О том какая ситуация на рынке автобусов и каковы планы предприятия abctv.kz рассказал заместитель генерального директора ТОО "Daewoo Bus Kazakhstan" Мурат Ескендиров.
- Какова ситуация в компании в этом году?
- Нас завод является первым в Казахстане автосборочным предприятием полного цикла. На заводе производится не только сборка узлов и агрегатов, но и производится также сборка, сварка и окраска кузовов. Производственная мощность составляет 1200 автобусов в год. Продукция предприятия приобретается национальными компаниями, коммунальными предприятиями, государственными органами во всех регионах республики. В текущем году на мощностях завода было выпущено 8 автобусов на 317,5 млн тенге. Автобусы оснащены дизельными двигателями и изготовлены в соответствии со стандартами Евро-4. Эти автобусы были приобретены транспортными компаниями общественного транспорта Усть-Каменогорска. Для обслуживания общественного транспорта Алматы было поставлено 35 новых автобусов Daewoo, оснащенных газовым двигателем и имеющих экологический стандарт Евро-5. Также мы готовы поставить современные автобусы для Астаны. На сегодняшний день доля местного содержания составляет порядка 30-35%. До конца текущего года планируется выпустить еще 40 пассажирских автобусов. Есть и такой момент - девальвация привела к существенному удорожанию стоимости продукции, соответственно снизился спрос на основные модели среднего и большого класса автобусов. В целях недопущения снижения производственных показателей и сохранения рабочих мест менеджментом компании было принято решение о запуске в этом году производства автобусов малого класса. В июне с российским ОАО "ГАЗ" нами заключено лицензионное соглашение о производстве на мощностях Daewoo Bus Kazakhstan автобусов малого класса марки "ГАЗель NEXT", а в дальнейшем планируем расширить модельный ряд автобусами специального назначения – школьными и автобусами для перевозки инвалидов. Запуск производства начнется уже во втором полугодии. Доля местного содержания на начальном этапе составит около 20%, впоследствии этот показатель планируется довести до 50%. До конца года мы планируем выпустить около 100 микроавтобусов. В 2017 году ожидается заключение лицензионного договора на производство двухдверных автобусов малого класса для городских перевозок. В планах компании наладить выпуск до 500 микроавтобусов в год. Преимуществом NEXT локальной сборки будет цена, поскольку в отличие от российских аналогов в нее будут включены НДС, утилизационный сбор и таможенные пошлины. При этом микроавтобусы будут продаваться в национальной валюте, значит конечная стоимость не будет зависеть колебаний на валютном рынке. В целях снижения стоимости производимых автобусов среднего и большого класса марки Daewoo, начиная с этого года компанией производится закуп автокомпонентов из Казахстана и России. Это топливные баки, пассажирские сидения, шины, фильтра и шумоизоляционные материалы. В ближайшее время планируется также закуп радиаторов из Кыргызстана. Как вы знаете, стоимость автокомпонентов играет ключевую роль при ценообразовании готовой продукции. Поэтому в настоящее время мы ведем переговоры по созданию локальных производств некоторых компонентов: полового настила, покрытия, колесных дисков и стекол. Здесь партнерами выступят казахстанские и российские компании.
- То есть вы продали за полугодие 43 городских автобуса. А сколько произвели?
- Произвели около 300 пока.
- Что будете делать с остальными? Где будете продавать?
- У нас идут сейчас тендера. ДВД Астаны, МВД, также госзакуп будет проводить национальная гвардия – они тоже планируют закупать 20 автобусов и еще планируют закупить еще 20 автобусов. Погранвойска КНБ тоже планируют закуп автобусов. Еще у нас город Алматы кроме этих 35 еще закупает и еще город Шымкент закупает партию городских автобусов.
- Шымкент покупает автобусы на газе?
- Да. Завод сам устанавливает оборудование. Есть на дизельном топливе автобусе, есть на дизельном и на газе.
- То есть стоимость автобуса включает газобаллонное оборудование?
- Да. Они закупают стандартные 45-местные автобусы. Есть двухдверные, есть однодверные.
- Чем объясняют в акимате Астаны то, что они не берут ваши автобусы? IVECO они активно покупают. Что их не устраивает в ваших автобусах – вместимость, комфортность или что?
- Мы сейчас над этим работаем. Они просто может смотрят на комфортность.
-Я так понимаю, что в Корее есть более комфортные и вместительные автобусы. Не планируете их собирать?
- Мы пока специализируемся на этих автобусах.
-Каковы цены на ваши стандартные автобусы?
- Где-то 36 тыс. долларов за 45-местный автобус. Это сидячие места. А есть 25-местный городской автобус и там около 40 стоячих мест – в общем вместимость где-то 65 человек.
-Сколько у вас на складах имеется автобусов?
-На складах сейчас около 100 автобусов есть, но они тоже уже законтрактованы. Сейчас у нас есть еще контракты, сделаем оплату на комплектующие, в основном же они из Кореи приходят, и до конца года у нас все полностью запланировано.
-Сколько всего в этом году планируете произвести автобусов?
-Произвести планируем 1200 автобусов. В планах реализовать столько же.
-Это все в Казахстане?
-Пока все в Казахстане.
-Помимо тендеров просто частники тоже покупают автобусы?
-Да. Автопарки частные тоже закупают.
-Что еще вы делаете в связи с девальвацией тенге – как увеличиваете локализацию?
-Мы стараемся увеличивать локализацию. Газовые установки мы сейчас будем устанавливать свои. Также будем стараться, чтобы цена сохранилась на этом уровне. Сейчас локализация 30-35% по автобусам, а по малым автобусам – 20%. В 30-35% входит полностью сварка, покраска, сборка. Весь кузовной металл приходит из Кореи.
-Как будет происходить рост локализации в цифрах?
-До конца будем стараться довести локализацию до 50%.
-Что касается сотрудничества с компанией "ГАЗ"? Вы просто будете собирать микроавтобусы или это будет совместное предприятие?
-Нет, просто собирать. Микроавтобусы уже будут собираться уже в этом году. Планируем произвести 100 микроавтобусов до конца года.
-Грузовые не планируете собирать?
-Грузовые мы тоже планируем. Собирать УАЗики тоже у нас в планах, но это уже на следущий год. Все это будет в существующих цехах.
-Сколько УАЗиков планируете произвести?
-Пока не знаем.
-Сколько планируете произвести автобусов в следующем году?
-Общая мощность завода – 1200 автобусов в год, которые мы и планируем произвести.
-Расширяться не планируете?
-Пока нет.
-А по "ГАЗелям"?
-"ГАЗель" мы будем повышать до 500 в год.
-Каков вообще рынок по "ГАЗелям" ежегодно в Казахстане?
-Сколько составляет рынок я затрудняюсь сказать, но они хорошо продаются через компанию "Вираж".
-Что касается сотрудничества с Китаем, небольшие грузовики типа FAW не планируете производить?
-На нашем заводе "СемАЗ" проходит сборка китайских 25-тонных грузовиков Shacman. Также по контракту с российской компанией "Урал" мы производим все модели. Также производим технику по договору с Минским автотракторным заводом МТЗ.
-По Shacman какая у вас локализация?
-Где-то 25%. Мы планируем сами делать кабины, надрамники. Кузова мы тоже сами делаем.
-По ним какие планы по продажам в этом году?
-По Shacman планируем выпустить около 700-800. В первом полугодии выпустили около 350.
-В прошлом году больше их выпустили?
-В прошлом году было больше. Сейчас чувствуется девальвация. По Shacman было произведено около 800, продано около 600. Есть небольшой остаток.
-А по автобусам?
По автобусам мы произвели 1200 автобусов и около 800 продали.
-То есть 400 осталось на продажу в этом году?
-Да.
-Поэтому получилось, что сборка автобусов в этом году снизилась?
-Да.
-По тракторам МТЗ каковы цифры?
-В прошлом году мы произвели 1500 тракторов и где-то 1300 тракторов продали.
Саян Абаев