Цветочный бизнес в Казахстане: Международный женский день для игроков рынка

10161

Несмотря на сверхприбыль, случаются форс-мажорные обстоятельства с многомиллионными убытками, когда предприниматели уходят в минус.

Цветочный бизнес в Казахстане: Международный женский день для игроков рынка Фото: Максим Морозов

За январь-февраль 2023 года в Казахстан всего ввезено цветов общей массой в 1,34 тыс. тонн, или 24,6 млн штук бутонов, стоимостью 9,5 млн долларов. В текущем году цветы ввезены из Эквадора (769 тонн), Нидерландов (268 тонн), Колумбии (137 тонн), Кении (108 тонн), Израиля (16 тонн), Узбекистана (14 тонн), Китая (13 тонн) и Турции (6 тонн). Такую статистику inbusiness.kz на днях привели в комитете госдоходов РК.

Как "живет" цветочный рынок Казахстана и кто "выживает"? Нюансы рынка и каково влияние праздника 8 Марта на производителей и торговцев цветами? Детали ведения цветочного дела начиная от крупных компаний и до прилавков изучал корреспондент inbusiness.kz.

Приятный бизнес

Век информационных технологий, особенно после пандемии, когда все началось смещаться в сторону онлайн, дал толчок развития сфере интернет-коммерции, доставки товаров, услуг и в цветочном бизнесе. Такая же органичная история случилась и с группой цветочных компаний Айжан Сулейменовой, в которой на сегодняшний день проходит порядка 95% всех объемов путем реализации заказов через Интернет. 

Айжан Сулейменова – основатель группы цветочных компаний ZakazBuketov, DaVinci, Rafale – сумела вырасти в этом бизнесе быстро и масштабировала его за короткие сроки.  Она занялась цветочным делом, потому что, во-первых, это бизнес с высокой маржинальностью, а во-вторых, приятный по своему эмоциональному окрасу и визуальной эстетике.

"Я его ассоциирую с положительными эмоциями, ведь мы дарим радость (слоган нашей компании). Я даже иногда шучу и говорю: мы влияем на демографию Казахстана, потому что способны соединить, помирить и свести влюбленные сердца", – поделилась в беседе Айжан.

Айжан Сулейменова

И то, что цветы – скоропортящийся продукт, Айжан нисколько не смутило. На тот момент она была достаточно опытным предпринимателем: пришла в этот бизнес из крупного корпоративного нефтегазового сектора и очень хорошо понимала, как нужно выстраивать бизнес-процессы любой компании. Принципиальной разницы в нише она не видела: будь то цветы или совершенно другой товар. Наряду с высокими рисками у этого бизнеса есть масса других плюсов.

"Если посмотреть с другой стороны, то у скоропортящегося продукта сделки очень быстрые и короткие. Цветы пришли, и мы должны реализовать данную партию в течение ближайших 7-10 дней. То есть у нас нет крупных кассовых разрывов, у нас нет такого, что товар подолгу лежит на полках, и вследствие этого оборачиваемость средств очень быстрая. Я вижу в этом одни плюсы. Если бы я занималась каким-то другим бизнесом – не таким эстетичным и эмоционально живым, например, арматурой, мне было бы не так интересно. А здесь пазл сошелся: высокая маржинальность бизнеса, короткий период сделки, быстрая оборачиваемость денег. Это приятный бизнес, и самое главное, когда я заходила на рынок – он был совершенно не развит с точки зрения организации бизнес-процессов. А об интернет-коммерции не было и речи! Я столкнулась больше с проблемами кадрового делопроизводства, так как пришла с достаточно прогрессивной сферы – нефтегазового сектора, а в цветочном деле на тот момент был очень низкий уровень квалификации персонала", – отметила она.

Кстати, рентабельность цветочного бизнеса зависит от многих факторов, но в ZakazBuketov ее фиксируют на уровне 27-42%, и в год средний показатель держится на уровне плюс-минус 35%. По меркам ведения бизнеса это достаточно неплохая маржа. Если взять группу компаний без франчайзинговой сети, только Алматы, то на сегодняшний день валовая выручка составляет порядка 200 млн тенге в месяц.

Возраст аудитории компании колеблется от 18 до 50 лет. 70% всех клиентов – это женщины и только 30% – мужчины.

"Женщины щедры, меньше торгуются, не прижимистые, очень внимательные – дарят цветы и подругам, и соседкам, и учителям, и так далее. А мужчины по большому счету дарят своей жене, маме, в лучшем случае своей дочери или бабушке", – говорит Айжан.

В холодильнике офиса компании находится порядка 100 ассортиментных позиций разных цветов и столько же сортов этих наименований, клиент может без ограничения выбрать любой цветок по достаточно приемлемой цене. По Алматы в среднем компания делает 8-10 тыс. доставок букетов в месяц. Заказы разные, к примеру, от одной до сто одной розы или тысячи роз, и они в 99% случаев исполняются. Понятно, что не каждый цветочный магазин может исполнить такое большое количество заказов, потому что операционная деятельность компаний не развита на таком же уровне.

Геополитическая ситуация в мире отразилась на поставках цветов из других стран. В частности, на стоимости логистики, а учитывая, что цветок в первую очередь скоропортящийся продукт, то такая нестабильность сопряжена с большими рисками. 

"У нас поменялись коэффициенты, возник резкий дефицит транспорта, потому что все наши водители из стран СНГ ринулись обслуживать европейские грузы, что повлекло очень большие проблемы в сроках поставок. Они не выдерживались какое-то время. Это хорошо, что мы работаем только с самолетным цветком и таких больших изменений мы не почувствовали. Но на стоимости цветов это отразилось: начали расти доллар, евро, а мы жестко привязаны к валюте. У нас же товар импортный и все расчеты мы производим в долларах и евро. В среднем закупочные цены на цветок поднялись на 20%", – говорит Айжан.

Айжан уже посещала идея о том, чтобы начать самостоятельное выращивание цветка на местных теплицах. Но это достаточно тяжелый вид деятельности, и он сопряжен с очень большими рисками. Потому что нужно знать, как надо ухаживать за цветком, и постоянно работать над продуктом. 

Были предприняты и попытки закупа цветка у казахстанских поставщиков. По мнению предпринимателя, местные теплицы от слова "совсем" не вывозят ни ассортиментом, ни объемом – в общем, не справляются.  И самое интересное здесь – это цены. Импортный цветок, который приходит издалека, гораздо дешевле, чем местный.

Разберем на примере такого цветка, как роза. Для обычного человека роза и в Африке роза. Но для цветочника она имеет значение – розы могут быть высотой от 30 см до 180 см. Есть элитарные сорта роз – садовые, пионовидные, а есть из разряда "масс-маркет". Если взять среднюю цену на ходовую розу, то в местной теплице она может стоить около 420 тенге, в то время как импортную при больших объемах можно получить за 360.

Незрелость конкурентов и франчайзинг

Конкуренты, как и везде, у компании есть.

"Если у нас не было бы конкурентов, тогда это было бы очень странно, это бы нас не мотивировало развиваться и расти. Конкуренция – это то, что заставляет двигаться нас вперед. Для себя среди конкурентов мы можем выделить 10 успешных компаний, которые работают классно. Некоторые из них полностью скопировали нашу модель ведения бизнеса. Бывает, что есть не бизнесовая конкуренция – немного из 90-х, когда, например, прошлым летом один из конкурентов (и мы даже знаем кто) "заказал" блокировку наших инстаграм-аккаунтов, отправив на них массовую атаку ботами. Если сравнивать интернет-коммерцию с 90-ми годами, то блокировка аккаунта равносильна поджогу магазинов. Для нас это витрина, на которой мы раскладываем свой товар. И такие конкуренты у нас тоже есть, и это супернепрофессионально, некрасиво, неэтично, но такое тоже бывает, и нам с этой незрелостью тоже приходится работать", – делится Айжан.

В целом цветочный бизнес в нашей стране хоть и привлекателен, но все же недооценивается начинающими магазинами. К нему у предпринимателей достаточно поверхностное отношение, всем кажется, что заниматься цветами легко и просто. В связи с этим открывается большое количество новых цветочных магазинов. Но с какой скоростью они открываются, с такой же и закрываются в течение первого же года.

В цветочном бизнесе самая органичная и сведенная по рискам к минимуму процедура масштабирования – это франчайзинг. Те ребята, которые покупают франшизу, получают сразу же быстрый динамичный рост без рисков и потерь.

Дела по франчайзингу у ZakazBuketov также достаточно хорошо продвигаются. За последние полгода франшиза была реализована в городах Караганде, Шымкенте, Экибастузе, Семее, Кульсары, Капчагае (ныне Конаев).  Также есть представительства в Астане и в Таразе. На ближайшее время намечены серьезные планы по открытию магазинов на западе Казахстана.

"Я могу сказать, что в случаях продажи франшизы мы обучаем не просто цветочному бизнесу, а правильному ведению бизнеса. Наши новоиспеченные партнеры – это предприниматели, которые внедряют все фишки, которые мы имеем в Алматы уже непосредственно в своих регионах, и, кстати, не только в цветочном, но и в других видах бизнеса. Франчайзинг – очень классное решение, если ребята захотят заходить в цветочный бизнес, чтобы получить быстрый рост и быстрые деньги.  На самом деле конкурентов везде много, а мы учим, что нужно пробиваться на рынке не за счет демпинга цен, а за счет других правильных бизнес-инструментов", – отмечает Айжан. 

В настоящее время она зарегистрировала компанию в Дубае, и в ближайшие несколько месяцев состоится открытие цветочных салонов с высоким уровнем сервиса.

Такие разные "8 Марта"

Доходность не зависит от праздников, одно 8 Марта отличается от другого, и вот почему.

"Да, на праздниках мы получаем сверхприбыль – это факт. Но существует огромный миф, что цветочники на праздниках чуть ли не продают как за весь год. Это какие-то байки. В нашем случае это не так. У меня, как у собственника, есть возможность получить больший объем и процент дивидендов в сравнении со стандартными месяцами, но для такой большой компании (только в Алматы у нас работает сто человек) праздники – это больше имиджевая составляющая, когда нам очень важно в этот день не подвести своих постоянных уважаемых клиентов. Это очень сложно, опасно, и я бы сказала, что даже рискованно. С праздниками сопряжены не только большие деньги, но и большая ответственность. Да, мы зарабатываем, но, так как для нас такая большая выручка – это нормальное стандартное явление, мы не переоцениваем роль праздников как в ходящих вокруг мифах и легендах", – говорит основатель ZakazBuketov.

"Что касается доходности на Международный женский день, то могу сказать, что она может быть разная. Бывает длинное 8 Марта, а бывает короткое. Последние 2-3 года были длинные затяжные праздники, выходные дни продолжались и дальше из-за субботы и воскресенья. Представьте: население отдыхает по 3-4 дня, а до этих праздников еще и корпоративные заказы! Ведь компании тоже хотят выделиться на рынке и поздравить коллег нашими букетами. Выходит, что 8 Марта растягивается практически на неделю – 5-6 дней.  Среди цветочников это называется "длинное 8 Марта", и в такой период можно заработать намного больше, чем в "короткое 8 Марта", которое, кстати, произойдет в этом году. Поэтому если говорить о структуре доходов и прибыли по 8 Марта, то максимум можно претендовать на двойную месячную выручку. Но все же очевидно, что 8 Марта – это сверхприбыль", – уточняет предприниматель.

Риски и колоссальные потери

Если безграмотно организовать работу, без знаний и опыта, то можно не просто не заработать, а еще и попасть в очень большие минуса.  Это случается, когда цветочники сталкиваются с такими рисками, как замерзшие цветы, брак в цветах или же несвоевременная доставка курьерской службы заказов клиентам и масса других причин.

Айжан Сулейменова поделилась, с какими колоссальными рисками по организации бизнес-процессов сталкиваются на 8 Марта цветочники. 

"Допустим, привлекли флористов со стороны, которые не знают, как вы собираете цветы, вы заявляете и показываете клиентам один букет, который стандартно собирают ваши флористы, а доставляют по итогу совсем другой, так как его изготовил не штатный сотрудник.  Из 10 тыс. заказов 3 тыс. заказов – это часть недовольных клиентов, которые требуют возвраты. Или вы купили импортный цветок, но вы за этот день не успели развезти его, вас подвела курьерская компания или логист не справился.  Если одна из всей этой цепочки даст пробоину, то вы не сможете исполнить свои обязательства. Представьте, а у вас цветка в огромном количестве на много миллионов тенге и 9 марта он уже никому не нужен. Если не исполните свои обязательства за эти 10 часов, когда все ждут с 9 утра до 8 вечера, то ваши цветы уже никому вообще не нужны. После 8 часов вечера вы просто получаете разъяренных клиентов, которые говорят: "Я же заказывал своей маме цветы до обеда, а сейчас уже 8 вечера. Засуньте их себе в одно место!" И это все возвраты, а ведь все ваши цветы собраны, но какой-то из множества курьеров либо курьерская компания подвели вас и 500 заказов не доставлены, они до сих пор ездят по городу. Поэтому 8 Марта в первую очередь – высокий уровень рисков".

Есть очень много цветочников, которые получают цветы траком. В дороге цветы могут замерзнуть, или в бураны, когда дороги заметает, доставка заказов условно на 100 млн тенге не приходит вовремя. Уже потом 9-10 марта цветок никому не нужен. Даже если он свежий, остается только взять и выкинуть, после 8 Марта цветы в таком количестве уж точно не нужны. А цветочник не исполнил свои обязательства – мало того, что он должен заплатить за доставку цветов, так еще и должен произвести возвраты своим заказчикам. 

Как утверждает предприниматель, в 2022 году два борта самолетов, полных цветами на несколько десятков тонн, вообще не сели на 14 февраля, потому что начались бураны в Голландии.  Поэтому, когда наступает 8 Марта и все говорят, что цветочники заработали огромные деньги, то достаточно столкнуться с этой одной ситуацией и посмотреть с точки зрения пострадавшей стороны: мало не покажется! Какие цветочники после такого факапа могут повторить такой опыт? Это колоссальнейшие убытки, и это все нужно просчитывать, действовать очень аккуратно, с умом, прежде чем брать на себя обязательства по огромному объему доставок цветов на праздники. С другой стороны, это еще имиджевая составляющая.

"Для меня важнее репутация: может быть, я не заработаю свои невероятные деньжищи на 8 Марта единовременно, но при этом я потеряю свое лицо и понесу такие имиджевые потери, из которых потом невозможно выбраться. Это просто отразится даже на стоимости компании и бренда в целом в Казахстане. Естественно, я выберу заработать меньше, но при этом я точно со 100%-ной вероятностью исполню свои обязательства перед нашими заказчиками. Невозможно объять необъятное", – подчеркивает предприниматель.

Но, по словам собеседника, есть очень много бизнес-инструментов, которые максимально снижают риски цветочников. Надо страховать себя по срокам, обязательствам, по договорам. Если делать все правильно, то, соответственно, прирост прибыли будет из месяца в месяц.

Полгода назад Айжан Сулейменова ушла в консалтинг – записала свои авторские курсы для начинающих и для действующих предпринимателей. Сейчас обучает их правильному ведению бизнеса с наименьшими рисками и наибольшей вероятностью получения прибыли.

Какие цветы пользуются спросом?

Неизменным спросом пользуются красные розы, отмечают цветочники. Без них нельзя представить ни один цветочный магазин. И конечно, в преддверии весны это весенний ассортимент: тюльпаны, нарциссы и гиацинты в первую очередь, а также луковичные растения, которые доступны нам в весенний период и создают настроение.

О том, что наибольшей популярностью пользуются розы, подтвердили и в комитете госдоходов. В Казахстан роз ввезено весом 799 тонн, или 18 млн штук бутонов, стоимостью 5,8 млн долларов США. На втором месте – хризантемы (вес – 134 тонны, или 2,4 млн штук бутонов, стоимостью 1,3 млн долларов США), на третьем месте – гвоздики (вес – 31 тонна, или 922,7 тыс. бутонов, стоимостью 161 тыс. долларов США). Также популярны лилии, их ввезено весом 35 тонн и стоимостью 192 тыс. долларов США, другие свежие срезанные цветы и бутоны (тюльпан, hydrangeas, линолиум, гипсофила, финикс, ирис, гортензия и др. экзотические цветы) ввезены весом 376,8 тонн и стоимостью 2,2 млн. долларов США.

Наиболее пиковый период продаж – зимний и весенний периоды, когда на улице снег, холодно и все сидят дома. Традиционно с советских времен 8 Марта – праздник, обязывающий мужчину подарить как минимум нескольким женщинам цветы.

"В феврале-марте очень высокие продажи. Активно в наших магазинах цветы начинают скупать с 1 февраля, а корпоративные заказы с 3-4 марта. В июне высокие продажи связаны со свадебным сезоном, затем 1 сентября, а также в преддверии Нового года – флористы не только букеты собирают, но и елки наряжают, делают композиции с хвоей. В месяц заказы достигают десятки тысяч, в среднем в одном магазине в обычный день порядка 50 букетов стабильно, а в праздничный гораздо больше", – говорит Андрей Филоненко, арт-директор сети цветочных магазинов Gulmarket в Казахстане.

В связи с нестабильностью экономики из-за геополитических событий в мире логистика стала сложнее и подорожание цветов произошло в пределах 10%, отмечают в сети Gulmarket.

 "Поскольку у нас пять магазинов, мы имеем возможность привозить цветы сами, выстраивать логистику самостоятельно – имеется своя логистическая служба.  У нас цены ниже, и, в принципе, удорожание нас не коснулось.  На 8 Марта тюльпан будет по 500 тенге за штуку, это одна из самых низких цен на рынке.  Мы занимаем средний ценовой сегмент.  Например, метровая роза до праздника стоила 1,8 тыс. тенге, а уже сегодня цена 2 тыс. тенге", – продолжает арт-директор Андрей.

Свежие цветы самолетом прилетают до двух раз в неделю в праздничные дни, а в обычные – раз в неделю. Преимущественно цветы доставляются из Голландии, но также есть страны-производители специфических цветов: Австралия, Южная Африка, Кения, Эквадор, Колумбия.  В этих странах, зная о празднике 8 Марта, изначально отпускают по завышенной цене. Голландские аукционы и все таможенные посты в этот период работают по завышенным тарифам.

Например, та же метровая роза стоит в Голландии не менее 1 тыс. тенге, остальная наценка идет по логистике, таможне и зарплате сотрудникам. Но так как Gulmarket – это крупная сеть цветочных магазинов, то закупает большие объемы, что обходится дешевле. Те, кто имеет маленький магазин, вынуждены закупать меньшими объемами, и цена будет выше.

 Казахстанцы предпочитают больше дарить срезанные цветы, а не в горшках. Продажи срезанных цветов в процентном соотношении к горшечным растениям составляют 80% на 20%. В цветочных компаниях говорят, что выращивать в горшках нерентабельно и трудоемко.

