/img/tv1.svg
RU KZ
FTSE 100 7 507,67 DOW J 29 166,32
Hang Seng 27 851,34 KASE 2 313,33
РТС 1 596,11 Brent 62,03
Чтобы забыть Усенова: как за пьяное вождение наказывают в других странах

Чтобы забыть Усенова: как за пьяное вождение наказывают в других странах

Только за прошлый год в Казахстане по вине пьяных водителей погибли 143 человека.

30 Октябрь 2019 11:55 10236

Чтобы забыть Усенова: как за пьяное вождение наказывают в других странах

Президент страны Касым-Жомарт Токаев дважды за последние пару дней в своих выступлениях остановился на одной и той же важной теме – о необходимости ужесточения наказания за вождение в нетрезвом виде.

Вначале глава государства высказался об этом в своем «Твиттере» в воскресенье, 27 октября:

«Поручил внести изменения в законодательство: ужесточить наказание за управление транспортными средствами после приема всех видов алкоголя…»

Спустя день глава государства прибыл в Алматы, где на совещании с городскими властями вновь повторил:

«Меня беспокоит большое количество дорожно-транспортных происшествий в стране и в Алматы в частности. Люди гибнут, получают увечья. По количеству пострадавших дорожные инциденты не уступают вооруженным конфликтам в других странах. Культура дорожного движения резко снизилась. Нужно принимать комплексные меры».

Понять столь пристальное внимание к этой теме совсем не трудно. В стране в разное время произошли несколько очень резонансных ДТП по вине пьяных водителей, отделавшихся буквально испугом. А имена людей, их совершивших, стали в народе уже нарицательными – Кайымсултанов, Усенов…

По вине Алибека Кайымсултанова, сына высокопоставленного чиновника LotoRu экс-начальника Управления капитального строительства акимата города Алматы Габидена Кайымсултанова, погибли трое молодых людей. В 2009 году в самом центре города на «Порше» пьяный Кайымсултанов, проехав на красный сигнал светофора, врезался в «Тойоту-Камри», в которой ехали четверо молодых людей. 19-летние пассажирки японской иномарки, студентки КазНУ Молдир Байжанова и Сымбат Сатанбаева, скончались до приезда медиков. Водитель «Тойоты», тоже студент, Даурен Сейтмаганбетов, на следующий день умер в реанимации. В живых остался лишь Сагыныш Койбагаров, который получил тяжелые травмы. После ДТП младший Кайымсултанов пустился в бега. Спустя два года он явился с повинной, а отсидев чуть более года из назначенных судом семи лет получил условно-досрочное освобождение.

В 2013 году еще один мажор – Максат Усенов совершил на BMW X6 наезд на шестерых пешеходов, один из которых погиб на месте. Пьяный Усенов на огромной скорости пролетел через бордюр на площадку около кинотеатра «Целинный» (не менее 30 метров). За это сына экс-начальника Управления строительства города Алматы и экс-директора департамента строительства АО «Национальная компания «Экспо-2017» Кажымурата Усенова осудили всего на 45 суток с лишением права управления транспортным средством на один год. Также он был оштрафован на 28 тысяч тенге за нанесение легкого вреда здоровья другим пятерым пострадавшим. Примечательно, что за несколько месяцев до резонансного ДТП Максат уже был лишен прав за… вождение в нетрезвом виде.

Не прошло и двух лет, как Максат Усенов вновь стал виновником еще одного ДТП. В результате аварии пострадала водитель Toyota, 38-летняя женщина, которая с травмой головы была госпитализирована. А Усенова-младшего арестовали на 20 суток за… отказ пройти медицинское освидетельствование на состояние алкогольного или наркотического опьянения, хотя на тот момент он не имел права управлять транспортным средством.

Усердно работает над тем, чтобы и его фамилия стала нарицательной, еще один «герой дорог» – Назар Роллан. Он, к счастью, никого не сбил, но хорошо известен местной полиции за свои проделки: то едет по встречной полосе, то катал приятеля по асфальту на привязанных к внедорожнику санках, то ездил по городу без госномеров, причем на разных автомобилях. А свои «геройские поступки» усердно выкладывает на странице в Instagram.

Буквально вчера прошла новость, что за вождение в состоянии алкогольного опьянения легкой степени, без водительских прав (которых был лишен ранее) «водитель автомашины Porsche Назар Роллан постановлением суда подвергнут к административному аресту сроком на 20 суток».

Сейчас в Казахстане, согласно ст. 608 Кодекса об административных правонарушениях, минимальное наказание за управление транспортом нетрезвым водителем предусматривает лишение водительских прав на срок до трех лет. Если действия водителя повлекли аварию, то его могут лишить прав на четыре года. В случае причинения вреда здоровью или повреждения других транспортных средств, грузов, дорожных сооружений права вождения могут лишить на пять лет. За повторные правонарушения срок лишения водительских прав может быть увеличен, кроме того, водителя могут арестовать на срок от 15 до 30 суток.

Между тем только в прошлом году в Казахстане по вине пьяных водителей в стране произошло 656 ДТП, в которых погибли 143 человека, ранения получили 920. За тот же прошлый год зафиксировано свыше 25 тысяч случаев, когда водители были нетрезвы. 

Первый замминистра внутренних дел Марат Кожаев пояснил, что в первую очередь ужесточение наказания коснется тех, кто после лишения прав продолжает садиться за руль. Также, по его словам, в МВД изучают, как в других странах наказывают за вождение в нетрезвом состоянии, в частности в России и Беларуси.

Inbusiness.kz тоже решил поинтересоваться: а как за пьяное вождение наказывают в других странах?

В России, если в одном литре выдыхаемого водителем воздуха обнаружится 0,16 промилле алкоголя или больше, нарушителю светит штраф в размере 30 тысяч рублей (свыше 180 тысяч тенге) и лишение прав на срок от полутора до двух лет. В случае повторного нарушения в течение года сумма штрафа возрастает в 10 раз, а срок возможного лишения прав – до трех лет. Кроме того, нарушителя могут посадить в тюрьму на два года. Ну а если алкогольное опьянение было обнаружено у виновника ДТП, то ему светит наказание в виде исправительных работ сроком до трех лет с изъятием прав в случае причинения тяжкого вреда здоровью третьих лиц, а если в ДТП были погибшие, то до девяти лет лишения свободы.

В Южной Корее управление автомобилем в нетрезвом виде может привести к пожизненному заключению. Такое наказание грозит водителю, в случае если он будет виновен в ДТП со смертельным исходом. А если просто поймают «подшофе», то могут лишить прав на год либо попросят оплатить штраф в размере, эквивалентном 330 000 тенге.

В США наказание за вождение в пьяном виде сильно отличается от штата к штату. Но, тем не менее, везде выпишут штраф примерно на 300 долларов (117 000 тенге) и на полгода отберут права. Если тот же водитель попадется нетрезвым еще раз в течение 10 лет, его могут посадить в тюрьму на месяц или выписать штраф на сумму до 10 тысяч долларов (3 900 000 тенге).

В Беларуси при первом нарушении – штраф до 1250 долларов (487 000 тенге) и лишение прав на три года, при повторном – лишение прав на пять лет либо два года тюремного заключения. Также при повторном нарушении у водителя изымают автомобиль и отгоняют на штрафстоянку, а затем продают на аукционе. Причем служителям закона не важно, является ли машина собственностью водителя или нет: владелец тоже должен нести ответственность за то, что доверил свой автомобиль любителю выпить.

В Сингапуре за вождение в нетрезвом виде могут и побить. В прямом смысле этого слова. Речь о публичных ударах палкой длиной более метра и толщиной около сантиметра. А также штраф в размере до 2 млн тенге.

В Китае одни из самых строгих правил. Здесь если по вине пьяного водителя погиб человек, то нарушителю грозит смертная казнь. За вождение в состоянии опьянения, без жертв – большой штраф, а также забирают права на срок до пяти лет.

В Японии вместе с нарушителем могут посадить в тюрьму еще и пассажиров – за то что проявили беспечность и доверили свою жизнь кому попало. Либо оштрафовать, но опять же вместе с водителем и его пассажиров. Если нетрезвый виновник аварии скрылся с места ДТП, то права у него отберут на 10 лет. Штрафы у японцев также не маленькие – около 8700 долларов (3 393 000 тенге). Но и это не все. В Стране восходящего солнца бармен не имеет права продавать алкогольные напитки, если знает, что посетитель за рулем. За такой проступок бар могут лишить лицензии.

В Италии действуют несколько по-иному. Помимо традиционных штрафов и запрета на вождение, виновника могут заставить раздавать листовки об опасности употребления алкоголя за рулем в общественных местах и на улицах, причем на протяжении полугода.

А в Молдове пьяного водителя могут приговорить к общественным работам… в морге, чтобы провинившийся получше осознал свое преступление и задумался.

В Великобритании одни из самых больших штрафов за нетрезвое вождение в Европе – около 7200 евро (3 096 000 тенге).

К слову, самым первым водителем, оштрафованным за вождение в нетрезвом виде, стал именно англичанин – лондонский таксист Джордж Смит был оштрафован на 25 шиллингов 10 сентября 1897 года.

Великобритания также стала первой страной, где был принят закон, регламентирующий содержание алкоголя в крови водителей. Это случилось 8 октября 1967 года. А спустя 10 лет эксперты установили, что благодаря этому закону удалось спасти от гибели на дорогах более 6000 человек.

С тех пор благодаря этому закону во всем мире спасены миллионы жизней.

Диана Даниярова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

На чем представляют интересы Казахстана за рубежом

Общая стоимость авто МИД за границей составляет более 8 млрд тенге.

23 Январь 2020 08:00 574

На чем представляют интересы Казахстана за рубежом

Фото: kolesa.kz

По данным министерства финансов, ежегодные расходы государства на приобретение транспортных средств исчисляются миллиардами тенге. Так, к примеру в 2018 году из средств республиканского бюджета на машины чиновников Казахстана было потрачено 99,5 млрд тенге, местный бюджет приобрел авто на сумму 23,7 млрд тенге. Одним из наиболее оснащенных автотранспортом госорганов является министерство иностранных дел. Согласно данным по инвентаризации на сайте госреестра, в посольствах Казахстана за рубежом в 2017 году значилось 607 машин, в 2018 году их количество сократилось до 510 единиц. Как следует из информации, автотранспортом снабжены представительства МИД в 62 странах, однако нет информации по посольству Казахстана в США.

В целом наибольшее количество автотранспорта зарегистрировано в посольстве Казахстана в России – 51 единица. Это закономерно, учитывая, что практически пятая часть товарооборота Казахстана с другими странами приходится на северного соседа. На втором месте следует Китай – 34 авто, на КНР в 2019 году пришлось 14,8% от общего объема товарооборота. На третьем месте – Турция с автопарком в 21 машину, объем торговых операций с этой страной составляет 3,2%. За ней следует Франция – 18 единиц авто. Замыкает первую пятерку Узбекистан с 16 единицами авто, далее следуют Беларусь – 14, Кыргызстан и Объединенные Арабские Эмираты – по 12 машин. В первой десятке также Индия и Литва – по 11 авто, посольства в Азербайджане, Италии, Украине, Чехии и Японии – по 10 машин. В Египте, Израиле, Иране, Катаре, Малайзии, Польше, Саудовской Аравии, Таджикистане – по девять единиц. Наименьшее количество машин – по три – имеют представительства в Австрии, Германии, Кувейте. В Ливане, Молдове и Южной Корее – по две машины, в Канаде, Сирии и Эстонии – по одному авто.  

Наибольшая стоимость парка авто представлена в России – на сумму более 2 млн долларов, далее Китай – $1,2 млн, Турция – $1,07 млн, Беларусь – $723 тыс., Франция – $660 тыс., Узбекистан – $655 тыс., ОАЭ – $633 тыс., Кыргызстан – $582 тыс., Япония – $509 тыс.

Только последние марки машин

Проанализировав покупки авто МИД, можно увидеть закономерность, что министерство приобретает только последние марки машин: год выпуска в 99% случаях совпадает с годом покупки. Итак, самая дорогая машина министерства иностранных дел за рубежом катается в Беларуси, первоначальная стоимость Lexus LX 570, купленного в 2012 году, составляет $151 тыс. На втором месте – MERCEDES-BENZ S400 в Южной Африке, в 2014 году авто приобрели за $148 тыс. На третьем месте – MERCEDES-BENZ 350 за $140 тыс., купленный для представительства в Туркменистане. На 300 долларов ниже MERCEDES BENZ S400 L для посольства в ОАЭ. В 2013 году он обошелся казахстанскому бюджету в $139,7 тыс. Еще один MERCEDES BENZ S400 за $104 тыс. возит послов в Узбекистане.

Таким образом, наибольшее количество самых дорогих машин МИД за рубежом сконцентрировано в СНГ – 13 авто, на Ближнем Востоке – пять единиц, в Азии и Африке – по три авто, в Европе – шесть машин.

Из парка авто министерства иностранных дел в 510 единиц большую часть составляют авто марки Toyota – 202 ед., (40%) далее следует германский автопром с брендами Mercedes, BMW, Volskwagen и Audi.

Когда стоимость машин меньше или равна товарообороту

Существуют страны, товарооборот с которыми бывает немногим меньше, чем общая стоимость машин автопарка посольства. Например, объем торговых операций с Катаром в 2018 году составил $423 тыс., в то время как общая стоимость автотранспорта – девяти машин – составляет $208 тыс. Другой пример – Эфиопия. В эту страну приобретена одна из самых дорогих машин МИД – Меrcedes-Benz S400L AMG. В 2014 году первоначальная стоимость авто составила $126,2 тыс. Так, в 2018 году товарооборот между нашими странами составил всего $82 тыс., что меньше, чем стоимость данной машины. Всего в представительстве РК в Эфиопии пять единиц авто общей стоимостью $218 тыс.

Впрочем, пока одни представители посольств выбирают комфорт за счет госказны, другие голосуют за здоровый образ жизни. Так, в посольстве Казахстана в Индонезии имеется велосипед. Правда, на данном единственном примере заканчиваются бюджетные варианты передвижения.

Гламурный вид авто привлекает инвестиции?

Можно ли установить причинно-следственную связь между количеством машин, их стоимостью и товарооборотом? Так, к примеру в 2018 году торговые операции между Казахстаном и Францией составили $3,9 млрд, между РК и Южной Кореей немногим меньше – $3,2 млрд. При этом, количество авто в посольстве РК в Париже составляет 18 единиц, в Сеуле у казахстанского представительства всего 2 авто. Аналогичная картина складывается при сравнении товарооборота между парой Казахстан/Швейцария и Казахстан/Узбекистан. В первом случае товарооборот на уровне $2,8 млрд, во втором – $2,5 млрд. При том, что Швейцария превосходит Узбекистан по торговым операциям с нашей страной, количество машин посольства РК в Ташкенте в два раза больше, чем в Женеве – 16 против 8 единиц автотранспорта.

Таким образом, прямой взаимосвязи между экспортом/импортом Казахстана с другими странами и количеством служебных автомобилей чиновников не прослеживается.

Возьмем другой критерий. Одной из задач внешней политики МИД является привлечение иностранных инвестиций и возможно в целях стимулирования продуктивной работы сотрудников посольств приобретаются презентабельные дорогостоящие авто. Так, одна из покупок последних лет Mercedes Benz S 450 для посольства Казахстана в Израиле стоимостью $101 тыс. По данным отчетности Нацбанка в 2018 год сумма инвестиций этой страны в РК составила всего $600 тысяч.

В Иордании колесит Mercedes Benz S 350, купленный в 2011 году за $107 тыс. Инвестиции Иордании в Казахстан в 2018 году на уровне $300 тыс. Саудовская Аравия, для работы которой посольство приобрело 9 авто, вложило в том же 2018 году $5,7 млн в экономику Казахстана. При этом, инвестиции сократились на $2 млн по сравнению с 2017 годом. Для представительства в Норвегии в 2013 году приобрели Mercedes Benz S 400 за $111 тыс. Так, в том же 2013 году объем инвестиций в Казахстан составил $19,2 млн, в 2014 году – $38,8 млн, годом позже отрицательное значение – минус $4,1 млн (инвесторы выводили свои средства), в 2016 году инвестиции все же вернулись, правда незначительные – $1,4 млн., в следующем 2017 году их было всего $200 тыс., и, наконец, в 2018 году инвестиции вышли на уровень $1,1 млн. Большинство стран, в которых представительства Казахстана имеют укомплектованный гараж с последними марками авто, либо совсем не вкладывают в РК, либо данные инвестиции на таком низком уровне, что они практически не играют никакой роли среди главных игроков. Напомним, основные инвестиции в нашу страну поступают из России, Китая, Нидерландов, США и Швейцарии.

Таким образом, количество авто МИД за рубежом и их стоимость не отражаются на притоке инвестиций в страну. Следует напомнить, что за комфортное проживание послов и их семей платят казахстанские налогоплательщики и руководству министерства следует об этом помнить, приобретая для своих нужд очередной Mercedes S класса. А если инвестиции не растут, зачем содержать автопарк с последними моделями?

Майра Медеубаева

В Павлодарской области более 2,5 тысячи автомобилей с иностранными номерами

Тем не менее, немногочисленные владельцы проблемных авто сейчас находятся на перепутье.

20 Январь 2020 12:21 1188

В Павлодарской области более 2,5 тысячи автомобилей с иностранными номерами

2,5 тыс. автомобилей – это всего лишь несколько процентов от общего количества подобных машин по республике. При этом подавляющая часть приходится на автомобили с российскими номерами – более 2 тыс. автомобилей. Что касается армянских и киргизских номеров, то, по данным департамента полиции Павлодарской области, их в регионе всего 300 и 50 автомобилей соответственно. Ранее Министерство внутренних дел РК сообщало, что всего в Казахстане порядка 170 тыс. автомобилей, зарегистрированных в России, Армении, Кыргызстане и Беларуси.

Такое сравнительно малое количество автомобилей из Армении можно объяснить географическим расположением Павлодарской области – одного из наиболее удаленных от Еревана регионов Казахстана. К примеру, в Актау, где уже проходил митинг, или Уральске, где митинг планируют на следующей неделе, привести авто из Армении заметно проще. В Актау и Атырау достаточно переправить транспортное средство через Каспийское море. Если же ехать из Еревана в Павлодар, то придется преодолеть порядка 4 тыс. километров трассы.

Очередной этап разъяснительной акции полицейских «Приемная на дороге» поставили на 17 и 18 января. В Павлодаре местные блюстители порядка отчитались, что за час полицейские ответили примерно на 500 вопросов через Instagram, а также вживую приняли около 120 человек.

На примере автомобиля Lexus RX300 2015 года главный специалист таможенного поста Ерболат Суханкулов объяснил, во сколько владельцу обойдется выплата таможенных пошлин, сборов, а также поставки транспортного средства на регистрационный учет.

«Сначала нужно оплатить утилизационный сбор и первичную регистрацию. Но для этого сначала нужно снять машину с учета в Армении и с транзитными номерами приехать в Казахстан. Автомобиль должен соответствовать стандарту Евро-4, иметь год соответствующий год выпуска: для стран Европы – 2015 год, для Кореи – 2010-й, для Японии – 2008-й, для Китая – 2012 год. Утилизационный сбор платится исходя из объема двигателя автомобиля и года выпуска. Далее водителю нужно проехать в СпецЦОН, где он встает на учет и получает казахстанские номера. В итоге все эти процедуры для Lexus RX300 обойдутся при грубом расчете в 3,5-4 млн тенге», – заявил Е. Суханкулов.

В настоящее время специальных мероприятий по поиску и задержанию подобных автомобилей не планируется. Намеренно выявлять их не будут, но в случае нарушения правил дорожного движения либо на контрольно-пропускных пунктах о них будут узнавать. Возможен вариант, что на автомобиле с армянскими номерами едет гражданин Армении. Изначально патрульные не могут знать, стоит ли транспорт на регистрационном учете или нет, поэтому всех подряд останавливать не будут.

В департаменте полиции Павлодарской области ссылаются на Закон РК «О дорожном движении» (от 17 апреля 2014 года № 194-V ЗРК с изменениями на 25.11.2019 г.), а именно на два момента.

Статья 63. Обязательность государственной регистрации транспортных средств

1. Обязательной государственной регистрации подлежат механические транспортные средства, определяемые настоящим законом, изготовленные в Республике Казахстан или ввезенные в Республику Казахстан, за исключением механических транспортных средств, зарегистрированных в компетентном органе другого государства, участвующих в международном дорожном движении и ввозимых в Республику Казахстан на срок не более одного года.

Статья 65. Допуск транспортных средств к участию в международном движении по территории Республики Казахстан

2. Не считается находящимся в международном движении транспортное средство, которое оставалось на территории Республики Казахстан более одного года с перерывами до тридцати суток.

Сейчас у владельцев автомобилей с армянскими и киргизскими номерами, по сути, три варианта дальнейших действий: заплатить все необходимые пошлины и сборы, поставив авто на учет в Казахстане, продать за границей либо вывезти за рубеж на 30 дней и вернуться обратно.

Руслан Логинов

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: