Казахстанские власти намерены перевести все рынки и магазины у дома в цифровой формат. На недавнем заседании правительства премьер-министр Олжас Бектенов поручил выработать меры по цифровизации торговли, в том числе для небольших торговых точек, сообщает inbusiness.kz.
По словам министра торговли и интеграции Армана Шаккалиева, в первую очередь это коснется цифровизации платежей. Государство и банки будут поощрять предпринимателей, использующих электронные терминалы и развивающих онлайн-торговлю. В качестве примера Шаккалиев упомянул пилотный проект по цифровизации рынков Алматы. Все рынки, согласно планам, должны будут оснащены расчетными терминалами, а их деятельность будет отслеживаться в цифровом формате. Шаккалиев отметил, что банки предложат более доступные условия для предпринимателей, переходящих в цифровой формат, включая льготные комиссии за эквайринг и улучшенные условия для оборотных средств.
Согласно данным министерства торговли и интеграции Казахстана, объем электронной розничной торговли за период с января по ноябрь 2024 года составил 3,2 трлн тенге. По итогам года прогнозируется, что доля онлайн-продаж в общем объеме розничной торговли достигнет 15%, превысив запланированные 14,5%. К 2029 году ожидается дальнейший рост доли до 18,5%, а объем онлайн-торговли может увеличиться до 9,3 трлн тенге. Для сравнения: в 2023 году за весь год объем розничной торговли в Интернете составил 2,4 трлн тенге, что равнялось 12,7% от общего объема розничной торговли.
Экономист Бауржан Шурманов, комментируя ситуацию, отметил, что цифровизация торговли может не только повысить уровень контроля, но и создать дополнительные сложности для предпринимателей. В комментарии для inbusiness.kz он заявил, что текущий этап цифровизации уже достиг своего пика и что большинство казахстанцев уже активно используют электронные платежи через такие системы, как Kaspi.
“Я считаю, что у нас сейчас и так пик цифровизации. Все уже используют Kaspi, все могут оплачивать товары через электронные системы. Но, пока не будут конкретно названы стимулы для малого бизнеса, все это будет восприниматься как новый контроль. Малый бизнес боится налоговой системы”, – отметил экономист.
Эксперт предложил больше сосредоточиться на поддержке крупных игроков, которые могут легче адаптироваться к новым требованиям, чем на ужесточении контроля за малым бизнесом.
“У нас немаленькие налоги, особенно для начинающих предпринимателей, которые никак не могут с колен встать. Лучше бы заострить внимание на крупных игроках, а малым дать стимулы, чтобы они могли расти. В противном случае инструменты контроля превратятся в оружие”, – добавил он.
Среди возможных трудностей для малых предпринимателей, по мнению Бауржана Шурманова, необходимость обучения персонала для работы с новыми цифровыми инструментами.
“Если государство предоставит оборудование для учета и инструменты бесплатно, то основной проблемой станет обучение сотрудников. В малых магазинах часто работает один человек, а если это, к примеру, семейный бизнес, то, возможно, придется нанимать дополнительных сотрудников или же больше работать”, – сказал экономист.
Цифровизация торговли обещает улучшить прозрачность рынка и снизить теневой бизнес, но важным остается вопрос: смогут ли малые предприниматели адаптироваться к новым условиям и какие меры поддержки они получат со стороны государства?
Финансовый аналитик Расул Рысмамбетов отметил, что оцифровка рынков — это неизбежный шаг, который принесет прозрачность. Однако он предупредил, что переход на общие налоговые режимы может заставить предпринимателей поднимать цены.
“Оцифровка рынков рано или поздно должна была быть. В общем-то, добропорядочным людям нечего бояться, с одной стороны. С другой стороны, я понимаю опасения бизнеса, что если сейчас они полностью уйдут с упрощенных режимов на общие режимы, то им придется повышать цены. Но в целом мир идет к цифровой торговле, поэтому я трагедии в оцифровке не вижу. А как это будут использовать налоговые органы, это уже другой вопрос”, – считает эксперт.
По словам Расула Рысмамбетова, несмотря на то, что это необходимая мера, ее нужно обсуждать с бизнес-сообществом, чтобы ему не навредить.
“К сожалению, у нас социальная нагрузка государства такая, что государству придется активней бороться с теневым рынком, с ненаблюдаемой экономикой. Придется все в открытую делать. И вот тут я предлагаю обсудить эти изменения с бизнес-сообществом и попробовать нормально договариваться с регуляторами, такими как налоговая, министерство национальной экономики. Принятие этих мер не должно повредить бизнесу. Тут нужно идти на компромиссы. Если государство долго закрывало глаза на теневой бизнес, то одномоментно его не закроешь, но потихоньку можно сужать поле, и оцифровка рынков – хорошая мера для этого”, – отмечает аналитик.
Финансовый аналитик Арман Бейсембаев оценивает инициативу оцифровки рынков и магазинов у дома как попытку вывести из тени хотя бы часть скрытых доходов. Однако многие вопросы остаются открытыми. Например, эксперт сомневается в практической реализации этой меры. Если для магазинов у дома внедрение цифровых инструментов кажется выполнимым, то оцифровка стихийных рынков вызывает сомнения. Ранее предпринимателей уже обязывали устанавливать кассовые аппараты и POS-терминалы, но далеко не все следовали этим требованиям.
“У меня много вопросов по поводу того, каким образом рынки и магазины у дома собираются оцифровать. Как это будет работать? Я пока не очень понимаю. Магазины у дома еще как-то можно взять под контроль, а как оцифровывать стихийные рынки? Если заставлять каждого ставить терминалы, а как потом контролировать, будут ли они их ставить или нет? Требование ставить POS-терминалы существует уже давно, с тех пор, как они появились. В чем заключается оцифровка? Опять напомнить предпринимателям, что они должны у себя ставить кассовый аппарат и POS-терминал? Если только в этом, то это не оцифровка, а приведение в норму”, – считает он.
По словам Армана Бейсембаева, предприниматели опасаются, что использование цифровых инструментов может увеличить их расходы. Даже если банки предоставляют постерминалы бесплатно, их обслуживание требует дополнительных затрат. Банковские комиссии за содержание терминалов и другие услуги достигают 5-8%, что особенно обременительно для малого бизнеса. Многие магазины у дома, стремясь избежать таких расходов, предпочитали принимать переводы вместо использования терминалов. В результате оцифровка торговли, хотя и может повысить прозрачность рынка, вероятно, станет дополнительной нагрузкой на предпринимателей.
“Какую-то часть скрываемых доходов, может быть, и получится высветить. Причем я не думаю, что это удар по малому бизнесу, который приведет к серьезным последствиям. Но это один из элементов, который где-то усложнит их жизнь, потому что оцифровка тоже стоит денег. Тот же POS-терминал, который банки хоть и ставят бесплатно, но его обслуживание обходится дорого. Банки берут дополнительную плату за содержание POS-терминала. Плюс банковское обслуживание и так далее. Многие магазинчики у дома жалуются как раз на банковский процент обслуживания. Это 5-8%, что считается довольно много. И то, что большинство мелких предпринимателей предпочитали переводы, говорит о том, что они не хотели тратиться на банковское обслуживание”, – добавил аналитик.
За уточнением, какие еще комплексные меры собираются принимать для оцифровки рынков и магазинов у дома, корреспондент inbusiness.kz обратился с запросом в министерство труда и социальной защиты РК.
Читайте по теме:
Магазины у дома оцифруют в Казахстане