"Цифровой формат сертификации "СТ-КЗ" даст высокий уровень прозрачности"

7724

Вопросы закупок и развития местного содержания – приоритет НПП "Атамекен".

"Цифровой формат сертификации "СТ-КЗ" даст высокий уровень прозрачности" Фото: atameken.kz

О проводимой Национальной палатой предпринимателей "Атамекен" работе по поддержке отечественного бизнеса в сфере закупок квазигоссектора рассказала заместитель председателя правления НПП "Атамекен" Дана Жунусова.

– Дана Бейсеновна, тема регулируемых закупок всегда является одной из важнейших для бизнеса. В последнее время этому вопросу уделяется большое внимание и со стороны руководства страны. Какова роль Национальной палаты в этом направлении?

– Да, с момента создания палаты одним из важных вопросов нашей повестки является защита интересов отечественного бизнеса, а также обеспечение их доступа к регулируемым закупкам. Эту работу мы проводим по двум направлениям.

Во-первых, это системная работа по совершенствованию законодательной базы. Мы проводим экспертизу нормативных правовых актов, вырабатываем совместно с бизнес-сообществом предложения, направленные на поддержку отечественного производителя, увеличение объемов закупок, проводимых конкурентным способом, использование национальных стандартов и исключение "заточек" под конкретного поставщика, а также сокращение сроков оплаты и так далее.

Как известно, с 1 января текущего года вступил в силу закон о государственных закупках, в его реализацию приняты соответствующие правила, в которых все указанные предложения "Атамекена" учтены.

Во-вторых, в текущем году мы проводим анализ местного содержания в государственных закупках по товарам "экономики простых вещей". Поясню, в чем суть данной работы. Впервые Правительством по предложению НПП были установлены целевые индикаторы (KPI) по местному содержанию для всех акиматов по четырем отраслям: легкая, мебельная, пищевая промышленность, а также производство стройматериалов. При этом предусмотрено ежегодное повышение данного KPI на 20%.

Необходимо было создать нормативные условия для заказчика и поставщика, которые бы способствовали достижению этих KPI. В частности, с 1 июля текущего года был установлен предварительный квалификационный отбор, что означает закуп товаров легкой и мебельной промышленности у ОТП, имеющих индустриальный сертификат.

С 26 июля текущего года также начали действовать изъятия из национального режима в отношении автотранспорта, трансформаторов и кабельной продукции. Впервые с момента создания ЕАЭС Казахстан реализовал это право на поддержку отечественного производства и так далее.

В целях объективного понимания и учета происхождения товара, поставляемого в рамках государственных закупок, внесены изменения в части отчетности. То есть в настоящее время поставщик при поставке казахстанского товара должен обязательно предоставить сертификат СТ-КЗ, а если товар иностранного происхождения – сертификат этой страны. Аналогично и при выполнении работ. Это позволит как государству, так и бизнес-сообществу понимать реальную долю местного содержания в закупках и принимать на основе этого соответствующие меры. Кстати, это касается не только товаров "экономики простых вещей".

– Как мы видим, на бумаге заложены конкретные меры поддержки отечественных производителей. Что насчет реализации?

– Действительно, в данном вопросе необходима действенная реализация всех мер. В этих целях департаментом закупок и местного содержания НПП на еженедельной основе проводится анализ информации о фактически проведенных закупках более 10 000 заказчиков по четырем отраслям "экономики простых вещей". По поручению Премьер-министра такая отчетность предоставляется акиматами всех областей и городов республиканского значения.

Анализ проводится на предмет соблюдения нормативных актов, в том числе в части выбора корректного способа закупки, предоставления правильного и полного пакета документов, а также на предмет верификации сертификатов СТ-КЗ и определения доли местного содержания при поставке товаров.

С марта текущего года выявлены массовые ошибки регионов по, казалось бы, элементарным вопросам. Первое – из проанализированных совместно с КТРМ, "КазИнСт" порядка 2000 технических спецификаций по 30% выявлены нарушения. А именно заказчиками указываются недействительные на территории республики ГОСТы, российские стандарты, стандарты конкретных организаций (так называемые технические условия), что приводит к снижению конкурентоспособности ОТП, "заточкам" под определенного поставщика.

В связи с этим по поручению Правительства КТРМ совместно с "КазИнСт" проводятся семинары непосредственно для заказчиков по разъяснению норм технического регулирования и корректного применения стандартов.

Второе – незнание либо некорректное исполнение установленных нормативных правил. К примеру, во всех регионах были выявлены нарушения по закупу мебели и товаров легкой промышленности. То есть закуп проводился иными способами, а не через ПКО, как это установлено приказом МФ.

Третье – массовое некорректное заполнение отчетов заказчиками по исполненным договорам в части местного содержания.

К примеру, были случаи, когда в отчетности МИО по закупу мебели был указан сертификат СТ-КЗ, выданный на автопром. Или когда при поставке партии товара указывался СТ-КЗ на образец товара. В связи с этим НПП направили предложения в МФ в части внесения изменений в правила закупок по отмене возможности применения сертификатов на образец товаров в закупках.

Более того, в некоторых регионах само наличие сертификата СТ-КЗ автоматически принималось как 100%-ное местное содержание, тогда как необходимо вносить в систему именно тот процент местного содержания, который указан в сертификате.

В связи с чем НПП совместно с МФ проводятся семинары для заказчиков (МИО) по разъяснению норм законодательства, корректности заполнения отчетов. Такие семинары уже прошли для акиматов ВКО, Костанайской, Акмолинской, Актюбинской, Карагандинской, Павлодарской областей и Нур-Султана.

Учитывая, что работа была начата в марте текущего года, благодаря поддержке со стороны руководства Правительства по итогам девяти месяцев мы добились неплохих результатов. Так, рост ДМС по легкой промышленности увеличился с 1% до 17%, мебельной – с 5% до 22%, по пищевой промышленности и строительным материалам – с 1% до 21%. Таким образом, мы планируем достичь поставленных Премьер-министром KPI по местному содержанию.

Аналогичная работа планируется к проведению и по закупкам квазигосударственного сектора. Как вы знаете, 10 октября на встрече глав НПП и Фонда "Самрук-Казына" были достигнуты эти договоренности.

Сегодня Фонд предоставляет отчетность о проведенных закупках в НПП один раз в квартал, сейчас мы работаем над тем, чтобы информационный обмен происходил чаще – раз в неделю, как в случае с отчетностью по государственным закупкам.

– Учитывая, что Национальная палата сама выдает сертификаты о происхождении товара, созданы ли условия для заказчиков по верификации сертификатов СТ-КЗ?

– Действительно, понимая необходимость предоставления транспарентной и доступной информации для всех заказчиков по действующим выданным сертификатам СТ-КЗ, с 1 октября текущего года мы их ежедневно размещаем и актуализируем на официальном сайте "Атамекен". Это порядка 7 000 сертификатов СТ-КЗ, выдаваемых ежегодно.

До этого сертификаты размещались на сайте АО Nadloc, но по многочисленным жалобам заказчиков и бизнеса о технических сбоях в информационной системе Nadloc мы приняли решение все-таки размещать сертификаты у себя на портале. Надо сказать, все заинтересованные лица, начиная от госучреждений, квазигоссектора до самих представителей бизнеса, положительно восприняли такой подход.

На самом деле выдача сертификатов – это уникальная функция Национальной палаты, поэтому мы заинтересованы в максимальной прозрачности нашей работы. Кроме СТ-КЗ, который подтверждает местное содержание, мы выдаем еще шесть видов сертификатов о происхождении товара для целей экспорта (более 40 000 сертификатов в год). Все они также размещены на сайте.

– По СТ-КЗ неоднократно, зачастую в социальных сетях, проскальзывала информация о фальсификации сертификатов, неправомерной их выдаче. Какие действия предпринимает Нацпалата?

– Процесс выдачи сертификатов СТ-КЗ делится на два этапа. Эта этапность установлена приказом Министерства индустрии и инфраструктурного развития и изменить процесс в одностороннем порядке "Атамекен" не может. Поясню суть вопроса. Первый этап – это этап проведения экспертизы с обязательным выездом на производство и обследование технологического процесса, экспертиза документов, которая подтверждает происхождение товара, идентификация товара и самое главное – расчет доли местного содержания. Это все делают эксперты-аудиторы, которые аккредитованы в КТРМ. Основной документ на выходе – это акт экспертизы, на основании которого региональные палаты выдают СТ-КЗ.

То есть в правовом поле закреплено, что НПП выдает сертификаты только на основании актов экспертизы независимых экспертов-аудиторов. Естественно, на них мы рычагов воздействия не имеем. Соответственно, это имеет свои риски, и это подтверждает статистика. Из порядка 18 тыс. сертификатов, выданных за 2017-2019 годы, к нам поступило 112 жалоб. Из них нарушения по жалобам подтвердились по 44 сертификатам. То есть это всего лишь 0,2% от всех выданных сертификатов за три года. При этом надо отметить, что 40 нарушений из 44 совершены по вине экспертов-аудиторов.

Согласно Правилам, когда в РПП поступает акт экспертизы, в большинстве случаев проводится "настольная" проверка заявок на предмет соответствия Правилам.

При этом сотрудники РПП могут осуществлять выезд на место производства только в тех случаях, если это новый товар, оборудование или есть изменения в технологических процессах производства. Таких случаев совсем немного. Отмечу, что в соответствии с действующими Правилами сотрудники РПП при выезде осуществляют только визуальный осмотр на предмет наличия оборудования, помещений, а также полноту и правильность заполнения документации.

Таким образом, на практике от ошибок либо неправомерных действий экспертов-аудиторов страдают предприниматели, НПП и ассоциации, но никак не сами эксперты-аудиторы.

Поэтому в этом году благодаря новому руководству Комитета технического регулирования и метрологии мы достигли взаимопонимания о необходимости совместного контроля всего процесса выдачи, от взаимоотношений заявителя и эксперта-аудитора до непосредственной выдачи сертификата.

Для удобства ведения такого контроля мы создаем информационную систему, которая будет готова уже в декабре текущего года. Она даст возможность повысить транспарентность процесса для каждого участника, повысить ответственность экспертов-аудиторов и качество проводимой ими экспертизы.

Более того, в данный процесс мы подключим Комитет, который будет оперативно реагировать на выявленные нарушения экспертов-аудиторов.

Эти договоренности мы закрепим на днях в Соглашении с КТРМ, в котором будут отражены все наши совместные действия.

В результате такой работы и с переходом на цифровой формат сертификации "СТ-КЗ" можно ожидать высокого уровня прозрачности в процедурах сертификации, исключения возможности подмены документов и транспарентности процедуры внутреннего аудита с опубликованием результатов.

– Дана Бейсеновна, расскажите, а какова ситуация с индустриальным сертификатом?

– Выдача индустриального сертификата – новая функция Нацпалаты. С 1 января 2019 года она была закреплена в Законе об НПП. С марта текущего года начата поэтапная выдача сертификатов в соответствии с Правилами, которые широко обсуждались с бизнесом.

На сегодня выдано более 100 сертификатов на товары легкой, мебельной промышленности, машиностроения и др. Индустриальный сертификат уже применятся в государственных и квазигосударственных закупках. Так, за три месяца настоятельной работы НПП и Правительства в рамках госзакупок товаров легкой и мебельной промышленности через предварительный квалификационный отбор сумма заключенных договоров с ОТП составила порядка 3 млрд тенге (легкая – 2,4 млрд. тенге, мебельная – 541,6 млн тенге).

Аналогичную работу мы планируем провести и по другим отраслям. Но надо понимать, что индустриальный сертификат – это документ, подтверждающий наличие производства, но не определяющий долю местного содержания. Таким образом, ИС – это не аналог сертификата СТ-КЗ. В этой связи в целях поддержки отечественных производителей НПП направлено предложение по применению в закупках в МФ и Фонда "Самрук-Казына" индустриального сертификата при отборе поставщика, а при фактической поставке товара – сертификата СТ-КЗ. Кроме того, мы планируем начать работу над расширением сферы применения индустриального сертификата как в целях доступа к закупкам, так и в целом для анализа уровня технологического развития предприятий и выработки на основе этого иных мер поддержки.

– Вы ранее упомянули о работе комиссий по контролю местного содержания. Расскажите, пожалуйста, подробнее об их деятельности.

– В 2017 году в целях поддержки отечественных производителей по инициативе Национальной палаты во всех регионах Казахстана были созданы комиссии по контролю местного содержания.

В состав этих комиссий под председательством заместителя акима региона входят представители местных исполнительных органов, заказчиков, региональных палат предпринимателей и отраслевых ассоциаций, самого бизнеса. Региональные комиссии стали площадкой общественного контроля процессов государственных закупок, где отечественный бизнес может взаимодействовать с заказчиками по вопросам правомерности и местного содержания.

Все комиссии активно проводят контроль и мониторинг проводимых закупок товаров "экономики простых вещей" на предмет соблюдения всех предусмотренных законодательством правил и, конечно, поддержки отечественного бизнеса.

В качестве одного из последних примеров приведу закуп школьной мебели в Алматы, когда комиссия обнаружила, что закупка была проведена с нарушениями в части неполного представления документов поставщиками. По данному факту мы обратились в Комитет государственного аудита МФ.

Вторым направлением работы комиссий является общественный контроль закупа строительно-монтажных работ.

Нормативно мы максимально учли интересы ОТП. По инициативе НПП была установлена обязанность заказчиков требовать от проектировщиков применения материалов казахстанского производства, а также опубликовывать ПСД на сайтах местных исполнительных органов.

Для эффективной реализации данной нормы в 2018 году по предложению НПП был разработан Реестр строительных материалов, изделий и конструкций казахстанского производства, которым должны руководствоваться проектировщики.

Кроме того, с 1 июля текущего года утвержден Типовой договор по строительству, в котором также установлена обязанность подрядчика использовать отечественные материалы из данного Реестра. Этот многоэтапный процесс находится на постоянном контроле комиссий.

С начала 2019 года состоялось 139 заседаний комиссий, выявлено 1105 объектов строительства (их стоимость – свыше 100 млн текущего года), по которым запланированы строительно-монтажные работы на общую сумму 944,7 млрд тенге.

При этом общая сумма материалов составила 441,3 млрд тенге, из которых у отечественных производителей закуплено на 135,4 млрд тенге.

Как отметил Елбасы, местное содержание в жилищном строительстве – это локомотив роста экономики. Поэтому мы прикладываем все усилия, чтобы создавались оптимальные условия для отечественных производителей.

В настоящее время НПП внесло предложение в Правительство о необходимости закрепления ответственности генподрядчика за отклонение от ПСД в части замены материалов отечественного производства на импортные товары.

В целом еще предстоит важная работа по совершенствованию законодательства, проводимой под эгидой Министерства финансов. "Атамекен" в данной работе будет держать в фокусе защиту ОТП, доступ их к закупкам.

Карина Алимова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться