Чья туфля: маркировке будет подлежать вся обувь, независимо от производителя

Чья туфля: маркировке будет подлежать вся обувь, независимо от производителя

09:00 30 Май 2021 5045

Чья туфля: маркировке будет подлежать вся обувь, независимо от производителя

Автор:

Марина Попова

С 1 июня в Казахстане всем участникам данного рынка необходимо маркировать обувь. Готов ли бизнес, задействованный в данной отрасли, к новым условиям, разбирался корреспондент inbusiness.kz.

Пошли по этапу

Стоит отметить, что государственные мужи подошли к процессу основательно, в три этапа. Чтобы не сразу каблуком по голове. В июне 2019 года запустили пилотный проект, который завершили в декабре прошлого года и вот теперь, собственно, наступил период обязательного ввода маркировки обувной продукции. По данным Комитета индустриального развития МИИР РК, в пилотном проекте на добровольной основе принял участие 21 представитель отрасли, в том числе пять производителей, 16 импортеров, один розничный торговец и один маркетплейс. В этот период предприниматели уже маркировали свой товар кодом DataMatrix, наносили его на продукцию импортеров из Китая, Турции, Украины, Испании.

Интерес к обувному рынку, не случаен. Он является третьим по объемам потребления в стране после продуктов питания и одежды. И здесь присутствует большая доля импорта, если не львиная –98%, остальные 2% – покрывает местный рынок. Причем, за год он сдал позиции.

В страну с начала года, по данным Energyprom.kz, уже завезено 17,8 млн пар обуви, что в 3,1 раза больше, чем год назад. Практически весь объем был реализован на внутреннем рынке: 18,1 млн пар обуви, рост — втрое за год. При этом все еще значительный объем продаж осуществляется через небольшие сети, разрозненные магазины и вещевые рынки.

Что это даст рынку?

Крупные игроки на данном рынке воспринимают новшество вполне спокойно. Так, например, ТОО «Таразкожобувь» – участник пилотного проекта, чья производственная мощность составляет до 500 тысяч пар в год, считает, что проблем в этом вопросе нет. По словам представителя предприятия Мухтара Шаюнусова, пилотный проект прошли нормально.

«Любое начинание, особенно масштабного, предполагает определенные проблемы на первичном этапе, но, как показывает практика, со временем весь механизм отлаживается и начинает работать как часы. Настрой, скорее, позитивный», – отметил обувщик.

Еще один участник пилотного проекта ТОО «Казлегпром-Алматы», крупное предприятие отрасли, считает, что маркировка должна способствовать развитию обувного дела. По словам коммерческого директора компании Даны Каражановой, та обувь, которая ввозилась в обход пошлинных сборов, теперь подорожает.

«Но это дает возможность, нам, производителям нарастить объем производства и продемонстрировать покупателю, что казахстанские фабрики умеют шить обувь. И делают это качественно. Что касается самой маркировки товара, то думаю это не вызовет каких-то трудностей. Больше боимся. В конце концов, это цивилизованный путь развития рынка», – говорит представитель компании.

А вот Семипалатинская обувная фабрика бойко сообщили, что им маркировка не нужна, мол, работают на оборонку. Надо отметить, что часть местных производителей, пока, присматривается к проекту, но принимать условия игры все равно придется.

Маркировка товара призвана помочь навести порядок на обувном рынке и должна способствовать развитию честной конкуренции, исключить возможность продажи в казахстанской рознице контрафактных товаров. Потребитель, таким образом, получит гарантию на товар. Речь и о качестве, и безопасности, посредством сертификации товаров.

Что касается «серой» обуви, то по данным Комитета государственных доходов Министерства финансов РК теневой рынок составляет около 48% от всего объема обувных изделий.

Инструкция по применению

Чтобы заняться маркировкой товара, бизнесу необходимо зарегистрироваться в информационной системе маркировки и прослеживаемости товаров (ИСМПТ) и начать работать в ней. Речь, как пояснили в Центре развития цифровой экономики, идет о том, чтобы зарегистрировать товар в каталоге системы, запросить и получить коды маркировки в системе, нанести коды на товар либо упаковку товара, сформировать уведомление о ввозе товара в РК, передать право собственности для реализации, вывести из оборота при розничной продаже.

Data Matrix код необходимо нанести на потребительскую упаковку либо товар или товарный ярлык непосредственно на производстве или складе, где хранится товар. Если речь об импорте, то код маркировки может быть нанесен на обувь до пересечения государственной границы Казахстана и прохождения таможенных процедур.

Теперь о цене вопроса. Для маркировки обуви производителю или импортеру необходим принтер для печати этикеток с кодом Data Matrix. Его стоимость – от 100 тыс. тенге. Если речь идет о бизнесе с небольшим товарооборотом, то можно обойтись и без принтера, можно заказать услугу по распечатке этикеток с кодами в Центре этикетирования и маркировки. Цена – от 3 тенге за стикер с кодом в зависимости от его размера и материала.

Немаловажный вопрос: как это отразиться на покупателе. По информации пресс-службы Центра развития цифровой экономики, стоимость этикетки с кодом Data Matrix составляет менее 1% от стоимости даже самой дешевой пары обуви, поэтому сама маркировка не должна существенно отразиться на цене товара. К слову, об этом говорили и представители Ассоциации предприятий легкой промышленности.

Что с виртуальной продажей?

Поскольку сегодня значительная доля продукции покупается через интернет, в онлай-магазинах, резонный вопрос, подлежат ли они маркировке?

По информации представителя интернет-магазин lamoda.kz Алины Кругловой, поскольку владельцем интернет магазина Lamoda является российское юридическое лицо – ТОО «Купишуз», в основном, на сайте размещены товары, которые принадлежат владельцу сайта – российскому юрлицу.

«Наша же компания, ТОО «Мода с доставкой» оказывает услуги продавцам по доставке их товаров до покупателей – физлиц в Казахстане, то есть мы оказываем только логистические услуги. При этом, мы, безусловно, «за» маркировку товаров. С точки зрения бизнеса и репутации, для нас одним из ключевых плюсов является защита от подделок и контрафакта, при этом и покупатели будут уверены в качестве оригинальных товаров. Это способствует росту выручки и повышению конкурентоспособности «белого» бизнеса и вытеснит с рынка недобросовестных продавцов. Также маркировка поможет упорядочить оборот товара на рынке ЕАЭС. Lamoda начала погружение в проект маркировки при его внедрении еще в России на этапе эксперимента. Проект начался с маркировки обувной продукции в декабре 2018 года. На первом этапе была изучена имеющаяся документация о правилах работы с маркированным товаром. Далее изученные правила были наложены на бизнес-процессы компании и определены точки, в которых потребуется перестройка процесса», – уточнила представитель компании.

Итак, процесс запущен. В ходе реализации будет вноситься корректировка, но понятно одно: рынок диктует свои требования, которых придется придерживаться, чтобы остаться в бизнесе. И то, что отката назад не будет, свидетельствует тот факт, что в очередь на маркировку «выстроились» другие товары.

Марина Попова


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Материалы по теме:

koronavirus-v-kazahstane-kompensaciya-policejskim-test-koncert-tokio-v-preddverii-olimpijskih-igr

skatov-vyshel-v-polufinal-chellendzhera-v-portugalii

kak-kazahstanskie-uchenye-i-biznesmeny-mogut-rabotat-v-guanchzhou

kazahstancam-mogut-razreshit-snimat-pensionnye-na-dolevku-bez-gosgarantii

kazahstan-oderzhal-svoyu-samuyu-krupnuyu-pobedu-na-hokkejnyh-chm

загрузка

×