К 2025 году Coca-Cola запланировала сделать всю свою упаковку полностью перерабатываемой по дизайну. На конец 2020 года по всему миру 90% упаковки бренда были перерабатываемыми, а в Казахстане этот показатель достиг 100%. Также компания намерена к 2030 году довести долю вторичного переработанного сырья в производстве новой упаковки до 50% в соответствии с принципами циркулярной экономики. Сейчас этот показатель на глобальном уровне составляет 22%. И к 2030 году компания поставила перед собой амбициозную цель – способствовать сбору и переработке эквивалента всего объема упаковки, которая выводится на рынок. В Казахстане это в основном ПЭТ-упаковка (пластик). При этом стоит отметить, что такая упаковка обладает выдающимися свойствами, и это материал, который можно многократно перерабатывать и использовать повторно.
Какие же шаги предпринимает компания для достижения этих целей в Казахстане?
С января 2020 года компания Coca-Cola в числе одной из первых приступила к добровольной выплате утилизационного сбора "Оператору РОП", основные направления деятельности которого – организация сбора, транспортировки, переработки и утилизации отходов. Подобная практика, введенная в Казахстане, способствует увеличению сбора и переработки отходов. Утилизационный сбор предполагает оплату производителями товаров и упаковки оператору РОП за сбор и утилизацию этой упаковки. То есть оператор берет деньги у производителей̆ и направляет их сборщикам и переработчикам, с тем чтобы они более эффективно собирали и перерабатывали отходы. Размер сбора рассчитывается исходя из многих показателей. Для этих расчетов было специально проведено обширное исследование. За 2020 год "Оператор РОП" отчитался о сборе более 20% пластиковой упаковки производителей, уплативших утилизационный сбор. К примеру, в прошлом году было собрано и переработано 11 585 тонн стекла и 6037 тонн пластика.
За период с 2013 по 2017 гг. компания Coca-Cola в Казахстане сократила использование пластика в производстве бутылок для своих напитков на 12%. В 2016 году компания перешла на использование более коротких пластиковых крышек, вес которых сократился на треть, а также сменила дизайн упаковки для воды Bonaqua, существенно снизив количество пластика в них. В 2020 году компания разработала и вывела на рынок новый дизайн упаковки для своего холодного чая Fusetea, сократив количество пластика на 26% в литровой бутылке и на 13% – в пол-литровой. Стоит также отметить, что 98% всех отходов, образующихся в производственных и офисных помещениях компании, отправляются на переработку.
В 2019 году при поддержке международного благотворительного фонда The Coca-Cola Foundation был запущен проект, рассчитанный на три года – "Скажи "Да!" переработке пластика", который внес значительный вклад в формирование эффективной системы обращения с отходами пластика в Казахстане и увеличение доли переработки отходов пластика внутри страны. Цель инициативы – совершенствование культуры и системы сбора и переработки пластиковых отходов в Казахстане. Города-участники: Шымкент, Тараз, Алматы, Усть-Каменогорск, Павлодар, Петропавловск, Нур-Султан, Караганда, Кокшетау, Костанай. В рамках проекта была организована сеть по сбору и переработке пластика PlastNet, в которую на данный момент вошли 46 организаций: как сборщики и переработчики, так и торговые и бизнес-центры и другие организации, где образуются отходы. Раздельный сбор отходов внедрен в 15 организациях, в частности – в одном из крупных торговых центров г. Алматы, где каждый день генерируется Х кг мусора, который возможно переработать. За 2019-2020 годы работы проекта в Казахстане было собрано 10 572 тонны пластика, из них переработано 6474 тонны – 61%.
Кроме того, общий объем инвестиций Coca-Cola в социальные инициативы в 2010-2020 годах составил около 9 миллионов долларов США. Они включают проект развития женского предпринимательства "Coca-Cola Белестерi", проекты по сохранению водных ресурсов, помощь в борьбе с COVID-19, благотворительность, сбор и переработку отходов упаковки.
Уже седьмой год Coca-Cola является инициатором и организатором проекта "3.2.1.Старт!". Он дает возможность молодым людям, которые хотят внести вклад в решение острых социальных вопросов своего региона, принять участие в образовательных семинарах на экологические и бизнес-темы, а также побороться за денежный грант для реализации своей идеи. За прошедшие 6 лет грантами было поддержано более 20 проектов. Один из них, например, небезызвестный экологический стартап Rocket Plastic в Алматы. Второй – проект "Экокешбэк", который предлагает жителям домов правильно сортировать мусор и зарабатывать на этом реальные деньги, которые выплачивают за отсортированный мусор фирмы, скупающие сырье. Идея по утилизации мусора Владислава Голярко "Экокешбэк" берет начало в родном селе Аксукент Туркестанской области, и уже сейчас проект охватывает и другие города Казахстана.
Раздельный сбор мусора во время проведения масштабных мероприятий также одно из основных направлений наших экологических программ, которое поддерживается благодаря идеям молодых предпринимателей, в частности Пакизат Сайлаубековой – победительницы "321 Старт!", автора идеи по экологизации массовых мероприятий и соосновательницы проекта Recycle.Birge. В 2019 году во время концерта Coke’N’Music на ледовой арене г. Алматы волонтеры Recycle.Birge активно помогали гостям мероприятия в сборе тары от выпитых напитков, обращая их внимание на необходимость раздельного сбора и переработки упаковочных отходов. Сейчас движение Recycle.Birge реализует идею сбора и сортировки мусора, установки экобоксов в офисах компаний, а также привлекает активистов и волонтеров.
Coca-Cola имеет большой опыт в реализации экологических проектов, в том числе имеющих так называемое цифровое начало. В начале 2021 года компания поддержала проект организации Eco Network, который уже запущен и обещает стать масштабным и результативным. Это волонтерское движение "Экорейнджеры", нацеленное на создание нового "экологического сообщества" в Казахстане путем объединения существующих активистов, привлечения и обучения новых, накопления и расширения знаний. Задача проекта – идентифицировать и объединить экогероев в каждом городе/населенном пункте, которые станут активными участниками и кураторами проекта. Для поддержания постоянной связи, обмена информацией и мотивации "экорейнджеров" разработано мобильное приложение, которое станет обучающей и игровой платформой и позволит развивать экологическую культуру населения на национальном уровне. Приложение Eco Network уже доступно для скачивания (бесплатно) в AppStore и Google Play.
Поддержка компании Coca-Cola позволила многим молодым активистам раскрыть свой потенциал. Стоит отметить, что в 2018 году Coca-Cola была признана лучшим социально ответственным предприятием Казахстана, получив престижную премию "Парыз". Работу компании в этом направлении оценили не только специалисты, но и потребители – Coca-Cola оказалась эталонной компанией в области социальной ответственности, согласно результатам исследования Ipsos, проведенного в ноябре 2020 года.
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!