Судя по официальным цифрам, Казахстан буквально затарился прицепами, полуприцепами и контейнерами – более миллиона штук. И еще завез около 90 тысяч ванн.
Объем ввезенных за один месяц транспортных товаров почти равен количеству импортированных за 7 (!) предыдущих лет вместе взятых (1,3346 млн ед.). В среднем на каждых 15 казахстанцев пришелся 1 завезенный в республику прицеп, полуприцеп или контейнер, сообщает inbusiness.kz со ссылкой на @DataHub_FCBK.
Причем все они остались в стране: экспорт по итогам февраля составил всего 423 единицы, что даже меньше январского уровня (753 ед.).
Однако хорошо бы разобраться…
Быть может, транспортные компании стали перерегистрироваться в Казахстане, а рост импорта, по сути, является "бумажным" – та же техника, но под новым флагом?
Или казахстанцы в одночасье решили развивать грузоперевозки, найдя на рынке 1,3 млн единиц свободных прицепов и контейнеров? А заодно и деньги на них?
Однако дело не в этом. Иначе рос бы и импорт грузового транспорта, а этого не происходит: в феврале на учет было поставлено около 5,6 тыс. грузовиков, что на 11,6% меньше уровня прошлого года. Импорт вагонов, к слову, также упал: с январских 406 до 70 в феврале.
Данные по импорту официальная статистика берет в КГД. И если углубиться в первоисточник, то мы увидим следующее.
Во-первых, импорт идет по номенклатурному коду 871680. Это подгруппа "транспортные средства прочие" из категории "прицепы и полуприцепы, прочие несамоходные транспортные средства, их части". Но эта информация ничего не объясняет.
Во-вторых, практически весь импорт в феврале шел из Китая (1,32 млн единиц).
В-третьих, "это что-то очень дешевое": сумма импорта составила 331,5 тыс. долларов. То есть цена одной единицы – 25 центов!
В-четвертых, "это что-то очень легкое": средний вес – 160 граммов.
Вообще, есть ощущение, что где-то есть ошибка на пару порядков в количестве закупленной техники: не 1,3193 млн, к примеру, а 13,2 тыс. единиц. Тогда бы и средний вес, и средняя цена за единицу были бы ближе к уровню других стран, а также к январским показателям (18,6 кг и 38,8 долларов на единицу).
Но даже если это и так, то становится понятно, что импортируемые "транспортные средства" – это далеко не то, что значительно поможет развивать логистику.
Ожидание – прицепы для фур. Реальность – тележки в магазинах.
Вы будете смеяться, но именно эти товары чаще всего и регистрируются по товарному коду 871680. Так что либо в данных есть ошибка, либо Казахстан решил в одночасье обновить парк садово-магазинных тележек.
В любом случае к логистике, санкциям, новым возможностям и прочему все это не имеет никакого отношения.
Но на этом чудеса учета не заканчиваются.
На графике показаны объемы реализации на внутреннем рынке ванн из черных металлов. В феврале было продано почти столько же, сколько за весь 2021 год!
А здесь-то что не так?
Показатели реализации демонстрируют разность между ресурсами (производство + импорт) и экспортом. То есть все то, что было завезено и/или произведено, но не было вывезено, считается осевшим на внутреннем рынке.
В январе-феврале отмечается повышенный импорт из Китая – более 88 тыс. ед. Но общая сумма крайне низкая – $7,3 тыс. То есть в среднем по 5 штук за доллар.
Но это не чугунные ванны. Это ванночки вроде тех, на которые в стоматологиях складывают инструменты. Ну и разного рода разносы.
Зачем и куда столько – пока неизвестно. Но будет интересно посмотреть статистику последующих месяцев: уйдут на экспорт или останутся внутри Казахстана?
Алихан Казбаев