RU KZ
«Дакар-2020»: навеки в строю…

«Дакар-2020»: навеки в строю…

15:03 13 Январь 2020 2117

«Дакар-2020»: навеки в строю…

Автор:

Балжан Бейсенова

Накануне все СМИ мира и все ленты в социальных сетях распространили печальную новость – на «Дакаре» погиб известный мотогонщик Паоло Гонсалвеш. К сожалению, этот ралли-марафон печально известен человеческими жертвами с самого начала своей истории в Африке.

Три года – 2016, 2017, 2018 – на «Дакаре» не было жертв. И вот снова. На 276 км скоростного спецучастка 7-го этапа между Эр-Риядом и Вади-эль-Давасиром погиб португалец Паулу Гонсалвеш (№ 8) из команды HERO MOTOSPORTS TEAM RALLY. Медицинский вертолет прибыл на место падения через 8 минут после получения сигнала. Мотогонщик уже был без сознания, у него остановилось сердце. На вертолете его отправили в ближайший госпиталь, где и констатировали смерть. Гибель Пауло Гонсалвеша привела в шок всех на ралли-марафоне, особенно мотогонщиков. Его уважали как опытные, известные гонщики, так и начинающие. Это был его 13-й «Дакар»…

«Мы познакомились с Paolo Gonsalves в ноябре 2007 г. перед гонкой Shamrock в Марокко. Мы были в одной команде HT Team Honda Europe. На тренировке перед ралли он научил меня переключать скорости в песках «без сцепления»… Чемпион мира, призер «Дакара». Мы называли его Speedy Gonsales. Он был добрым и отзывчивым, смелым и техничным. Легенда «Дакара» и мотогонок. Невысокого роста, он запрыгивал на мотоцикл на ходу и спрыгивал с него при остановке – он не доставал ногой до земли, когда сидел. Сегодня он погиб на ралли «Дакар» в Саудовской Аравии в пустыне Руб аль Кхали. В этой пустыне мы скорбим. Покойся с миром, Друг!» – написал у себя на страничке известный мотогонщик, дакаровец Вадим Притуляк.

На вечернем брифинге память португальского спортсмена почтили минутой молчания. После встречи с гонщиками организаторы решили отменить 8-й этап для категории мотоциклов и квадроциклов, чтобы дать мотосемье «Дакара» время оплакать своего друга.

Это второй случай в истории гонки, когда мотогонщики прерывают гонку из-за гибели своего товарища. В 2005 году на «Дакаре» погибли пять человек. С разницей в несколько этапов разбились два мотогонщика: после 7-го этапа испанец Хосе Мануэль Перес и на 11-м этапе – легенда ралли-марафона Фабрицио Меони, двукратный победитель «Дакара» 2001 и 2002 годов. Соперники и сотоварищи Меони отказались выходить на следующий этап. «Директор гонки Этьен Лавинь принимал решение об отмене с тяжелым сердцем: вычеркнуть целый этап – значит, вызвать огромные финансовые затраты, в том числе и на транспортировку каравана вместе со всей тяжелой техникой самолетами к старту 13-го отрезка. Но вечерний брифинг показал, что ни о какой концентрации и самообладании речи идти не может. Выпустить мотокараван на трассу – это еще раз подвергнуть людей риску, причем неоправданному!» – написала газета «Московский комсомолец». После итальянского гонщика, уже в самом конце ралли-марафона, погибли еще два мотоциклиста из Бельгии и девочка из местных жителей.

Здесь стоит отметить одну примету «Дакара». Опытные гонщики никогда не говорят «мой последний «Дакар». 47-летний Фабриццио Меони перед стартом в 2005 году говорил: «Чтобы участвовать в этой гонке, ее надо любить больше жизни». И планировал после этого «Дакара» завершить раллийную карьеру, чтобы уделять больше времени своей семье. До своей гибели мотогонщик вместе с женой организовал фонд помощи детям Сенегала, на собранные деньги удалось построить школу.

Я не знаю другого спортивного соревнования, а «Дакар» – это все-таки состязание, где еще в самом начале участников предупреждают о возможной гибели. В заявочной анкете, будь то гонщик, механик, журналист или менеджер команды, каждый должен заполнить строчку, где организаторы просят указать ближайший к месту жительства аэропорт – куда доставить ваше тело. И контакты лица, кто заберет его… Но это никого не останавливает.

Трагедия с Паоло Гонсалвешем произошла сразу после дня отдыха. И это усиливает горечь произошедшего. Но, по сути, день отдыха – понятие очень условное. Пилоты и штурманы могут выспаться, вот и весь отдых. Потом нужно постирать комбинезоны и термобелье, поработать над ошибками, помочь механикам. У них самый что ни на есть тяжелый рабочий день – полная профилактика и текущий ремонт всех узлов и агрегатов. У журналистов тоже насыщенный день – обычно на ралли-марафоне в этот день во многих командах проходит день национальной кухни. Казахстанцы обычно варили «мясо по-казахски». Экипаж № 352 Андрея Чередникова и Игната Фалькова не нарушил традицию.

К старту второй половины марафона «Дакар-2020» в категории внедорожников по официальной статистике осталось на 24% меньше участников! Трасса линейного 7-го этапа «Эр-Рияд – Вади Эль-Давасир» (741 км, из которых 546 км в зачет времени) состояла из довольно интересного микста. «Гонкой моторов» назвали этот этап опытные дакаровцы, поскольку превалировали быстрые скоростные дороги, но были и участки с песками и дюнами. Для казахстанского экипажа Андрея Чередникова/Игната Фалькова спецучасток не задался из-за возникшей технической проблемы в коробке передач.

«Седьмой этап «Дакара-2020» ознаменовался сменой нашего формата. Если до этого целью было закрепиться в двадцатке, и это было выполнимо, то после сегодняшнего дня успешный финиш уже казался успехом. Этот день – самый длинный из этапов, 547 боевых километров – и мы на 212-м км ломаем коробку, как оказалось, первичный вал. Первая мысль – все, приехали... Но, поняв, что машина с хрустом и скрипом может доехать до зоны КВ (контроля времени – прим. авт.), до спасительного асфальта, приняли ряд действий. Сумели развернуть наш грузовик техобслуживания, идущий в следующий бивуак, разобрали часть машины, дождались механиков. Они в чистом поле за два часа заменили коробку на новую. Из оставшихся 350 км мы половину ехали в полной темноте... дюны, каменные плато и скоростные участки... это мощный опыт и колоссальные нагрузки... но мы финишировали спецучасток и не унываем. Мы в гонке, и это главное. «Дакар» никогда не был благодушен к своим гостям и всегда рад испытать их на прочность...» – рассказал штурман Фальков после прибытия на бивуак. В итоге казахстанцы завершили день на 64-й позиции и опустились на 45-е место в абсолюте.

В порядке и Денис Березовский со своим штурманом Рикардо Торлащи. Их экипаж мотовездехода № 407 закончил 7-й этап ралли «Дакар» на 24-й позиции, а в генеральной квалификации – на 27-й.

Сегодня, 13 января, участников ждет восьмой этап гонки. Кольцевой спецучасток вокруг Вади Эль-Давасир приготовил в своем маршруте красивейшие пейзажи и удивительные цветовые контрасты: черные камни, белый песок, красные каньоны. Любители скорости вновь смогут получить удовольствие от максимального разгона, но, добравшись до зоны песков, нужно будет менять тактику! Старт первого автомобиля на спецучастке в 08:25 местному времени*.

* разница во времени между Нур-Султаном и Эр-Риядом 3 часа, когда в Казахстане 10 утра, в Саудовской Аравии 7 утра.

Балжан Бейсенова

Автор благодарит пресс-службу команды «OFFROAD KAZAKHSTAN» за помощь в подготовке материала

Официальный сайт гонки: www.dakar.com