Три года – 2016, 2017, 2018 – на "Дакаре" не было жертв. И вот снова. На 276 км скоростного спецучастка 7-го этапа между Эр-Риядом и Вади-эль-Давасиром погиб португалец Паулу Гонсалвеш (№ 8) из команды HERO MOTOSPORTS TEAM RALLY. Медицинский вертолет прибыл на место падения через 8 минут после получения сигнала. Мотогонщик уже был без сознания, у него остановилось сердце. На вертолете его отправили в ближайший госпиталь, где и констатировали смерть. Гибель Пауло Гонсалвеша привела в шок всех на ралли-марафоне, особенно мотогонщиков. Его уважали как опытные, известные гонщики, так и начинающие. Это был его 13-й "Дакар"…
"Мы познакомились с Paolo Gonsalves в ноябре 2007 г. перед гонкой Shamrock в Марокко. Мы были в одной команде HT Team Honda Europe. На тренировке перед ралли он научил меня переключать скорости в песках "без сцепления"… Чемпион мира, призер "Дакара". Мы называли его Speedy Gonsales. Он был добрым и отзывчивым, смелым и техничным. Легенда "Дакара" и мотогонок. Невысокого роста, он запрыгивал на мотоцикл на ходу и спрыгивал с него при остановке – он не доставал ногой до земли, когда сидел. Сегодня он погиб на ралли "Дакар" в Саудовской Аравии в пустыне Руб аль Кхали. В этой пустыне мы скорбим. Покойся с миром, Друг!" – написал у себя на страничке известный мотогонщик, дакаровец Вадим Притуляк.
На вечернем брифинге память португальского спортсмена почтили минутой молчания. После встречи с гонщиками организаторы решили отменить 8-й этап для категории мотоциклов и квадроциклов, чтобы дать мотосемье "Дакара" время оплакать своего друга.
Это второй случай в истории гонки, когда мотогонщики прерывают гонку из-за гибели своего товарища. В 2005 году на "Дакаре" погибли пять человек. С разницей в несколько этапов разбились два мотогонщика: после 7-го этапа испанец Хосе Мануэль Перес и на 11-м этапе – легенда ралли-марафона Фабрицио Меони, двукратный победитель "Дакара" 2001 и 2002 годов. Соперники и сотоварищи Меони отказались выходить на следующий этап. "Директор гонки Этьен Лавинь принимал решение об отмене с тяжелым сердцем: вычеркнуть целый этап – значит, вызвать огромные финансовые затраты, в том числе и на транспортировку каравана вместе со всей тяжелой техникой самолетами к старту 13-го отрезка. Но вечерний брифинг показал, что ни о какой концентрации и самообладании речи идти не может. Выпустить мотокараван на трассу – это еще раз подвергнуть людей риску, причем неоправданному!" – написала газета "Московский комсомолец". После итальянского гонщика, уже в самом конце ралли-марафона, погибли еще два мотоциклиста из Бельгии и девочка из местных жителей.
Здесь стоит отметить одну примету "Дакара". Опытные гонщики никогда не говорят "мой последний "Дакар". 47-летний Фабриццио Меони перед стартом в 2005 году говорил: "Чтобы участвовать в этой гонке, ее надо любить больше жизни". И планировал после этого "Дакара" завершить раллийную карьеру, чтобы уделять больше времени своей семье. До своей гибели мотогонщик вместе с женой организовал фонд помощи детям Сенегала, на собранные деньги удалось построить школу.
Я не знаю другого спортивного соревнования, а "Дакар" – это все-таки состязание, где еще в самом начале участников предупреждают о возможной гибели. В заявочной анкете, будь то гонщик, механик, журналист или менеджер команды, каждый должен заполнить строчку, где организаторы просят указать ближайший к месту жительства аэропорт – куда доставить ваше тело. И контакты лица, кто заберет его… Но это никого не останавливает.
Трагедия с Паоло Гонсалвешем произошла сразу после дня отдыха. И это усиливает горечь произошедшего. Но, по сути, день отдыха – понятие очень условное. Пилоты и штурманы могут выспаться, вот и весь отдых. Потом нужно постирать комбинезоны и термобелье, поработать над ошибками, помочь механикам. У них самый что ни на есть тяжелый рабочий день – полная профилактика и текущий ремонт всех узлов и агрегатов. У журналистов тоже насыщенный день – обычно на ралли-марафоне в этот день во многих командах проходит день национальной кухни. Казахстанцы обычно варили "мясо по-казахски". Экипаж № 352 Андрея Чередникова и Игната Фалькова не нарушил традицию.
К старту второй половины марафона "Дакар-2020" в категории внедорожников по официальной статистике осталось на 24% меньше участников! Трасса линейного 7-го этапа "Эр-Рияд – Вади Эль-Давасир" (741 км, из которых 546 км в зачет времени) состояла из довольно интересного микста. "Гонкой моторов" назвали этот этап опытные дакаровцы, поскольку превалировали быстрые скоростные дороги, но были и участки с песками и дюнами. Для казахстанского экипажа Андрея Чередникова/Игната Фалькова спецучасток не задался из-за возникшей технической проблемы в коробке передач.
"Седьмой этап "Дакара-2020" ознаменовался сменой нашего формата. Если до этого целью было закрепиться в двадцатке, и это было выполнимо, то после сегодняшнего дня успешный финиш уже казался успехом. Этот день – самый длинный из этапов, 547 боевых километров – и мы на 212-м км ломаем коробку, как оказалось, первичный вал. Первая мысль – все, приехали... Но, поняв, что машина с хрустом и скрипом может доехать до зоны КВ (контроля времени – прим. авт.), до спасительного асфальта, приняли ряд действий. Сумели развернуть наш грузовик техобслуживания, идущий в следующий бивуак, разобрали часть машины, дождались механиков. Они в чистом поле за два часа заменили коробку на новую. Из оставшихся 350 км мы половину ехали в полной темноте... дюны, каменные плато и скоростные участки... это мощный опыт и колоссальные нагрузки... но мы финишировали спецучасток и не унываем. Мы в гонке, и это главное. "Дакар" никогда не был благодушен к своим гостям и всегда рад испытать их на прочность..." – рассказал штурман Фальков после прибытия на бивуак. В итоге казахстанцы завершили день на 64-й позиции и опустились на 45-е место в абсолюте.
В порядке и Денис Березовский со своим штурманом Рикардо Торлащи. Их экипаж мотовездехода № 407 закончил 7-й этап ралли "Дакар" на 24-й позиции, а в генеральной квалификации – на 27-й.
Сегодня, 13 января, участников ждет восьмой этап гонки. Кольцевой спецучасток вокруг Вади Эль-Давасир приготовил в своем маршруте красивейшие пейзажи и удивительные цветовые контрасты: черные камни, белый песок, красные каньоны. Любители скорости вновь смогут получить удовольствие от максимального разгона, но, добравшись до зоны песков, нужно будет менять тактику! Старт первого автомобиля на спецучастке в 08:25 местному времени*.
* разница во времени между Нур-Султаном и Эр-Риядом 3 часа, когда в Казахстане 10 утра, в Саудовской Аравии 7 утра.
Балжан Бейсенова
Автор благодарит пресс-службу команды "OFFROAD KAZAKHSTAN" за помощь в подготовке материала
Официальный сайт гонки: www.dakar.com