Исторически сложилось, что финансовая сфера наиболее подвержена цифровизации, в отличие от других отраслей. Казахстан – не исключение. Об этом участники финансового рынка говорили на VIII CFO Summit Idea Exchange & Networking Event, передает корреспондент inbusiness.kz.
По словам первого зампредседателя правления Halyk Bank Антона Мусина, уровень цифровизации финансовой системы в Казахстане очень высокий.
"Пять банков доминируют в Казахстане. В розничном сегменте клиенты пользуются услугами каждый день. Сравнивая с другими странами, в Казахстане очень неплохо обстоят дела с цифровизацией финансовых услуг, особенно для физических и юридических лиц, а также ИП. Это большое достижение", – заявил он.
Заместитель председателя правления Сбербанка Казахстан Нурсултан Таскаранов отметил, что пандемия коронавируса вынудила банки развивать онлайн-услуги семимильными шагами.
"Это испытание для информационных систем и инфраструктуры. Многие банки оказались готовы. Повезло, что казахстанский клиент не почувствовал удара", – отметил Таскаранов.
Заместитель председателя правления Казахстанской фондовой биржи Наталья Хорошевская рассказала, какие тренды цифровизации наблюдаются на биржевом рынке.
По ее словам, пандемия внесла свою лепту в невозможность обслуживать клиентов в офисах. Это привело к тому, что клиенты биржевого рынка получили возможность получать услуги в онлайн-формате.
"Практически все активные брокеры по итогам прошлого года и начала текущего либо обновили мобильные приложения для клиентов, либо расширили их функциональность. Брокеры получили возможность обслуживать клиентов с низкими операционными издержками за счет технологий. Через них они могут давать практически прямой доступ на торговые площади и инструменты", – сказала Хорошевская.
Заместитель управляющего директора Terralink Андрей Трещук назвал цифровизацию в Казахстане "пестрой", когда одни отрасли находятся впереди, а другие еще и не начинали осваивать "цифру".
Он также сравнил ситуацию в Казахстане и США.
"В Казахстане финсектор очень развит по сравнению со многими странами первого мира. Если говорить про потребительские банки в США, вы бы вряд ли могли пользоваться Apple Pay три года назад, тогда как в Казахстане в любом киоске можно было купить шаурму", – отметил он.
Однако есть обратная сторона. В пример он привел агробизнес.
"Почти весь агробизнес два года назад имел почтовый ящик на mail.ru. Говорить о цифровизации в этом случае довольно сложно", – сказал Трещук.
Генеральный директор Первого кредитного бюро Руслан Омаров заявил, что практически все финансовые организации в стране используют искусственный интеллект для автоматизации процессов, к примеру, для кредитования. Однако не все БВУ и МФО были полностью готовы к пандемии.
"У нас было несколько банков, которые могли работать безостановочно. Все остальные "встали" и начали переделывать все бизнес-процессы. Можно по пальцам пересчитать МФО, которые были готовы работать удаленно. Почему это произошло? У нас не совсем зрелые IT-системы в финсекторе", – пояснил он.
На панельной дискуссии спикеры также обсудили, чего не хватает Казахстану сегодня, чтобы продолжить цифровизацию. Все участники высказались о нехватке квалифицированных IT-кадров, переводе архивов в электронный формат и доступности государственных баз данных.
5 мая Национальный банк Казахстана сообщил о возможности ввода цифрового тенге. Финрегулятор планирует реализовать пилотный проект по розничной цифровой валюте, провести серию исследований по оценке влияния вместе с участниками рынка.
Ранее советник председателя Нацбанка Олжас Тулеуов ответил на главные вопросы о цифровом тенге. Своим мнением о введении такой валюты также делились и опрошенные inbusiness.kz эксперты.
Аскар Ескараев
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!