Горно-металлургическая корпорация "Казахмыс" планирует в ближайшее время выбрать поставщика для внедрения ERP-системы (интегрированная система управления предприятиями. – Ред.). Об этом в своем выступлении на IX горнопромышленном форуме "МАЙНЕКС Центральная Азия – 2018" сообщил IТ-директор компании Александр Гревцев.
"Система по классике идет, когда уже необходимо собирать данные и выстраивать агрегированные модели для управления. ERP-система на данном этапе в процессе выбора, и мы сейчас тоже ведем, отрабатываем с различными вендорами, уже провели целые огромные исследования", – сказал он во время презентации "Цифровая трансформация холдинга Kazakhmys".
Говоря об исследованиях, представитель горно-металлургической компании отметил, что сейчас холдинг ведет активную деятельность в сфере R&D (исследования и разработки. – Ред.). Такой подход помогает развивать собственные методы в автоматизации системы управления "Казахмыса". Для этого внутри корпорации создана целая команда, занимающаяся изысканиями в работе с данными с отражением в "цифре" ее бизнес-процессов, от геологоразведки до продаж металла. Разные компоненты внутренней цепочки, включающей добычу, переработку, генерацию электроэнергии и транспортировку, требуют различных подходов и постоянной модернизации. При этом только интеграция всего производственного процесса даст возможность руководству и акционерам вживую отслеживать состояние всех предприятий в совокупности.
Наличие собственных разработок не мешает горнорудной компании воспринимать новые методы в развитии корпоративной информационной системы. Поэтому в своем выступлении IТ-директор "Казахмыса" призвал присутствующих на форуме IТ-вендоров к обмену опытом и инновациями в автоматизации в сфере ГМК. В свою очередь компания готова делиться своими нововведениями в развитии информационной инфраструктуры, предложил Гревцев.
Однако ширящаяся цифровизация "Казахмыса" означает не только инновации в IТ-платформах, но и изменения в поведенческой культуре сотрудников корпорации.
"У нас была разработана большая концепция по "умному" руднику "Нурказган". Сейчас мы отрабатываем там комплексно сразу и рудник, и фабрику обогатительную. В каждом из этих этапов мы разработали определенные задачи и формируем подходы, когда необходимо пересмотреть внутреннюю часть менеджмента, как изменить, может быть, даже менталитет внутри своих специалистов, сотрудников, руководителей тех или иных функциональных подразделений", – признался в своем докладе представитель медной корпорации.
Для последовательных корпоративных изменений "Казахмыса" были разработаны стратегические цели и поставлены задачи основной деятельности. Все они вошли в пятиэтапную программу.
"У нас первый пункт – это создание единого информационного пространства и регламента работы информационных систем. Мы стремимся к стандартизации внутренних протоколов. Они будут обеспечивать единое взаимодействие всех наших функциональных подразделений", – рассказал Гревцев.
Происходящая в компании глобальная внутренняя реформа зиждется на выстраивании единого дата-центра. С пересмотром политики его функционирования на нем смогут работать различные программные решения. Они будут обеспечивать как производственный, так и административный процесс. На основе генерируемых данных руководство компании будет принимать оперативные решения. В подмогу реновации дата-центра в "Казахмысе" проводят модернизацию комплексов информационно-технологического обеспечения промышленной автоматики. Ведь без повышения их технического уровня управленческий анализ данных по добыче или состоянию транспортных средств может исказиться. Поэтому система учета тех или иных активов, узлов, автомобильных или функциональных машин будет установлена на конвейеры и другие технологические компоненты всех производственных площадок "Казахмыса".
Модернизация коснется не только автоматизации производственных процессов, но и инфраструктуры передачи данных. С этой целью в горнорудной компании консолидируют внутренние облачные центры и раздумывают о строительстве гибридных облаков в сотрудничестве с вендорами. Потребность развивать гигантский дата-центр в "Казахмысе" не ощущают. Поэтому для более эффективного использования информационного пространства часть хранительных функций, например архивы и другие направления обеспечения оперативной деятельности подразделений, можно было бы передать в аутсорсинг, полагает Гревцев.
Важным блоком обновления станет также улучшение системы управления информационной безопасностью. Она направлена не только внутрь IТ-систем, но и взаимосвязана с техникой безопасности труда. Чуткая настройка информационной платформы на быстрое реагирование на различные промышленные инциденты позволит предупреждать их повторение, считает IТ-директор "Казахмыса".
"Сейчас у нас работает крупное, большое решение по BI-аналитике (набор технологий и приложений для сбора, хранения и анализа данных, помогающий пользователям в принятии решений. – Ред.), где мы отстраиваем годовое планирование, касающееся финансовой части, портфеля инвестпроектов. У нас есть специализированная группа, которая отслеживает и делает расчеты по каждому из проектов, определяет их дальнейшее развитие. Наша стратегия долгосрочная, она до 25 лет, мы хотим дальше развиваться и понимаем, какую модель бизнеса наиболее эффективно в дальнейшем использовать. По результатам получения аналитических данных руководство принимает те или иные решения, видит, какова ситуация в каждом функциональном подразделении", – поделился в своей презентации Гревцев.
Кроме того, в корпорации есть собственная диспетчеризация данных. Причем ее развитие определяется множеством нюансов, для управления которыми разрабатывается эффективная методология, чтобы можно было бы внедрять различные системы в сотрудничестве с игроками IТ-рынка. Подходы в ней вырабатывают с заделом на общее ее понимание внутри корпорации, помогая сотрудникам обучиться работе с данными, воспринять внедрение и дальнейшее развитие IТ-системы.
В целом от всеобщей цифровизации "Казахмыса" ожидают измеримые и качественные эффекты.
"К качественным эффектам здесь относится доступность информации во всех уровнях управления, возможность применения лучших практик в управлении. Идет постоянный реорганизационный процесс, для того чтобы отстроить механизм отслеживания, чтобы можно было вовремя принимать те или иные управленческие решения. Понятно, что добывается руда, обогащается, потом переходит на металлургический завод, тут очень много разных нюансов, включая транспортировку, очень много таких подходов, которые нужно учесть", – подчеркивает Гревцев.
Ключевую роль в таких факторах играет качество IТ-услуг. Поэтому в корпорации переходят на сервисную модель управления информационной инфраструктурой внутри холдинга. При выработке технического решения возникает потребность в стандартизации. В результате при взаимодействии с различными вендорами де-факто принимаются их стандарты, которые отражаются в общей политике, как по сетевым технологиям, софтверным решениям, системам передачи данных, так и в работе с операторами связи.
Среди измеримых эффектов цифровой трансформации можно ожидать оптимизации затрат на строительство, техническое обслуживание, ремонты и персонал.
"Здесь мы стараемся снизить наши капитальные затраты на строительство, к чему мы можем прийти благодаря IТ-технологиям. Снижение затрат можно рассчитать с нашим инвестиционным департаментом, где каждый компонент бюджетируется через планирование. Огромные возможности лежат в затратах на материалы, закупаемые у внешних поставщиков. Здесь возникает много вопросов, ведь у нас есть специальная программа для поддержки казахстанских производителей. В этом деле мы работаем с NADLOC, казахстанскими госорганами. Ежегодно мы проводим мероприятие с нашими коллегами, собирая всех производителей. У нас огромные склады, которые мы мониторим, управляя объемом товарно-материальных ценностей на складах, чтобы улучшить цену на то или иное материально-техническое средство", – отметил представитель корпорации "Казахмыс" в своем докладе на "МАЙНЕКС".
Цифровизация также поможет ощутимо сократить издержки на техническое обслуживание и ремонты. Ведь именно надежность техники является постоянно меняющимся фактором. Для ее устойчивости должен обеспечиваться качественный сервис во избежание простоев и снижения объемов добычи. Кроме того, особенно важной статьей расходов является фонд оплаты труда. Поэтому внедряемая информационная система в корпорации дает наглядные показатели, какой персонал является более эффективным и продуктивным. Исходя из этого в компании распределяются трудовые ресурсы, что значительно улучшает показатели производительности, указал Гревцев.
Данияр Сериков