Цифровая эра и СМИ: чего не хватает казахстанской журналистике

6407

Конструктивная и деструктивная журналистика – эти темы стали главными в ходе дискуссий казахстанских экспертов в рамках очередного заседания экспертного клуба "Мир Евразии".

Цифровая эра и СМИ: чего не хватает казахстанской журналистике

Inbusiness.kz. приводит ключевые цитаты спикеров, в которых отражена важность существующей проблемы на медиарынке не только нашей страны, но и наших соседей.

Эдуард Полетаев, руководитель ОФ "Мир Евразии":

"По данным исследовательской компании Pew Research, каждая четвертая новость, которой жители США делятся в соцсетях, является недостоверной. Мы видим, что феномен доверия в настоящее время редко исследуется, хотя это важно. Одна из причин недоверия в том, что журналистика сегодня во всем мире подвергается активным изменениям: цифровая эра породила новые упрощенные форматы подачи информации, изменения в редакционных политиках.

Количество производимого контента растет в геометрической прогрессии для того, чтобы завладеть вниманием зрителя и читателя. Громкие заголовки ради просмотров, искажение фактов и популистские высказывания с целью манипулирования лишают медиа отрасль авторитета.

Многие факты черпаются в интернете, а это влияет на качество СМИ и доверие к ним. Журналисты часто пользуются легкими решениями в своей работе, вроде обработки сухих официальных пресс-релизов, применяют слабое разнообразие жанров – как правило, материалы выходят в виде либо интервью, либо статьи, либо заметки".

Гульмира Илеуова, президент ОФ "Центр социальных и политических исследований "Стратегия":

"Конструктивная журналистика – это не тот идеал, к чему сегодняшние медиа стремятся. Раньше в публичном поле имелось несколько российских экспертов, которые постоянно конструктивно анализировали интеграционную ситуацию. Сегодня я их мнений не наблюдаю. Зато появились новые журналисты и эксперты, которые мстят Казахстану за некоторые принятые решения и нововведения".

Антон Морозов, политолог:

"В настоящее время СМИ много внимания уделяют политике. Это их родовая травма не только казахстанских, но и многих постсоветских медиа. В начале XX века многие СМИ Российской империи были партийными в силу отсутствия других массовых каналов продвижения. Потом, при Советском Союзе, без одобрения партии ничего нельзя было ни написать, ни снять. Сегодня эта родовая травма хорошо видна на телевидении и в интернет-пространстве. Даже в социальных сетях помимо фотографий котиков и еды политика не последнюю роль играет. В принципе любой журналист и редактор вынужден обращать на нее внимание. Лояльные у них взгляды или нет – это один из главных критериев, по которым их принимают на работу. При этом конструктивная журналистика требует критически мыслящих авторов, которые могут отделить попытки манипуляций от каких-то реальных фактов, а также бдительных читателей".

Юрий Булуктаев, главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения Комитета науки МОН РК:

"Что такое конструктивная журналистика? За рубежом она считается новым трендом, хотя это не совсем так. Просто она отличается от классической журналистики тем, что не только проблемы освещает, но и предлагает варианты их решения, что требует от журналиста большей компетенции".

Сакен Бельгибаев, кинопродюсер, президент Фонда содействия профессиональным СМИ:

"После появления онлайн-новостей многие потребители отказываются от традиционных СМИ, чтобы узнать новости. К тому же смартфоны с интернетом стали доступны, они всегда под рукой и легко предоставляют множество развлекательного контента. В результате, это не вызывает желания разбираться в источниках информации.

Конструктивная журналистика – это не короткая заметка или сюжет, вызывающие эмоции. Как правило, она подразумевает полноценный материал, не только рассказывающий о той или иной проблеме, но и о ее решении, о судьбах причастных людей.

Сейчас наблюдается развитие нового формата, это журналистика решений. Которая, как и конструктивная журналистика является своеобразным гарантом развития общества. Конструктивная журналистика, то есть рассмотрение проблемы и путей ее решения, помогает обществу становиться более активным и справедливым, и при этом не агрессивным. Хотя сферу конструктивной журналистики также можно подвергнуть манипуляциям".

Олег Белов, журналист, режиссер, музыкант:

"Когда я был в командировке в Пекине, меня поразил небоскреб, где размещено Международное радио Китая (China Radio International), вещающее на 62 языках мира, а на его интернет-сайте публикуются материалы на 44 языках. Каждый этаж посвящен определенному языку – русская редакция, испанская, немецкая, английская… Выделяются огромные средства, чтобы вещать на весь мир. Да и китайские телеканалы стали прогрессивными. Это сильное средство влияния. В Китае понимают, что если медиа не уделять достойного внимания, то среда для сотрудничества будет расшатываться".

Сергей Козлов, заместитель главного редактора газеты "Аргументы и факты – Казахстан":

"В последнее время в Казахстане часто ругают российские медиа, а казахстанские не критикуют. Но этот факт может свидетельствовать в пользу первых – их знают, смотрят, слушают, читают. Это подтверждает, что информационное поле постсоветского пространства, все-таки, существует на русском языке. Но со временем оно может быть разорвано по мере сужения пространства русского языка и сокращения влияния русскоязычных СМИ за пределами России.

Если есть конструктивная журналистика, значит, в контексте подразумевается, что существует и журналистика деструктивная и это зависит от определенной информационной политики. А информационную политику формируют не журналисты, а скрытые от публики профессионалы.

Мы существуем в эпоху, когда одни факты замалчиваются, а другие выпячиваются в угоду политическим тенденциям. Противодействовать деструктивной журналистике можно только новой информационной политикой".

Владислав Юрицын, политический обозреватель интернет-газеты Zonakz.net:

"Недавно случилось серьезное чрезвычайное происшествие в одном из сел Алматинской области. И вот яркий пример конструктивной журналистики по-казахстански. Собственных корреспондентов на местах нет, информация рассылается по мессенджерам и социальным сетям. Поначалу было непонятно, кто с кем подрался, кто попал в больницу, спровоцировали ли беспорядки. В Ассамблее народа Казахстана заявили, что каких-либо конфликтов, а тем более столкновений между сельчанами на межэтнической почве не существовало. Спустя время представитель МВД высказался о том, что массовая драка была, но конфликт благодаря своевременно принятым мерам удалось локализовать. Затем Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев высказался о массовой драке школьников, упомянув наличие провокаторов.

Ситуация, в зависимости от источников информации и спикеров, играла разными красками. При этом конструктивная журналистика должна быть реалистичной, держать потребителей новостей в курсе дела. СМИ, прежде всего, интересуют информационные поводы. Идея же конструктивной журналистики состоит в том, чтобы придать материалам больше контекста и, соответственно, сделать потребителей новостей более разумными".

Сергей Домнин, экономический обозреватель:

"Возвращаясь, к тезису о конструктивной журналистике, надо сказать, что как бы мы ни критиковали западные СМИ, современные стандарты журналистики пришли к нам преимущественно с Запада. У ВВС, Washington Post, New-York Times, например, прописаны базовые ценности, этические кодексы, правила работы СМИ. И именно наличие этого комплекса позволяет максимально удалить журналистику от пропаганды"

Кульпаш Конырова


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться