Спикер сената озвучила данные по уровню коррупции в Казахстане от международной компании Transparency International.
"Эксперты компании указывают на то, что уровень коррупции в целом значительно снизился, но есть отдельные моменты на разных уровнях. Госорганы, где нашим гражданам приходится неформально решать свои вопросы – это полиция, госвузы, госколледжи, суд, управление градостроительного контроля, управление земельных отношений, военкоматы, миграционная служба, управление занятости и соцзащиты, госдетсады", – перечислила она.
Назарбаева также рассказала о топ-10 коррупционных поводов, которыми пользуются в Казахстане.
"Это лечение и прием у специалиста, устройство на работу, получение и оформление земельного участка, устройство ребенка в детсад и даже внесение его в е-очередь. Нарушение правил ПДД, отсрочка от армии, закрытие и неоформление штрафа. Получение пособия по рождению ребенка, поступление в вуз и получение образовательного гранта, получение медсправки", – назвала спикер.
В то же время самым распространенным способом действий работников госорганов для получения взятки является волокита, подчеркнула она.
"Люди просто платят за то, чтобы это все быстрее оформить. Сейчас мы активно занимаемся программой "Цифровой Казахстан". Но эти сведения указывают на то, что у нас там не все благополучно. В связи с этим у меня вопросы к Министерству цифрового развития и к "Правительству для граждан". Что делается в этом направлении? Как быть с затягиванием и со сроками? И как с этим явлением бороться?" – спросила Назарбаева.
По словам вице-министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Аблайхана Оспанова, сегодня в стране утверждены 723 госуслуги.
"Мы получаем отзывы, фитбэк, обращения от потребителей госуслуг благодаря госкорпорации. И в прошлом году на уровне Правительства было проведено большое количество заседаний межведомственной комиссии. По результатам мы утвердили порядка 500 дорожных карт именно на предмет оптимизации и автоматизации госуслуг", – пояснил он.
Вице-министр отметил, что оптимизация многих госуслуг запланирована на ближайшие два года.
"С 1 ноября было принято упрощение адресной справки. Но мы видим, что граждане и госорганы продолжают ее требовать. Хотя в законе прописано, что эти сведения не должны требовать", – продолжил Аблайхан Оспанов.
На это спикер сената заметила, что в информсистемах Казахстана все-таки не все в порядке.
"Как можно электронную очередь покупать? А ведь люди за это платят!" – возмутилась она.
Однако представитель министерства цифрового развития предположил, что, возможно, речь идет о переводе людей из одного региона в другой.
"Для этих целей в Министерстве образования создается единая электронная очередь. То есть увидели упущение в некоторых моментах и сегодня они дорабатывают систему, чтобы была единая сквозная электронная очередь. Чтобы не было таких переводов из очереди в очередь", – объяснил Оспанов.
Назарбаева в ответ потребовала назвать, кто ответственен за качество госпрограммы.
"Контроль в целом за Агентством по делам госслужбы. За качество электронных услуг будет отвечать созданный комитет по автоматизации и контролю качественного оказания госуслуг", – резюмировал вице-министр.
Дана Карина