С начала 2018 года казахстанцы могли столкнуться с проблемой дефицита ГСМ на рынке. Однако ситуацию удалось избежать, а каким образом, пояснил в интервью изданию председатель комитета нефтегазовой промышленности президиума национальной палаты предпринимателей РК "Атамекен", советник председателя ассоциации организаций нефтегазового и энергетического комплекса КАZENERGY Данияр Абулгазин.
В соответствии с требованиями Закона РК "О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов", производство и реализация нефтепродуктов должны были осуществляться через контрольные приборы учета (КПУ) с передачей данных в онлайн-режиме уполномоченному органу – комитету государственных доходов МФ РК.
Данные требования вступили в силу для НПЗ и мини-НПЗ с 1 января 2017 года, а для нефтебаз и АЗС – с 1 января 2018 года. Последними поправками в законодательство были отменены требования по обязательной установке КПУ для нефтебаз, а для АЗС были перенесены сроки: с 1 января 2019 года – для АЗС, расположенных на территории столицы, городов республиканского, областного и районного значения; с 1 января 2021 года – для остальных АЗС.
– Были ли предпосылки для внесения поправок?
– Могу сказать, что обсуждение по вопросу внедрения системы КПУ проводилось много раз в течение нескольких лет с участием госорганов и субъектов рынка. В связи с обширным перечнем технических, финансовых и правовых вопросов, которые должны были быть решены для реализации этой задачи, сроки введения в действие законодательных норм неоднократно переносились.
Национальная палата предпринимателей РК "Атамекен", ассоциация KAZENERGY, топливная ассоциация и другие участники рынка постарались всесторонне изучить проблематику вопроса и предложить комплексное решение, удовлетворяющее участников рынка оборота ГСМ, с учетом задачи, поставленной соответствующими госорганами в области снижения теневого оборота ГСМ в Казахстане. А именно необходимо было найти способы и решения технических вопросов по установке КПУ и достоверному учету на приеме и отгрузке по всей цепочке оборота ГСМ, подтвердить, готова ли система приема и передачи данных.
А также соответствие ранее установленных КПУ требованиям законодательства, возможности по своевременной установке в связи с недостаточным наличием количества КПУ на рынке и сроками реализации данной программы, дополнительные незапланированные финансовые затраты компаний и так далее.
Но самое главное, никто не мог четко обосновать достоверность и достаточность сведений для государственных органов при реализации программы установки КПУ.
В 2017 году провели ряд совещаний, в том числе и выездных, совместно с государственными органами и "Атамекеном" на нефтебазы и АЗС в Астане, что позволило в практической плоскости увидеть все проблемы, о которых было сказано. По результатам работы мы лишний раз убедились в нереалистичности и излишнем объеме данных, которые должны получать участники процесса, дублировании имеющейся системы контроля.
В отношении затрат, по нашим оценкам, на нефтебазах для закупки КПУ, соответствующих требованиям, они составили бы более 59 миллиардов тенге, а на АЗС – более восьми миллиардов тенге. Помимо расходов на приобретение приборов учета, также необходимы проведение строительно-монтажных работ, госэкспертизы, экспертизы промышленной безопасности, аттестации приборов, что приведет к дополнительным затратам.
Также стоит учитывать будущие операционные затраты на передачу данных оператору, и на данный момент точная цифра еще не определена, первоначально было 75 тысяч тенге с одного КПУ, а их на нефтебазах насчитывается более 20 единиц (в дальнейшем было предложено рассматривать сумму в пределах 15 тысяч тенге с одного КПУ). Со стороны бизнеса было высказано мнение, что стоимость должна быть ниже пяти тысяч тенге (здесь имеется опыт внедрения ККМ – контрольно-кассовых машин).
По итогам проведенной работы, я считаю, было принято правильное согласованное решение внести поправки в законодательство. Со стороны государственных органов мы также увидели понимание в сложившейся ситуации.
– Какие ожидались последствия в случае, если бы ситуация для субъектов рынка нефтепродуктов не изменилась?
– Требования по оснащению производственных объектов КПУ не новы, но при этом не только у компаний не было четкого понимания технических, финансовых, организационных и других аспектов требований. Ведь с момента вступления в силу требований законодательства потребовалось еще несколько лет по разработке и согласованию правил установки КПУ, которые обозначили основные условия по практической реализации данной программы.
Помимо этого, только в 2017 году оператором данных были разработаны инструкции, которыми регламентируются формат и условия, но при этом не были полностью освещены вопросы по совместимости ранее установленных КПУ с системой оператора, по расхождениям в получаемых данных и возможные пути устранения этих несоответствий. До настоящего момента остаются вопросы по получению полностью достоверных данных, то есть система находится в доводке.
При этом, согласно заявлениям компаний, ввиду недостаточной готовности (как по техническим причинам, так и по финансовым) в случае непринятия данных законодательных поправок они были бы вынуждены остановить свою деятельность, что, учитывая их превалирующую долю на территории страны из общего количества 359 нефтебаз и 3328 АЗС, могло бы привести к критической ситуации на рынке ГСМ.
Нельзя не отметить, что внедрение системы КПУ в ее прежнем виде также привело бы к росту цен на ГСМ для розничного потребителя.
– С учетом принятых поправок не ослабится ли контроль со стороны государственных органов за незаконным оборотом ГСМ?
– С учетом действующей системы контроля и мониторинга оборота ГСМ в РК условия для такого контроля со стороны государственных органов не изменятся. Вся оптовая реализация в настоящее время осуществляется с подачей сопроводительных документов в уполномоченный орган в области оборота нефтепродуктов в электронном виде (онлайн).
В рознице на АЗС реализация учитывается контрольно-кассовыми машинами (ККМ) с онлайн-передачей данных.
В данной ситуации систему КПУ можно считать дублирующей функцией контроля. В свою очередь, у правоохранительных органов на сегодня имеются все законодательные инструменты по привлечению к ответственности в случае недобросовестной работы отдельных участников рынка.
В завершение хотелось бы отметить, что "Атамекен", отраслевые ассоциации и другие участники рынка своими предложениями не стремятся к ослаблению государственного контроля за рынком ГСМ и готовы поддержать все предложения и инициативы правительства РК по уменьшению теневого оборота в данном сегменте экономики Казахстана, что будет способствовать дальнейшему совершенствованию правового поля и улучшению делового климата для бизнес-сообщества.
Саян Абаев