других странах наказывают за вождение в нетрезвом состоянии, в частности в России и Беларуси.

Inbusiness.kz тоже решил поинтересоваться: а как за пьяное вождение наказывают в других странах?

В России, если в одном литре выдыхаемого водителем воздуха обнаружится 0,16 промилле алкоголя или больше, нарушителю светит штраф в размере 30 тысяч рублей (свыше 180 тысяч тенге) и лишение прав на срок от полутора до двух лет. В случае повторного нарушения в течение года сумма штрафа возрастает в 10 раз, а срок возможного лишения прав – до трех лет. Кроме того, нарушителя могут посадить в тюрьму на два года. Ну а если алкогольное опьянение было обнаружено у виновника ДТП, то ему светит наказание в виде исправительных работ сроком до трех лет с изъятием прав в случае причинения тяжкого вреда здоровью третьих лиц, а если в ДТП были погибшие, то до девяти лет лишения свободы.

В Южной Корее управление автомобилем в нетрезвом виде может привести к пожизненному заключению. Такое наказание грозит водителю, в случае если он будет виновен в ДТП со смертельным исходом. А если просто поймают «подшофе», то могут лишить прав на год либо попросят оплатить штраф в размере, эквивалентном 330 000 тенге.

В США наказание за вождение в пьяном виде сильно отличается от штата к штату. Но, тем не менее, везде выпишут штраф примерно на 300 долларов (117 000 тенге) и на полгода отберут права. Если тот же водитель попадется нетрезвым еще раз в течение 10 лет, его могут посадить в тюрьму на месяц или выписать штраф на сумму до 10 тысяч долларов (3 900 000 тенге).

В Беларуси при первом нарушении – штраф до 1250 долларов (487 000 тенге) и лишение прав на три года, при повторном – лишение прав на пять лет либо два года тюремного заключения. Также при повторном нарушении у водителя изымают автомобиль и отгоняют на штрафстоянку, а затем продают на аукционе. Причем служителям закона не важно, является ли машина собственностью водителя или нет: владелец тоже должен нести ответственность за то, что доверил свой автомобиль любителю выпить.

В Сингапуре за вождение в нетрезвом виде могут и побить. В прямом смысле этого слова. Речь о публичных ударах палкой длиной более метра и толщиной около сантиметра. А также штраф в размере до 2 млн тенге.

В Китае одни из самых строгих правил. Здесь если по вине пьяного водителя погиб человек, то нарушителю грозит смертная казнь. За вождение в состоянии опьянения, без жертв – большой штраф, а также забирают права на срок до пяти лет.

В Японии вместе с нарушителем могут посадить в тюрьму еще и пассажиров – за то что проявили беспечность и доверили свою жизнь кому попало. Либо оштрафовать, но опять же вместе с водителем и его пассажиров. Если нетрезвый виновник аварии скрылся с места ДТП, то права у него отберут на 10 лет. Штрафы у японцев также не маленькие – около 8700 долларов (3 393 000 тенге). Но и это не все. В Стране восходящего солнца бармен не имеет права продавать алкогольные напитки, если знает, что посетитель за рулем. За такой проступок бар могут лишить лицензии.

В Италии действуют несколько по-иному. Помимо традиционных штрафов и запрета на вождение, виновника могут заставить раздавать листовки об опасности употребления алкоголя за рулем в общественных местах и на улицах, причем на протяжении полугода.

А в Молдове пьяного водителя могут приговорить к общественным работам… в морге, чтобы провинившийся получше осознал свое преступление и задумался.

В Великобритании одни из самых больших штрафов за нетрезвое вождение в Европе – около 7200 евро (3 096 000 тенге).

К слову, самым первым водителем, оштрафованным за вождение в нетрезвом виде, стал именно англичанин – лондонский таксист Джордж Смит был оштрафован на 25 шиллингов 10 сентября 1897 года.

Великобритания также стала первой страной, где был принят закон, регламентирующий содержание алкоголя в крови водителей. Это случилось 8 октября 1967 года. А спустя 10 лет эксперты установили, что благодаря этому закону удалось спасти от гибели на дорогах более 6000 человек.

С тех пор благодаря этому закону во всем мире спасены миллионы жизней.

Диана Даниярова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Ограничения по машинам с газобаллонным оборудованием не повлияют на потребление автогаза

Его доля на рынке автомобильного топлива будет оставаться весомой, несмотря на увеличение реализации через биржи.

24 Февраль 2020 10:06 2376

Ограничения по машинам с газобаллонным оборудованием не повлияют на потребление автогаза

Фото: kolesa.kz

Ограничения по паркингу машин с газобаллонным оборудованием в закрытых стоянках, введенные с нового года, не отразятся на потреблении сжиженного нефтяного газа на казахстанском рынке автомобильного топлива. Такое мнение в телефонном комментарии inbusiness.kz высказал президент товарной биржи «Каспий» Эрик Танаев. 

«Потребители автогаза – это частные лица, таксисты и грузоперевозчики. Я не думаю, что грузовые газели, обычно заезжающие в торговые центры, сильно повлияют на потребление. Все таксисты сидят на газе, потому что без него себестоимость перевозки сильно увеличивается. Из-за запрета въезда в паркинги снижения в потребности в автогазе не произойдет, хотя отдельные СМИ говорят о переходе автоперевозчиков на бензин. Но объемы потребления газа автотранспортом, выгружающимся в закрытых помещениях, не настолько велики, особенно в регионах. Возможно, это больше затронет Нур-Султан или Алматы, где количество жилых комплексов и торговых центов с крытыми паркингами в значительной степени превалирует. Скорее, это скажется на снижении роста потребления, но никак не вызовет общее падение спроса, который ежемесячно увеличивается по республике в целом», – считает он.

Напомним, с середины февраля на товарных биржах Казахстана продается 25% всего поставляемого на внутренний рынок сжиженного нефтяного или углеводородного газа, который используется в основном в качестве автомобильного топлива. Реализация всех объемов через электронные торговые площадки (ЭТП) планируется начать со следующего года. 

Продажи автогаза на товарных биржах в оптовых партиях начались в прошлом году с 5% от объема внутренних поставок. В итоге ценообразование на этом рынке меняется. Министерство энергетики продолжает устанавливать оптовые объемы и цены на автогаз, которые на заводах получают газосетевые организации и в дальнейшем реализуют их автозаправочным станциям, однако сейчас только на 75%. Остальная доля рынка проходит через ЭТП, где формируется рыночная цена. Поэтому часть поставок проходит по биржевым ценам, а большая доля – по предельным ценам, что иногда создает дифференциацию отдельных сегментов. 

Комментируя вопрос о наличии нехватки удешевленного автогаза в Актобе и Мангистау, Танаев отметил, что в этих двух регионах его потребление велико, однако дефицита там нет. 

«У нас на прошлой неделе были торги. Достаточно большой объем по просьбе акимата области был выделен «CNPC-Актобемунайгаз» уже вне плана поставок. Производитель дополнительно выложил объемы на продажу, и особо ажиотаж не наблюдался, даже не было сделок, по крайней мере, на нашей бирже. В случае наличия активного спроса, уверен, сделки бы непременно были заключены, хотя бы на часть объема», – проинформировал он. 

По сведениям биржевика, выделяемые объемы на внутренний рынок постепенно увеличиваются с продажами сжиженного нефтяного газа на торговых площадках. В прошлом году министерством выделялось 110 тыс. тонн ежемесячно, в этом году цифра увеличилась до 128 тыс. тонн в месяц, при этом около 33 тыс. тонн с поставкой на март проходят через ЭТП. 

«Актобе и Мангистау – это два разных региона, и у них специфика разная. Если взять Мангистаускую область, то у них, насколько я понимаю примерно ситуацию, там порядка пяти-шести крупных газосетевых организаций (ГСО), которые получают по прямым договорам газ по предельной цене и потом реализуют его в адрес 300 автозаправочных станций, с учетом определенной маржи. Если рассмотреть другие регионы, в том числе Актобе, то мы увидим крупные газосетевые организации, имеющие свои сети заправочных станций по большей части. Следовательно, газ, приобретаемый ими, реализуется через свои сети, в этой связи структура себестоимости конечной цены различается», – пояснил он в беседе. 

При этом Танаев предположил, что розничная цена на сжиженный нефтяной газ имела тенденцию к повышению из-за его частичной реализации через биржу, но не в том размере, в котором пытаются это показать в ряде регионов. Реализация газа через ЭТП в первую очередь выгодна производителям, поскольку предельная цена, устанавливаемая государством, не позволяла иной раз покрыть себестоимость, отмечает он. По его словам, основная цель – перераспределить этот дисбаланс получаемых доходов от оптовых реализаторов в сторону производителя. 

«Мы провели анализ влияния биржевых торгов на конечную розничную цену. К примеру, по определенному региону тот объем, который выделен на область по предельной цене порядка 43,5 тыс. тенге с НДС, суммируя с объемом газа, приобретенным оптовиками посредством электронных торговых площадок, не должен был приводить к такому повышению. В 2019 году 85-87% поставляемого автогаза прошло по прямым договорам по регулируемой цене, и лишь только 12% прошло через биржи. При этом итоговая общая средневзвешенная цена по ряду регионов поднялась на 6-7%. Вместе с тем, повышая розницу на 8-12 тенге за литр, мы имеем повышение более чем на 15%. Да, возможно, часть розницы не смогла получить через ГСО по более низкой цене, купили ее на ЭТП подороже и переложили затраты на конечного потребителя, не желая снижать привычную норму рентабельности», – полагает представитель биржи «Каспий». 

По его мнению, повышение акцизов на бензин также сможет повлиять на спрос на автогаз, побуждая водителей оставаться в этом виде топлива или переходить на него. Поэтому потребление сжиженного нефтяного газа в стране как минимум сохранится на прежнем уровне, прогнозирует он. 

Между тем отметим, что ранее экс-министр энергетики Канат Бозумбаев заявлял, что Казахстану лучше использовать сжиженный нефтяной газ в газохимии, нежели сжигать его в авто. 

Напомним, ранее inbusiness.kz писал о последствиях ограничений, введенных правительством с начала года для автомобилей с газобаллонным оборудованием. В результате запрета бизнес столкнулся с потерей клиентов и потенциальной прибыли, а частные владельцы таких авто – с невозможностью пользоваться подземными паркингами торгово-развлекательных и бизнес-центров, жилых домов. После консультаций с алматинскими бизнесменами в Национальной палате предпринимателей «Атамекен» решили обратиться в правительство с предложением поправок в постановление, регламентирующее ограничения. Детализация регулирования в этой сфере необходима во избежание коррупционных рисков в вопросах контроля и эксплуатации транспорта на газе, считают в НПП.

Данияр Сериков

Армянские машины не конкуренты казахстанскому автопрому

Первые представляют сегмент подержанных машин, второй нацелен на покупателей, желающих приобрести авто с конвейера.

13 Февраль 2020 11:17 8467

Армянские машины не конкуренты казахстанскому автопрому

Спрос на автомобили был всегда, вопрос только в доступности. Есть ошибочное мнение, что конфликт покупателей машин из Армении мешает казахстанскому автопрому.

Первое. Автомобили, ввезенные или произведенные на территории Казахстана, должны соответствовать техническим требованиям – должны быть леворульными (принято с 2007 года), на спидометре должен быть километраж (не мили), есть несколько опций в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза (ТР ТС 018, принят с 2011 года), автомобили должны иметь определенный набор опций (не менее двух подушек безопасности, крепления ISOFIX, дневные ходовые огни, система курсовой устойчивости, принято с 2016 года), экологический класс не ниже Евро-5 (принято с 1.1.2018 года).

Остальные каждый производитель устанавливает сам в зависимости от предпочтений покупателей и возможностей производителей. В Казахстане чем «нашпигованнее» автомобиль, чем больше у него опций, тем интереснее для потребителя. Соответственно, стоимость автомобиля выше, то есть одна и та же модель с разными опциями и разного возраста будет разная по стоимости.

Второе. Когда говорят «свежепригнанная», это не значит, что автомобиль новый. Нельзя сравнивать новый автомобиль и старый, это совершенно разный сегмент, и стоимость, соответственно, у таких автомобилей разная. Автомобили, ввезенные из Республики Армения – это в основном автомобили, бывшие в употреблении. Средний возраст таких автомобилей 5-10 лет. Многие из них не соответствуют техническим требованиям РК и ЕАЭС. Поэтому и цена на такие автомобили была низкая. Также в Армении при вступлении в ЕАЭС до текущего года действовал льготный режим по таможенной очистке, к слову сказать, в Казахстане тоже был такой период, который действовал с 1 июля 2010 года по июль 2011 года.

В этот период граждане Армении могли завозить для себя автомобили по пошлинам ниже, чем на всей территории ЕАЭС, и также эксплуатировать для себя на территории Армении. Когда такой же льготный режим действовал в Казахстане, министерство внутренних дел РК обеспечивало исполнение обязательств перед другими странами – членами Таможенного союза в виде отметки в техпаспорте, что автомобиль ввезен в льготном режиме.

Армении на период присоединения такой отметки было не нужно, потому что в законодательстве стран ЕАЭС четко прописаны правила постановки автомобилей на учет и правила обращения. Однако на деле выяснилось, что не все граждане РК добросовестно выполняли условия правил регистрации – либо по незнанию, либо умышленно.

Так, казахстанцы стали приобретать автомобили за пределами Армении и производить таможенную очистку и регистрацию на себя в Армении. Такие автомобили, согласно Договору о присоединении к ЕАЭС, должны были осуществить доплату по всем тарифам и сборам на территории своей страны и постоянную регистрацию в течение 10 дней после въезда.

В случае с Казахстаном идентификация таких автомобилей стала возможной благодаря цифровизации и интеграции баз страховых компаний с базами правительства для граждан. При этом министерство финансов и министерство внутренних дел за период 2018-2019 гг. неоднократно предупреждали граждан о необходимости учета. Так, в 2018 году несколько раз в мажилисе РК поднимался вопрос по внедрению понятия «временная регистрация» для таких автомобилей. Однако законопроект не поддержали ввиду того, что есть четкие понятия постоянной регистрации и не было необходимости во введении дополнительных параметров. 

Третье, парк автомобилей в Казахстане, который насчитывает порядка 3,5 млн легковых автомобилей, очень старый. В стране передвигается более 70% авто 10-летней давности производства. Эксплуатация таких автомобилей влияет на экологию и безопасность на дорогах. Еще в 2007 году поднимался вопрос по запрету ввоза автомобилей старше семи лет, и в 2010 году были введены дифференцированные тарифы для ввоза в РК. Автомобили до двух лет ввозились по тарифам 30% от стоимости, а автомобили старше двух лет и выше – от 45% и выше (даже 150% был тариф на старое авто с большим объемом двигателя). В принципе, аналогичная практика существует во всем мире.

Конечно, никто не захочет самостоятельно сдать свой старый автомобиль на утилизацию, чтобы другим дышалось легче. Так, в 2016 году в Казахстане был введен механизм утилизационного сбора, который оплачивает автомобили как импортные, так и произведенные в РК. Те автомобили, которые были зарегистрированы в Казахстане до 2016 года, такой сбор не уплачивают. С одной стороны, данный сбор предназначался для создания инфраструктуры и заводов по переработке автотранспортных средств, также как для создания механизмов по стимулированию граждан сдавать свои старые автомобили на утилизацию. Так, например, есть два типа стимулирования – это денежное вознаграждение, а также сертификат на приобретение нового, произведенного в РК автомобиля. За 2018-2019 годы было принято и утилизировано более 80 000 единиц в стране.

На текущий момент важно принимать меры для обновления автопарка, в том числе и стимулирование производителей РК для увеличения объема новых автомобилей. На сегодняшний день казахстанские автомобили можно приобрести от 2,5 млн тенге и выше. Важно также создавать условия для замены совсем старых автомобилей на более новые. Так, сейчас создаются площадки для реализации таких автомобилей, в кооперации с банками второго уровня и микрокредитными организациями предлагается финансирование таких автомобилей.

Оператор РОП продолжает выделение финансирования для граждан РК по выкупу старых автомобилей. Стоимость денежного вознаграждения составляет 45 000 тенге на некомплектный автомобиль, 150 000 тенге – на комплектный (шасси, двигатель, коробка передач, колеса, при этом автомобиль может быть и не на ходу). Стоимость сертификата при покупке нового казахстанского автомобиля составляет 315 000 тенге на легковой автомобиль, 600 000 – тенге на грузовой автомобиль и 700 000 тенге – на автобус.

Саян Абаев

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: