/img/1920х100.png
/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 400,36 Brent 36,55
Чтобы забыть Усенова: как за пьяное вождение наказывают в других странах

Чтобы забыть Усенова: как за пьяное вождение наказывают в других странах

Только за прошлый год в Казахстане по вине пьяных водителей погибли 143 человека.

11:55 30 Октябрь 2019 17698

Чтобы забыть Усенова: как за пьяное вождение наказывают в других странах

Автор:

Диана Даниярова

Президент страны Касым-Жомарт Токаев дважды за последние пару дней в своих выступлениях остановился на одной и той же важной теме – о необходимости ужесточения наказания за вождение в нетрезвом виде.

Вначале глава государства высказался об этом в своем «Твиттере» в воскресенье, 27 октября:

«Поручил внести изменения в законодательство: ужесточить наказание за управление транспортными средствами после приема всех видов алкоголя…»

Спустя день глава государства прибыл в Алматы, где на совещании с городскими властями вновь повторил:

«Меня беспокоит большое количество дорожно-транспортных происшествий в стране и в Алматы в частности. Люди гибнут, получают увечья. По количеству пострадавших дорожные инциденты не уступают вооруженным конфликтам в других странах. Культура дорожного движения резко снизилась. Нужно принимать комплексные меры».

Понять столь пристальное внимание к этой теме совсем не трудно. В стране в разное время произошли несколько очень резонансных ДТП по вине пьяных водителей, отделавшихся буквально испугом. А имена людей, их совершивших, стали в народе уже нарицательными – Кайымсултанов, Усенов…

По вине Алибека Кайымсултанова, сына высокопоставленного чиновника LotoRu экс-начальника Управления капитального строительства акимата города Алматы Габидена Кайымсултанова, погибли трое молодых людей. В 2009 году в самом центре города на «Порше» пьяный Кайымсултанов, проехав на красный сигнал светофора, врезался в «Тойоту-Камри», в которой ехали четверо молодых людей. 19-летние пассажирки японской иномарки, студентки КазНУ Молдир Байжанова и Сымбат Сатанбаева, скончались до приезда медиков. Водитель «Тойоты», тоже студент, Даурен Сейтмаганбетов, на следующий день умер в реанимации. В живых остался лишь Сагыныш Койбагаров, который получил тяжелые травмы. После ДТП младший Кайымсултанов пустился в бега. Спустя два года он явился с повинной, а отсидев чуть более года из назначенных судом семи лет получил условно-досрочное освобождение.

В 2013 году еще один мажор – Максат Усенов совершил на BMW X6 наезд на шестерых пешеходов, один из которых погиб на месте. Пьяный Усенов на огромной скорости пролетел через бордюр на площадку около кинотеатра «Целинный» (не менее 30 метров). За это сына экс-начальника Управления строительства города Алматы и экс-директора департамента строительства АО «Национальная компания «Экспо-2017» Кажымурата Усенова осудили всего на 45 суток с лишением права управления транспортным средством на один год. Также он был оштрафован на 28 тысяч тенге за нанесение легкого вреда здоровья другим пятерым пострадавшим. Примечательно, что за несколько месяцев до резонансного ДТП Максат уже был лишен прав за… вождение в нетрезвом виде.

Не прошло и двух лет, как Максат Усенов вновь стал виновником еще одного ДТП. В результате аварии пострадала водитель Toyota, 38-летняя женщина, которая с травмой головы была госпитализирована. А Усенова-младшего арестовали на 20 суток за… отказ пройти медицинское освидетельствование на состояние алкогольного или наркотического опьянения, хотя на тот момент он не имел права управлять транспортным средством.

Усердно работает над тем, чтобы и его фамилия стала нарицательной, еще один «герой дорог» – Назар Роллан. Он, к счастью, никого не сбил, но хорошо известен местной полиции за свои проделки: то едет по встречной полосе, то катал приятеля по асфальту на привязанных к внедорожнику санках, то ездил по городу без госномеров, причем на разных автомобилях. А свои «геройские поступки» усердно выкладывает на странице в Instagram.

Буквально вчера прошла новость, что за вождение в состоянии алкогольного опьянения легкой степени, без водительских прав (которых был лишен ранее) «водитель автомашины Porsche Назар Роллан постановлением суда подвергнут к административному аресту сроком на 20 суток».

Сейчас в Казахстане, согласно ст. 608 Кодекса об административных правонарушениях, минимальное наказание за управление транспортом нетрезвым водителем предусматривает лишение водительских прав на срок до трех лет. Если действия водителя повлекли аварию, то его могут лишить прав на четыре года. В случае причинения вреда здоровью или повреждения других транспортных средств, грузов, дорожных сооружений права вождения могут лишить на пять лет. За повторные правонарушения срок лишения водительских прав может быть увеличен, кроме того, водителя могут арестовать на срок от 15 до 30 суток.

Между тем только в прошлом году в Казахстане по вине пьяных водителей в стране произошло 656 ДТП, в которых погибли 143 человека, ранения получили 920. За тот же прошлый год зафиксировано свыше 25 тысяч случаев, когда водители были нетрезвы. 

Первый замминистра внутренних дел Марат Кожаев пояснил, что в первую очередь ужесточение наказания коснется тех, кто после лишения прав продолжает садиться за руль. Также, по его словам, в МВД изучают, как в других странах наказывают за вождение в нетрезвом состоянии, в частности в России и Беларуси.

Inbusiness.kz тоже решил поинтересоваться: а как за пьяное вождение наказывают в других странах?

В России, если в одном литре выдыхаемого водителем воздуха обнаружится 0,16 промилле алкоголя или больше, нарушителю светит штраф в размере 30 тысяч рублей (свыше 180 тысяч тенге) и лишение прав на срок от полутора до двух лет. В случае повторного нарушения в течение года сумма штрафа возрастает в 10 раз, а срок возможного лишения прав – до трех лет. Кроме того, нарушителя могут посадить в тюрьму на два года. Ну а если алкогольное опьянение было обнаружено у виновника ДТП, то ему светит наказание в виде исправительных работ сроком до трех лет с изъятием прав в случае причинения тяжкого вреда здоровью третьих лиц, а если в ДТП были погибшие, то до девяти лет лишения свободы.

В Южной Корее управление автомобилем в нетрезвом виде может привести к пожизненному заключению. Такое наказание грозит водителю, в случае если он будет виновен в ДТП со смертельным исходом. А если просто поймают «подшофе», то могут лишить прав на год либо попросят оплатить штраф в размере, эквивалентном 330 000 тенге.

В США наказание за вождение в пьяном виде сильно отличается от штата к штату. Но, тем не менее, везде выпишут штраф примерно на 300 долларов (117 000 тенге) и на полгода отберут права. Если тот же водитель попадется нетрезвым еще раз в течение 10 лет, его могут посадить в тюрьму на месяц или выписать штраф на сумму до 10 тысяч долларов (3 900 000 тенге).

В Беларуси при первом нарушении – штраф до 1250 долларов (487 000 тенге) и лишение прав на три года, при повторном – лишение прав на пять лет либо два года тюремного заключения. Также при повторном нарушении у водителя изымают автомобиль и отгоняют на штрафстоянку, а затем продают на аукционе. Причем служителям закона не важно, является ли машина собственностью водителя или нет: владелец тоже должен нести ответственность за то, что доверил свой автомобиль любителю выпить.

В Сингапуре за вождение в нетрезвом виде могут и побить. В прямом смысле этого слова. Речь о публичных ударах палкой длиной более метра и толщиной около сантиметра. А также штраф в размере до 2 млн тенге.

В Китае одни из самых строгих правил. Здесь если по вине пьяного водителя погиб человек, то нарушителю грозит смертная казнь. За вождение в состоянии опьянения, без жертв – большой штраф, а также забирают права на срок до пяти лет.

В Японии вместе с нарушителем могут посадить в тюрьму еще и пассажиров – за то что проявили беспечность и доверили свою жизнь кому попало. Либо оштрафовать, но опять же вместе с водителем и его пассажиров. Если нетрезвый виновник аварии скрылся с места ДТП, то права у него отберут на 10 лет. Штрафы у японцев также не маленькие – около 8700 долларов (3 393 000 тенге). Но и это не все. В Стране восходящего солнца бармен не имеет права продавать алкогольные напитки, если знает, что посетитель за рулем. За такой проступок бар могут лишить лицензии.

В Италии действуют несколько по-иному. Помимо традиционных штрафов и запрета на вождение, виновника могут заставить раздавать листовки об опасности употребления алкоголя за рулем в общественных местах и на улицах, причем на протяжении полугода.

А в Молдове пьяного водителя могут приговорить к общественным работам… в морге, чтобы провинившийся получше осознал свое преступление и задумался.

В Великобритании одни из самых больших штрафов за нетрезвое вождение в Европе – около 7200 евро (3 096 000 тенге).

К слову, самым первым водителем, оштрафованным за вождение в нетрезвом виде, стал именно англичанин – лондонский таксист Джордж Смит был оштрафован на 25 шиллингов 10 сентября 1897 года.

Великобритания также стала первой страной, где был принят закон, регламентирующий содержание алкоголя в крови водителей. Это случилось 8 октября 1967 года. А спустя 10 лет эксперты установили, что благодаря этому закону удалось спасти от гибели на дорогах более 6000 человек.

С тех пор благодаря этому закону во всем мире спасены миллионы жизней.

Диана Даниярова

Блондинки VS брюнетки – кто «рулит»

Может ли цвет волос повлиять на манеру управления автомобилем?

29 Май 2020 13:58 2716

Блондинки VS брюнетки – кто «рулит»

Все привыкли к стереотипам о «женщине за рулем», создающей окружающим водителям кучу проблем и становящуюся порой зачинщицей аварии, что называется, на пустом месте. Но негласное противостояние блондинок и брюнеток длится уже не один десяток лет. У многих существует убеждение, что обладательницы белокурых прядей более легкомысленные и безрассудные, чем темных волос. Страховая компания «Лондон-Алматы» решила внести свою лепту в вечный спор, а может, даже развеять миф. Аналитики провели исследование с целью определить: зависит ли стиль вождения от цвета волос водителя или все же это миф.

Исследование проводилось компанией методом глубинного интервью, в нем приняли участие владельцы легкого автотранспорта Алматы и Нур-Султана в возрасте от 18 до 50 лет, 100% участников опроса – женщины. В ходе опроса представительниц прекрасного пола просили описать стиль вождения и свой характер, определить маневры, которые вызывают затруднения, рассказать, часто ли они нарушают правила дорожного движения и как относятся к заторам на дорогах. Кроме того, участниц опроса просили ответить на вопросы: «Вы встретили на дороге настоящего агрессора: то обгоняет, то подрезает. Как с ним быть?», «Вам нужно будет доехать из точки А в точку Б. Как будете запоминать дорогу?», «На парковке вы видите лишь одно место, и занять его можно, только если впритык прижаться к другим машинам. Ваши действия?» Ответы на ситуационные вопросы позволили аналитикам получить более точные результаты.

В ходе исследования брюнетки определили себя как уверенных водителей, среди своих главных черт они выделили рассудительность, спокойствие и сдержанность. Они очень аккуратно управляют автомобилями, чтобы не случилось – это точно будет не по их вине. В своих ответах они указали, что на дороге ведут себя довольно сдержанно, почти никогда не кричат и не нервничают, правда, редко уступают дорогу, всегда едут по своей полосе и не нарушают правила дорожного движения. Однако для многих из них сложности вызывают соблюдение дистанции и движение задним ходом при парковке. Они редко пользуются клаксоном и спокойно стоят в пробках часами.

Шатенки – это водители настроения, от них можно ожидать чего угодно. Их манера управлять автомобилем зависит от того, в каком настроении девушка вышла сегодня из дома. Они характеризуют себя более импульсивными в сравнении с брюнетками, чаще сигналят, признаются, что иногда могут и подрезать, а оказавшись с ними на дороге, лучше будет пропустить их вперед.

Блондинки же в ходе опроса определили себя как смелых и уверенных в себе людей, которые постоянно стремятся к поставленной цели и успеху. Правда, среди своих слабых сторон они отметили излишнюю импульсивность, и некоторые из них признались, что иногда могут полихачить на дороге и пренебречь скоростным режимом, поболтать по телефону, а иногда и вовсе не понимают, как кто-то может в чем-то их обвинять, они ведь сама невинность! Но в целом признаются, что ведут себя сдержанно и дисциплинированно на дорогах. Только одна из пяти девушек, обладающих белокурыми волосами, сказала, что была участником в ДТП хотя бы раз с момента получения прав, из них только 43% были виновницами дорожного инцидента.

По мнению представителей компании, дело здесь совсем даже не в цвете волос, и он никак не влияет на манеру вождения представительниц прекрасного пола, и то, что блондинки водят хуже, чем брюнетки или шатенки, является стереотипом. Тем более что ученые Университета штата Огайо провели свой опрос и уже опровергли миф о том, что интеллект блондинок уступает брюнеткам и шатенкам, а иногда уровень их интеллекта даже выше. Участницам предлагалось ответить на вопрос о цвете своих волос, а также пройти интеллектуальный тест, который демонстрировал их словарный запас, понимание текста, знания математики и способности к математическому мышлению. Результаты исследования гласят, что среднестатистический уровень интеллекта блондинок составляет 103,2. Шатенки же оказались на втором месте – с уровнем IQ в 102,7. Рыжеволосые девушки в среднем имеют IQ на уровне 101,2. Наименьший коэффициент интеллекта был зарегистрирован у брюнеток – 100,5 балла. Опрошенные также отвечали на вопрос, был ли у них в возрасте 14 лет доступ к чтению – журналам, газетам и книгам. Оказалось, что блондинки росли в семьях, где больше читали.

«В ходе исследования мы в очередной раз пришли к выводу, что cтиль вождения брюнеток, шатенок, блондинок зависит только от характера. Между тем цвет волос в данном случае особого значения не имеет. Ведь женщины есть женщины. Но стоит отметить, что представительницы женского пола, будь то брюнетки или блондинки, реже, чем мужчины, становятся виновниками ДТП.

Мы бы хотели обратиться ко всем водителям и попросить их уважительно относиться к другим участникам дорожного движения и не игнорировать ПДД. Ведь, согласно официальной статистике, в РК за январь-декабрь 2019 года было зарегистрировано 16 614 дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадали 24 585 человек. По состоянию на 1 января 2020 года страховыми организациями по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств было осуществлено 74 914 страховых выплат на сумму 29,7 млрд тенге», – говорит Роздина И. А., управляющий директор АО «СК «Лондон-Алматы».

Айнур Омиралина

Продажи автомобилей упали до исторического минимума

Количество регистраций в апреле упало в 40 раз по сравнению с обычными значениями.

20 Май 2020 15:48 6247

Продажи автомобилей упали до исторического минимума

По данным комитета по статистике, в апреле 2020 года цены на автомобили в Казахстане выросли на 0,8%. Этот месяц стал уже 57-м подряд, в котором отмечается рост стоимости транспорта. В последний раз цены не росли в далеком июле 2015 года. То есть после перехода к плавающему курсу тенге еще не было такого периода, когда автомобили бы не дорожали.

При этом темпы роста достаточно стабильны. За четыре месяца с начала текущего года стоимость увеличилась на 2,6%. Для сравнения – в январе-апреле 2019 года показатель составлял 2,7%, в 2018-м – 2,8%. Да и в целом нынешние темпы мало отличаются от прошлогодних:

  • В январе 2019 и 2020 годов рост стоимости автомобилей составил 0,7%.
  • В феврале – 0,6%.
  • В марте – 0,5%.
  • Апрельское различие незначительное: 0,8% в 2020 году против 0,9% годом ранее.

За последние 12 месяцев цены выросли на 8,6%. Таким образом, стоимость автомобилей растет быстрее инфляции, которая за это же время составила 6,8%. И это уже привычная тенденция. Годовой рост цен на авто стабильно опережает инфляцию, начиная с декабря 2015 года. То есть примерно с момента перехода к плавающему курсу.

Наибольший рост цен – на дешевые и старые авто

Мартовское ослабление тенге стало крупнейшим за последние почти пять лет. И это также не могло не отразиться на ценах. Kolesa.kz провели анализ динамики цен на самые популярные модели на вторичном рынке. И она оказалась разнонаправленной:

  • Среди самых популярных моделей стоимостью до 3 млн тенге (как правило, это иномарки, возраст которых приближается к 30 годам, либо продукция российского автопрома вдвое моложе) произошел рост цен на ВАЗ-2114 и Audi 100 C4. Причем обе подорожали в апреле на 3,4%, а основа роста пришлась на первую половину месяца. Конкурент, Volkswagen Passat B3, наоборот, подешевел. Его средняя стоимость на вторичном рынке снизилась на 2,8%.
  • В ценовой категории от 3 млн до 5 млн тенге из популярных моделей сильнее всего подорожал Hyundai Accent 2014 года выпуска – скачок в первой половине апреля привел к тому, что по итогам месяца цены выросли на 2,2%. Toyota Camry XV40 2007 года подорожала на 0,9%, а Kia Rio подешевел на 0,1%.
  • В категории 5-7 млн тенге динамика немного иная. Toyota Corolla 2013 года подешевела на 1,5% (основное снижение пришлось на первую половину месяца), Lexus RX 330 2004 года – на 0,7% (в конце месяца). Альтернатива – Toyota Camry XV50 2012-го года выпуска – немного подорожала – на 0,2% .
  • В категории свыше 7 млн тенге цены выросли, но незначительно. Toyota Camry XV70 подорожала на 0,4%, Toyota Land Cruiser 200 – на 0,1%, а Toyota Land Cruiser Prado на столько же подешевел. При этом цены на эти модели менялись скачкообразно.

«Судя по имеющимся данным, наиболее заметный рост цен в процентном соотношении по итогам апреля произошел в сегменте до 3 млн тенге. В остальных же, за исключением пары случаев, перемены едва доходили до 1 %. С начала мая в различных регионах страны начали открываться спецЦОН. Кое-где они уже стали оказывать услуги по перерегистрации автомобилей без необходимости пользоваться онлайн-сервисом, что значительно повлияет на вторичный рынок в мае», – подытожили авторы исследования.

Новые авто продолжают дорожать

Что касается новых автомобилей, то тут ситуация несколько иная. По данным Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром», в январе-апреле 2020 года казахстанцы потратили на покупку нового автотранспорта 169,3 млрд тенге – это на 4,9%, меньше, чем год назад. При этом количество сделок сократилось на 2,7% (чуть мене 18,4 тыс.). Это говорит о том, что средний чек при покупке нового автомобиля упал. Но это не значит, что цены упали – просто казахстанцы стали покупать более дешевые модели.

Например, доля Toyota в январе-апреле 2020 года составила 15,7%, тогда как год назад она была в районе 22%. Camry, еще недавно занимавшая первое место в списке самых популярных моделей, сейчас идет лишь четвертой, пропустив вперед куда более дешевые Lada Granta, Ravon Nexia и KIA Rio.

В Kolesa.kz отмечают, что мартовское ослабление тенге привело к двум волнам подорожаний. Практически сразу после падения стоимости тенге дистрибьютеры заявили о том, что цены будут расти, но купить уже имеющиеся в наличии авто можно было по старым ценам. В начале апреля ценники были увеличены вновь, причем на некоторые модели рост составил более 16%. И с тех пор значительных изменений не было. Но будут.

«Из числа популярных марок на сегодняшний день прайсы не корректировала только Hyundai. Ее представители ранее заявляли, что цены останутся прежними, пока есть запасы. Как только они закончатся, подорожают и Hyundai, предположительно на 5-7 %. То есть если базовая версия Hyundai Accent сейчас стоит 6,1 млн тенге, то после поступления свежей партии в графе «от» может значиться уже 6,5 млн тенге», – пишут в kolesa.kz.

Продажи упали до исторического минимума

Судя по всему, именно сокращение спроса сейчас и является сдерживающим фактором для стремительного роста цен на авто. Автосалоны закрыты, спеЦОН в большинстве своем тоже, а потому оформить сделку весьма затруднительно. Рынок застаивается, что и притормаживает рост цен.

«Сбыт по итогам апреля 2020 года (950 единиц) оказался ниже прошлогоднего значения в 5,9 раза (5585 ед.). Объем рынка в стоимостном выражении по результатам месяца достиг 10 млрд тенге ($23,1 млн), что ниже показателя годичной давности в 5,3 раза. В сравнении с мартом 2020 года, когда было реализовано 6 694 автомобиля, апрельские продажи снизились на 86%», – отмечают в «КазАвтоПроме» о продажах новых авто.

Однако не исключено, что ситуация все-таки чуть лучше. Участники рынка говорят, что продажи на вторичным рынке идут, но пока они просто не нашли отражения в официальной статистике – официально сделки еще не оформлены.

«На вторичном рынке наблюдалось затишье, и это несмотря на возможность онлайн-переоформления между физическими лицами. По данным АКАБ, в апреле 2020 года в РК на учет поставлено всего 2 853 автомобиля (в 40 раз меньше, средних значений). Большую часть из них зарегистрировали в ВКО, Алматы и Карагандинской области. В мае ситуация начинает стабилизироваться. В связи со смягчением карантина во многих регионах страны открыли свои двери спецЦОН и дилерские центры. Количество регистраций растет, в том числе за счет оформления продаж в апреле. Участники рынка ожидают увеличения продаж уже в ближайшие месяцы», – пишет Ассоциация казахстанского автобизнеса (АКАБ).

Также из данных АКАБ следует, что из 1122 проданных в апреле единиц автотехники на учет поставлено всего 213 – а это менее 20%. Таким образом, оставшиеся сделки отразятся в данных по регистрации лишь в последующие месяцы.

Алексей Никоноров