Национальная палата предпринимателей совместно с комитетом госдоходов министерства финансов объявили о запуске пилотной версии системы маркировки меховых изделий из натурального меха. Предпринимателям, имеющим нераспроданные остатки, предложили зарегистрировать свой товар в специальной информационной системе и получить контрольный идентификационный знак (КИЗ) в течение 90 календарных дней с даты запуска проекта, а импортеры должны будут делать это в течение 30 дней со дня поступления товара в продажу. Это касается только бизнеса – шубы, купленные физическими лицами для личного пользования, маркировке не подлежат, также как шапки, рукавицы и перчатки, а также изделия, где мех выполняет функцию отделки – воротника, отворотов, манжетов и оторочки карманов.
Изготавливать идентификационный знак будет банкнотная фабрика, а выдавать предпринимателю уже эмитент второго уровня, после регистрации товара в системе. Контрольный знак стоимостью в 400 тенге будет представлять собой чип со специальными штрихкодом и QR-кодом, на которых будет храниться информация о производителе и об изделии. В настоящее время, уточнили в НПП "Атамекен", холдингом "Зерде", точнее, их дочерним предприятием – АО "НИТ", разрабатывается соответствующее онлайн-приложение для покупателей: считав QR-код, они смогут узнать, покупают шубу греческого производителя или китайского.
О введении обязательной маркировки шуб на территории Казахстана говорится уже давно. Соответствующее соглашение было подписано странами Евразийского экономического союза в 2015 году. Инициатором нововведения выступила Республика Беларусь, которая последние 10 лет активно практикует маркировку широкой линейки товаров.
По словам зампреда НПП "Атамекен" Даны Жунусовой, за два года среди казахстанских предпринимателей была проведена подготовительная и разъяснительная работа, а также создана информационная система для маркировки.
"Мы предложили, прежде чем переходить к широкой номенклатуре маркировки, опробовать сначала пилот на меховых изделиях, потому что это товар высокого уровня, и стоимость самой маркировки не будет столь значительная, потребитель в цене не пострадает. Были утверждены требования к самому знаку, к системе, к тому составу сведений, которые предприниматели должны вносить в систему, для того чтобы получить контрольный идентификационный знак. Все это утверждено на уровне юридической экономической комиссии. К сегодняшнему дню мы уже готовы – запускаемся", – сообщила она.
Данное нововведение, отметила зампред НПП "Атамекен", нужно не только для покупателей, но и для учета меховых изделий, ввозимых в Казахстан, а вместе с тем для борьбы с контрабандой и контрафактом. Дана Жунусова обратилась к статистике: за последние три-четыре года в Казахстан официально было завезено всего 10 тысяч шуб. Тогда как, по ее словам, меховых изделий на отечественном рынке сегодня гораздо больше. Логичный вопрос: как были завезены все эти шубы?
"Мы сейчас собираем по областям остатки, хотим для себя понять, какова же емкость рынка, которая подлежит маркировке. Исходя из заявленного на сегодня товара, это порядка 70 тысяч шуб. Но это только те предприниматели, до которых мы достучались. Наверняка, на рынке их больше. Поэтому мы и даем переходной период до 90 дней, чтобы оповестить максимальное количество предпринимателей. Хотя мы уже два года оповещаем, но у нас, как всегда, бизнес надеется, что к моменту начала маркировки какая-то часть уже шуб продана, данные все время меняются", – заметила она.
Нелегальная продажа шуб, объяснила зампред нацпалаты, ставит в неравные условия "добросовестных" импортеров, которые несут соответствующие накладные и текущие административные расходы, как аренда помещения, оплата электроэнергии и выплата заработной платы своим сотрудникам. Она не отрицает: бороться с демпингом со стороны нелегально ввезенной импортной продукции трудно. Но считает, что с введением маркировки у покупателя появится право выбора – покупать неизвестно где произведенную шубу или ту, которая соответствует всем заявленным при продаже характеристикам.
Введение обязательной маркировки меховых изделий, дополнили в комитете госдоходов, поспособствует сокращению объема теневой экономики и увеличению поступления налогов в бюджет. По завезенным шубам за 2016 год, уточнили представители КГД МФ, было уплачено таможенных пошлин, сборов и налогов всего на 170 миллионов тенге. В Казахстане надеются повторить результат России, где по результатам маркировки объем декларируемых шуб увеличился в семь раз.
Кроме этого, в КГД уточнили: пилотный режим введен для того, чтобы научить предпринимателей работать с системой и усовершенствовать систему маркировки, а уже по результатам принимать решение по дальнейшему распространению маркировки на другие виды товаров. В России, к примеру, запустили пилот по маркировке лекарственных изделий, в Армении запускают маркировку ювелирных изделий. Странами обсуждается также маркировка обуви.
Дана Жунусова отметила, что казахстанская сторона участвует во всех переговорах, но пока воздерживается от определенной позиции и ответов.
"Мы хотим понять, будет ли какой-то эффект достигнут, почувствует ли этот эффект сам бизнес, будут ли действительно выравнены условия для добросовестной конкуренции, станет ли меньше нелегального контрабандного и контрафактного товара на рынке. На это все мы берем как минимум год. Для того чтобы какую-то позицию выражать, здесь надо детально анализ провести. Это крайне важно", – объяснила она.
Тем не менее, заметила, что аналогичная система давно и активно практикуется многими странами Европы и в Америке. Казахстан в настоящее время рассматривает международный опыт. По словам зампреда НПП "Атамекен", метки бывают разных видов и ценовой категории. И те, что введены в настоящее время казахстанской стороной, считаются достаточно дорогими для других категорий товаров, и может значительно отразиться на конечной цене продукта.
Несмотря на это, уточнила она abctv.kz, стоимость, предложенная ТОО Isker Akparat, была самой низкой. Стоимость, заявленная банкнотной фабрикой на изготовление КИЗ, составила 310 тенге, а стоимость, которую предложил эмитент второго уровня, составила 90 тенге.
"Если смотреть по странам ЕЭС, считаю, что у нас услуга персонализации самая дешевая и доступная. В РФ все это отдают на откуп предпринимателям, которые вынуждены сами покупать необходимое оборудование по изготовлению знаков. А оно стоит недешево. В случае если ты маленький импортер и максимум в год завозишь 10-20 шуб, это существенные финансовые издержки. Поэтому здесь мы пошли по такому пути, когда бизнес оказывает услугу бизнесу, причем за очень приемлемую цену", – говорит г-жа Жунусова.
Отметим, во время пилота штрафные санкции к предпринимателям применяться не будут.
Алина Альбекова