Компания Dar Rail, занимающаяся предоставлением услуг локомотивной тяги, обратилась в Комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции (КРЕМиЗК) с согласованием предельной цены на регулируемую услугу по перевозке грузов железнодорожным транспортом. Однако в КРЕМиЗК считают, что тариф по данной услуге компании был утверждён 1,5 года назад вместе с тарифами по услугам локомотивной тяги.
Напомним, в рамках либерализации железнодорожных перевозок выдано 28 лицензий на право осуществления деятельности в сфере грузовых перевозок, из которых четыре компании подали заявки на доступ к магистральным железнодорожным сетям (МЖС), а с тремя "Казахстан темир жолы" уже заключила договор.
Так, получены лицензии на железнодорожную перевозку грузов ТОО "Транском", "ТТТ-Сервис". Не так давно разрешением обзавелась и Dar Rail, ввиду чего и обратилась в комитет за согласованием тарифов. Однако, услышав позицию регулятора, перевозчик не согласился.
Предыстория вопроса
ТОО Dar Rail зарегистрировано в мае 2016 года. Основными видами деятельности компании являются услуги по оказанию локомотивной тяги и доступ к магистральной железнодорожной сети (МЖС). На фоне железнодорожной реформы, открывающей возможность частных грузовых перевозок, компания решила реорганизовать бизнес, выйдя на эту нишу. Конкуренция на общественно значимых рынках, которую пытается создать государство с прицелом на рост качества оказываемых услуг, по всей видимости, воодушевила менеджмент ТОО.
Сейчас бизнес компании заточен на оказании услуг оператора локомотивной тяги в рамках договора с НК "КТЖ – Грузовые перевозки" ("КТЖ-ГП"). На протяжении полутора лет она предоставляет локомотивную тягу по перевозкам угля на участках Экибастуз-2 – станция Экибастуз Северный, Экибастуз-2 – станция Экибастуз Северный – 2.
Для осуществления данного вида услуг предприятие располагает в собственности 20 электровозами серии ВЛ-80. В компании надеются, что приобретённый опыт оказания услуг локомотивной тяги поможет при оказании услуг перевозчика. Осуществление деятельности услуги перевозчика предполагает получение согласования предельной цены на услуги по перевозке груза, получение доступа к МЖС.
Документы на согласование предельной цены поданы, заключён договор с "КТЖ" на получение услуг оператора МЖС. В рамках заключённого договора предприятием получен доступ на услуги МЖС по пяти участкам, расположенным в Павлодарской области: Экибастуз-3 – Аксу-1, Экибастуз-3 – Павлодар Южный, Ушкулын – станция Павлодар Южный, Экибастуз-2 – Экибастуз Северный, Экибастуз-2 – Экибастуз Северный – 2.
Кроме перечисленных направлений, предприятием подана заявка на получение доступа МЖС ещё дополнительно по четырём планируемым участкам в Костанайской области. Заявка находится на рассмотрении в "КТЖ". Учитывая, что процесс не завершён, смета на рассмотрение предельной цены составлена из расчёта пяти участков, по которым получен доступ к МЖС, отмечают в компании.
Новые контракты требуют новых смет
Подача заявок и необходимость доступа к МЖС обусловлена достигнутыми с "Евразийской Группой" (ERG) предварительными договорённостями на перевозку грузов. В частности, контракты подписаны с АО "Евроазиатская энергетическая корпорация", АО "ССГПО", АО "Алюминий Казахстана".
Общий объём перевозимых грузов в соответствии с протоколами с намерениями составляет 26,8 млн тонн. Кроме предприятий ERG, достигнута договорённость с ТОО "Исткомтранс" на перевозку угля в количестве 15,7 млн тонн. Общий объём планируемых перевозок, охватывающий девять направлений по Костанайской и Павлодарской областям, составляет 42,5 млн тонн. В смету затрат включены пять участков, по которым получен доступ к МЖС – это объём перевозок, равный 29,6 млн тонн. На дополнительных маршрутах с объёмом перевозок 12,8 млн тонн.
Для того чтобы успешно и качественно оказывать услуги, предприятию требуется техническая оснащённость тягловым подвижным составом. Расчёт требуемой технической оснащённости для тех направлений, которые включены в смету, покрывается тем количеством локомотивов, которые предприятия имеют в собственности на балансе. Для осуществления дополнительных перевозок по четырём направлениям потребуется приобретение ещё пяти единиц электровозов и привлечение в аренду двух тепловозов.
Привлечение в аренду тепловозов важно тем, что в структуре перевозок один из маршрутов является неэлектрифицированным участком, что требует использование локомотивов на тепловой тяге. В основу расчётов был заложен расчёт потребностей персонала на один локомотив.
Перспективой развития деятельности является увеличение объёма перевозок грузов горно-металлургического комплекса РК за счёт освоения маршрутов: Павлодар Южный – ст. Кулунда, ст. Железорудная – ст. Магнитогорск, ст. Железорудная – ст. Куйбас, ст. Майлин – ст. Железорудная. Это участки, на которые поданы заявки на МЖС. К более долгосрочной перспективе рассматривается увеличение перевозок грузов по другим направлениям предприятия группы ERG.
Кроме того, Dar Rail разработало инвестиционную программу увеличения парка локомотивов, которая включает реализацию двух проектов. Проект по покупке 50 электровозов переменного тока для увеличения объёма перевозок на перспективу с 2020 года. Второй проект – проведение капитализируемых ремонтов 16 электровозов из 20, которые имеются на балансе. В смете расходов услуги сторонних организаций, связанные с оплатой услуг оператора МЖС, составляют в структуре расходов 61%, далее идут расходы на электроэнергию, ремонт подвижного состава.
Делить нельзя оставить
По данным компании, тариф, вынесенный на согласование, не будет отличаться от действующих тарифов "КТЖ-ГП". В ходе реализации проекта планируется создание 170 рабочих мест. В рамках инвестиционной программы, предусматривающей покупку 50 б/у электровозов переменного тока, заложено 3,7 млрд тенге без НДС, на проведение ремонта 16 электровозов потребуется 1,1 млрд тенге без НДС. Как сообщили abctv.kz в Dar Rail, реализацию инвестпрограммы заложили в тарифную смету за счёт прибыли.
По мнению представителей КРЕМиЗК в 2016 году департаментом согласован тариф на предельные цены на услуги по перевозке грузов железнодорожным транспортом и локомотивной тяги. Тариф составляет 10 тысяч тенге за тонну на километр в брутто-весе. Антимонопольный комитет считает, что в компании пытаются одну услугу поделить на два тарифа, что невозможно в соответствии с действующим законодательством.
В Dar Rail парируют, что перевозка грузов и предоставление услуг локомотивной тяги – это совершенно разные услуги. Соответственно на них должны быть разные тарифы. В Предпринимательском кодексе сказано: услуги по локомотивной тяге имеют двухставочный тариф – оплату услуг за локомотиво-час за отдельный локомотив и возмещение расходов на тягу с тарифом 10 тысяч тенге за тонно-километр-брутто.
Тариф отличается тем, что в настоящее время компания предоставляет услуги оператора по локомотивной тяге, а собирается предоставлять услуги по перевозке грузов ж.-д. транспортом. Также меняются потребители услуг. Потребителем услуг оператора по локомотивной тяге является "КТЖ-ГП", потребителями услуг по перевозке грузов ж.-д. транспортом являются грузоотправители. От того, что меняется потребитель, сама услуга не меняется, в ответ подчёркивает регулятор.
"У вас добавились операционные услуги, но осталась одна услуга, и мы её не можем разделить. Допустим, электроснабжение, мы ведь не можем "АстанаЭнергоСбыту" утвердить несколько тарифов, от того что изменился потребитель. Он должен выйти с увеличением тарифов", – комментируют в КРЕМиЗК, ссылаясь на Предпринимательский кодекс, в котором услуги на ЛТ и перевозка грузов железнодорожным транспортом значатся как одна услуга.
Представитель компании перевозчика "Транском" сообщил, что компания представляет услуги и "КТЖ", и грузоотправителям. Отметим, "Транском" также получил лицензию на перевозку грузов и в будущем планирует предоставлять услуги локомотивной тяги.
"До сегодняшнего дня услуги перевозчика оказывала только "КТЖ". Что такое услуги локомотивной тяги? Это когда субъект имеет собственные локомотивы и персонал, и он эту услугу может отдать ж/д, и она использует локомотивы в общем объёме перевозок. Сегодня в свете реформирования ж/д появляется новый субъект рынка – рыночный субъект, который оказывает услуги по перевозке грузов", – отмечают в компании.
Данная услуга включает заключение договора с грузоотправителем, принятие ответственности за груз, осуществление ряда коммерческих операций на станции отправления: оформление документов, принятие грузов, постановка собственного локомотива, выезд на станцию, формирование маршрута, движение до грузополучателя, и, соответственно, все операции по прибытии груза: выдача накладной грузополучателю, удостоверение в том, что весь груз доставлен полностью, оформление документов на станции выдачи.
Это совсем другой субъект, сегодня это всё делает "КТЖ": заключает договоры с грузоотправителем, несёт ответственность и так далее. Такого перевозчика ранее не было.
В КРЕМиЗК задают резонный вопрос: почему ранее не выступили с данной проблемой, а только сейчас, когда получена лицензия на доступ к МЖС, ведь тариф был согласован 1,5 года назад. В Dar Rail согласны, что упустили данный момент. Однако ранее не было физической возможности предоставлять услуги по перевозке грузов железнодорожным транспортом, продолжают настаивать в компании, мотивируя тем, что лицензию на перевозку получили только в этом году.
В ходе общественных слушаний стороны не пришли к соглашению. По результатам было решено вынести данный вопрос на заседание экспертного совета.
Майра Медеубаева