RU KZ
Дакар-2020: нормальные герои всегда идут вперед

Дакар-2020: нормальные герои всегда идут вперед

19:01 10 Январь 2020 1408

Дакар-2020: нормальные герои всегда идут вперед

Автор:

Балжан Бейсенова

Первый «Дакар» на Ближнем Востоке приблизился ровно к половине пути. Завтра на легендарном ралли-марафоне день отдыха. А сегодня о том, с чем подходят к нему участники. И почему всех, кто финишировал, можно считать героями? 

Сегодня на ралли-марафон «Дакар» шестой день изнуряющей гонки. Скоростные спецучастки четвертого и пятого этапов проходили в красивейших местах Саудовской Аравии, однако вытрясли в прямом смысле слова из гонщиков всю душу.

Благодаря современным средствам связи и технологиям любой фанат может следить за ходом гонки и ее результатами в режиме онлайн. Причем зачастую любители быстрее и точнее узнают результаты. Поэтому, не претендуя на оперативность, давайте просто вместе еще раз порадуемся тому, что все казахстанцы в строю! Сложности четвертого этапа хорошо закалили боевой настрой экипажа № 352 OFFROAD KAZAKHSTAN Андрея Чередникова/Игната Фалькова, добавив силы, спортивного азарта и энергии. На пятом этапе ралли-марафона, где участники «Дакара-2020» получили большую порцию песков, 100% казахстанский экипаж добился успеха. Стартовали с 100-й позиции согласно протоколу смешанной с грузовиками стартовой ведомости, а в итоге Чередников и Фальков отыграли сразу шесть позиций в абсолютном зачете, поднявшись с 43-го на 37-е место.

Не зря организаторы говорили, что в Саудовской Аравии ждет много песка, все виды песка…

«Весь песочный массив мы шли со средней скоростью не более 60 км/ч. Пересекали огромные песочные холмы, поросшие травой и кустарниками, очень  рваные и рыхлые. Дюнами их не назовешь! Определенные преимущества с учетом характера трассы были у багги с большими ходами подвески и машинами категории SSV», – поделился впечатлением Андрей Чередников.

Однако участники в категории SSV тоже натерпелись за эти этапы. Наибольшее внимание казахстанских болельщиков привлекает, конечно же, команда Forestal Motorsports из Андорры. Здесь вместо Артура Ардавичуса за рулем багги (мотовездехода) № 407 едет известный спортсмен Денис Березовский со штурманом Рикардо Торлащи (к слову, не менее знаменитый, 10 «Дакаров» за плечами). И хорошо знакомый и уважаемый казахстанскими журналистами, которым повезло побывать на ралли «Дакар», Илья Роусс. На этот раз он пилотирует не боевой пресс-кар, а самый настоящий боевой SSV.

«Поехать на «Дакар» в качестве пилота – это была скорее не мечта, а одна из тех задач, которые я ставлю сам себе и выполняю. Когда-то я поставил ее себе, и вот время пришло. Еще одна задача конкретно здесь – дойти до финиша. И мы с моим другом Антоном Ярошуком решили устроить себе такой челлендж. Почему багги? Это классная, веселая, интересная машинка и красивая, кстати», – рассказал Илья Роусс.

На четвертом этапе «веселой, интересной машинке» № 444 пришлось совсем не весело. Оба экипажа на двоих пробили 9 (девять!) колес. Одно из них – на фотографии, на нем добрались до финиша…

За эти дни накопилась усталость – как у людей, так и у техники. Особенно опасно в эти дни недосыпание, именно об этом предупреждают опытные дакаровцы.

«Наш организм не может долго без полноценного сна. Сегодня ты не выспался – значит, взял взаймы у своего организма из завтрашнего запаса. Завтра не выспался – занял у послезавтра. А послезавтра уже взять негде. Мозг, он хитрый, ты едешь, перед глазами дорога. А мозг устал, он знает, что ты не даешь ему отдохнуть, так он повесит тебе перед глазами картинку – что ты едешь, а сам отключится…», – так очень доступно и образно рассказывал один из известных гонщиков. Поэтому соблюдение режима очень важно во время ралли-марафона.

«Дакар» в Южной Америке был жарким, в последние годы еще и изнуряющим «горняшкой» в Боливии. Сейчас коллеги пишут из Саудовской Аравии, что холодно, всего +3+5 ночью. Да и днем не очень жарко. И вот на все эти испытания участники легендарного экстрим-рейда идут добровольно, за немалые деньги. Весь год они тренируют тело и дух, готовят технику, чтобы потом две недели мучиться от жары, недосыпания, просто диких нагрузок по дороге к финишу самого опасного ралли-рейда в мире. Удается это далеко не каждому. Замечу, что все участники этой гонки по-своему неординарны. Но есть среди них те, кто сами себя называют «люди с уникальными отличиями».

Вот уже несколько лет в гонке участвует команда из Великобритании Race2Recovery, где половина состава пилоты – ветераны войны в Афганистане. Честно говоря, после интервью с ними в 2014-м мне так стало обидно за наших ветеранов так называемых локальных конфликтов... Тогда один из пилотов команды Tony Harris рассказал:

«Обычно в нашей команде только британцы, почти все бывшие военные, кто служил в Афганистане. А в прошлом году с нами были два морских пехотинца из США. Мы здесь для того, чтобы показать другим и себе, что есть жизнь после военной травмы. Это очень здорово, что регламент гонки позволяет нам соревноваться наравне со здоровыми гонщиками. Кроме спорта, мы занимаемся благотворительностью – помогаем семьям погибших товарищей». Они все как один говорят, что после того, как получили ранения из-за подрыва на мине в зоне военных действий (у многих ампутация), научиться жить заново помог только спорт. В данном случае автоспорт помогает снова чувствовать себя таким, как все, обычным человеком.

К сожалению, эту команду последние годы не видно на «Дакаре». Но, безусловно, пример этих парней вдохновляет. А их самих воодушевлял  другой человек – пилот Альберт Йоверра, личность с большой буквы. В 18 лет лыжник сборной Андорры Albert Llovera, выступая на Олимпиаде, столкнулся с судьей, который зачем-то вышел на трассу. В итоге у спортсмена перелом позвоночника в шести местах, тело полностью парализовано ниже груди. Вся жизнь стала постоянной борьбой – сначала за саму жизнь, потом за возможность ее нормально продолжать. В своем интервью Йоверра в 2014 году рассказал мне: «Таким, как я, не давали гоночную лицензию, мне первому удалось получить международную лицензию пилота с таким диагнозом. Сейчас я помогаю другим людям не сдаваться. Мы разработали ручное управление автомобилем – и газ, и тормоз у меня на руле. Теперь мы используем гоночный опыт и создаем приборы-приспособления для управления гражданским автомобилем». Вспоминая свое участие в «Дакаре» 2014-2015 годов, мужественный андоррец говорил, что тяжело не только во время гоночных этапов, трудности повсюду на бивуаке.

«Ты не знаешь, дотянешься ли до раковины, чтобы помыть руки, сможешь ли принять душ, ведь этот мелкий песок проникает повсюду и влечет за собой мелкие ранки, ссадины и прочие неудобства», – цитировал его официальный сайт гонки. Но, тем не менее, Альберта  Йоверра в шестой раз после двухлетнего перерыва приехал побороть пустыню и самого себя. Дважды он не мог добраться до финиша на внедорожнике (2007, 2014) в 2015-м пересел на багги и прибыл 41-м. А в 2016-2017 годах на грузовике «Татра» экипаж Альберта Йоверры был 24-м и 35-м соответственно.

На «Дакар»-2020 этот несгибаемый человек вернулся  в категории грузовиков с командой Petronas De Rooy Iveco в качестве «быстрой технички» (техпомощи. – Прим.авт.). Грузовик для этого гонщика построен несколько иначе – с ручным управлением. И вместо механического акселератора (педаль газа, в данном случае, наверное, рукоятка. – Прим.авт.) у Альбера электронный, он дает больше возможностей для управления в таком случае, как у Йоверры. Спортсмен признается, что «Дакар» – это его страсть и его личный вызов». И вот когда совсем невмоготу – есть резон вспомнить об этом человеке, единственном колясочнике, который наравне со здоровыми, накачанными спортсменами трижды поднимался на подиум «Дакара».

На самом деле, насколько бы ни был жесток «Дакар», это единственное соревнование, в котором на подиум победы поднимается каждый, кто добрался до финиша. Хоть на машине, хоть на костылях.

Балжан Бейсенова