Насчет изменений предпочтений казахстанцев в цветах арт-директор Gulmarket отметил, что появляются модные тенденции и публика испытывает влияние социальных сетей и европейских трендов. Поэтому в последнее время популярны из срезанных цветов: пионы, гортензии, гипсофилы, а из горшечных растений стабильно популярны орхидеи-фаленопсисы. Цена такого сегодня в горшке высотой 10 см – от 8 тыс. до 10 тыс. тенге, высотой 30-50 см – около 80 тыс. тенге.

Новичок в цветочном бизнесе

В этом году свой первый цветочный сезон открыла цветочная ферма "Маленький сад", расположенная в предгорьях с живописным видом – в поселке Байбулак Алматинской области. У фермы уже стали появляться постоянные клиенты, преимущественно проживающие в Алматы и окрестностях города. В своей первый, экспериментальный  сезон ферма не осталась без дел и продавала к 8 марта композиции с цветущими цветами в горшочках, минимальная стоимость которых начиналась от 5 тыс. тенге и доходила до 50 тыс. тенге. Однако официальное открытие фермы состоится в начале лета нынешнего года.

"Я всему училась сама – работать с землей и с цветами. Идея создать ферму зародилась давно.  Еще в студенческие годы, учась в Европе, я бывала на разных цветочных фермах, и они приводили меня в восторг. Я знала, что в Казахстане подобного нет и я решила – почему бы не создать наш маленький, казахстанский, "талгарский Прованс", как я его называю, куда могут приехать люди и купить срезанные цветы, попить кофе с шикарнейшими видами на наши горы. Недалеко от нас работает еще одна прекрасная цветочная ферма, но именно фермы маленького формата, как в Европе – у нас не было", – говорит Ольга Каленичук, основатель цветочной фермы "Маленький сад".

Девушка продолжает работать управляющим партнером в PR-агентстве "Grey Cardinals", и маленькая ферма - это глоток свежего воздуха после офисной жизнии и новое направление деятельности Ольги.

Не секрет, что любому бизнесу нужна хорошая команда и на ферме есть агроном и другие сотрудники, которые занимаются выращиванием и уходом за цветами. Луковицы и семена цветов закупаются в Европе и Америке. Ферма больше специализируется на срезочных цветах, таких как английские розы, сортовые пионы, маттиола, львиный зев, георгины, хризантемы, гортензии. 

После закупа посадочного материала работа на ферме кипит. Ведь необходимо подготовить рассаду, высадить в грунт, удобрить, следить за температурным режимом, проверять сеянцы на всхожесть и на отсутствие вредителей. Семена закупаются десятками тысяч штук, а это достаточно дорогое удовольствие. К примеру, одними из дорогих цветов можно считать цинии, себестоимость 1 тыс. семян - порядка 100 евро. Конечно, есть и дороже и дешевле, но не стоит забывать, что при импорте семян есть логистические и таможенные расходы, которые напрямую влияют на стоимость. Хотя цветы выращиваются в Казахстане, профессиональных семян в стране все еще нет. Но цветущие кустарники, саженцы роз, клубни георгинов Ольга предпочитает покупать на локальном рынке, отмечая  отличное качество посадочного материала.

"Всего мы закупаем около 15 видов семян, все остальное – это саженцы и клубни. Я считаю, что на каждый цветок есть свой покупатель, а внутреннего продукта не так много, как кажется. Флористы любят работать с местным цветком – он всегда свежий, хоть и стоит не всегда дешевле импортного, но вы только представьте - его срезали рано утром с капельками первой росы и в тот же день доставили в цветочные магазины. К тому же, важно отметить, что здесь нет ни таможенных расходов, ни доставки. Цветы свежие, они не летят самолетом, не терпят несколько смен температурных режимов за это время, не хранятся в холодильнике неделями. Я всегда покупала местные цветы, даже когда еще не было планов по открытию фермы, и всем рекомендую обратить внимание на наши казахстанские цветы, выращенные с любовью. К тому же, это еще и поддержка отечественных производителей", – делится Ольга.

Конкуренция на цветочном рынке достаточно высокая, особенно если говорить о цветочных магазинах. Если же брать цветочные фермы, то их все еще немного и объем не покрывает даже запрос алматинского рынка. В Алматинской области порядка 25 цветочных ферм, но этого мало, считает Ольга. В небольших европейских городках их намного больше. Многие работают только с сезонными цветами в летний или осенний периоды. Также есть тепличные комплексы, где выращивают только розы или исключительно тюльпаны.

"Наше отличие в том, что у нас будут сортовые цветы. Английские розы сегодня очень мало кто может предложить на рынке.  Пионы никогда не выходили из моды, на них всегда большой спрос и нехватка на рынке, у нас же будут большие сортовые пионы. Здорово, что все меньше людей их считают "бабушкиным" цветком. Кроме того, с этого лета у нас будут и гортензии, и мы не сомневаемся, что спрос будет. К весенним праздникам мы вырастили тюльпаны, гиацинты и немного нарциссов, и 25 февраля у нас на ферме не осталось ни одного свободного цветка. Однозначно могу сказать, что люди хотят видеть фермерский продукт – живой, интересный, оригинальный", – рассказывает основатель фермы.

В дальнейшем на ферме планируют нарастить свои мощности, построить большие теплицы, где круглогодично будут пионы, гортензии, гиацинты и тюльпаны.

Одна теплица в столице

Пик продаж приходится в преддверии 8 Марта, говорит Сергей Ряснов, основатель теплицы по выращиванию тюльпанов "Солнышко" в Астане. На рынке столицы теплица действует уже 7 лет.

"Выращивать цветы – наше хобби и интерес с супругой. Мы выращиваем цветы и начинаем продажи с 14 февраля на День влюбленных. Мы единственные в Астане, у кого есть в это время тюльпаны, потому что перекупщики ждут, когда цветы придут с Алматы, а те когда придут с Голландии.  Луковицы тюльпанов закупаются на аукционах", – отмечает цветовод.

По его словам, в этом году продано 20 тыс. цветов, всего было 26 сортов (в 2022 году – 15 сортов).  И это очень мало, потому как спрос еще есть. Продажи уже закрыли, все тюльпаны практически проданы оптом и в розницу.

Как рассказывает владелец теплицы, за все годы цветоводства проблемы были разные. Например, семенной материал попадался не очень хороший.  Также в 2022 году закупочные цены на луковицы поднялись на 100%.

 "Мы цены чуть-чуть подняли на цветы и несем определенные убытки, но все равно мы должны радовать своих клиентов. А так как семенной материал не очень хорошего качества, то потери на семенном материале и доходная часть не очень выстреливают. На следующий год в планах нарастить объем цветов и увеличить ассортимент", – добавил Сергей.

А что на прилавках?

В киосках и на прилавках цены разнятся – где-то больше, где-то меньше. В среднем один тюльпан стоит 800 тенге, одна роза – до 1,5 тыс. тенге. Максимальная цена красиво оформленного большого букета роз сейчас 70-80 тыс. тенге, возможно, и больше, если количество цветов будет по желанию клиента увеличено. Горшечные растения стоят от 3,5 тыс. тенге до 80 тыс. и выше. Тут зависит от объема горшка и самого растения.

Появились горшечные цветы и на прилавках супермаркетов, разместившись рядом с овощным отделом. Цены также от 3,5 тыс. тенге и выше в зависимости от размеров горшка. В день праздника цены вырастут еще порядка на 100-200 тенге, сообщили корреспонденту inbusiness.kz продавцы цветов. Так что пока это не окончательные цены и казахстанцам придется хорошенько "раскошелиться", чтобы порадовать своих близких, родственниц и подруг.

По теме: Казахстанским цветоводам нужны преференции от государства.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться