/img/tv1.svg
RU KZ
Даурену Абаеву предложили говорить о своей работе громко

Даурену Абаеву предложили говорить о своей работе громко

О развитии электронных услуг, об улучшении работы ЦОНов и о забывчивости самих граждан рассказал глава МИК.

13:53 20 Ноябрь 2017 5819

Даурену Абаеву предложили говорить о своей работе громко

Автор:

Ирина Севостьянова

Фото: bnews.kz

Перспективы развития системы электронных государственных услуг обсудили депутаты мажилиса и министр информации и коммуникаций Даурен Абаев на «правительственном часе» в понедельник. Дискуссия оказалась не слишком продолжительной – правчас завершился буквально за два часа, хотя порой он растягивается на три-четыре, да и общий тон дискуссии был вполне спокойный. Впрочем, стоит заметить, что к правчасу министерство и госкорпорация «Правительство для граждан» подготовились очень хорошо – в фойе работала специальная выставка достижений корпорации, а возле отдельного стенда всем желающим депутатам сразу на месте оформляли электронную цифровую подпись.

Общий тон задал вице-спикер мажилиса Владимир Божко, отметивший, что «значительное положительное воздействие на социальное самочувствие граждан оказали меры по созданию и развитию 14 специализированных ЦОНов для выдачи прав и регистрации автотранспорта».

«Только за январь-октябрь 2017 года выдано более 314 тысяч водительских удостоверений, поставлено и снято с учета более 1 миллиона 218 тысяч автомобилей. Данное предложение МВД, в свое время высказанное генералом Касымовым, поддержанное решением президента, сэкономило массу времени гражданам, снизило коррупционную составляющую адмполиции, избавило руководителей МВД различных уровней от многочисленных просьб о получении престижных номеров, но также позволило укрепить бюджет страны. За три года МВД через спецЦОНы продано15760 комплектов так называемых привлекательных номеров и заработано для бюджета 5 миллиардов 548 миллионов тенге», – подчеркнул он.

Министр, рассказывая депутатам о проделанной работе, сообщил, что сейчас в сфере госуслуг планируется реализовать так называемый проактивный принцип оказания госуслуг – полностью в электронном формате и без обязательного физического присутствия.

«Это позволит решить ряд проблемных вопросов в сфере оказания государственных услуг. Таких, как привязка к месту регистрации или месту жительства; обязательность физического присутствия в ЦОНе; необходимость посещения нескольких государственных органов для получения одной государственной услуги, – объяснил Даурен Абаев. – Для примера, после рождения ребенка его родителям автоматически будут поступать СМС-уведомления с предложениями указать ФИО ребенка для получения свидетельства о рождении, номер счета для оформления пособий и адресных данных для постановки в очередь в детский сад. Заявителю будет необходимо только забрать результат государственной услуги в госкорпорации или заказать доставку результата услуги на дом».

Еще одно новшество, запланированное министерством, – это реализация проекта «Услуга без справок». Даурен Абаев пояснил, что, согласно проведенному анализу, выяснилось, что в 2016 году из 37 миллионов оказанных госуслуг более 23 миллионов составили электронные справки. 95% из них – это всего пять видов справок: адресная справка –15 миллионов; об отсутствии недвижимости – 2,6 миллиона; о зарегистрированных правах – 2,5 миллиона; о пенсионных отчислениях – 2 миллиона; об отсутствии (наличии) судимости – 1,4 миллиона. Причем справки эти граждане собирали для предоставления в различные организации. 

«В этой связи на веб-портале электронного правительства до конца текущего года будет реализован специальный механизм получения персональных данных третьими лицами (банки, организации). Обязательным условием будет получение посредством sms-уведомления разрешения гражданина, на которого требуется справка», – рассказал министр.

В свете недавнего скандала с разглашением персональных данных граждан через ЦОН такое предложение выглядит явно неоднозначно. Но депутатов оно не смутило. Более того, министру напомнили о недавнем инциденте с разглашением данных, в ответ он заверил, что по одному конкретному факту меры были приняты, и виновные наказаны. Но во всех остальных случаях жалобы граждан не нашли своего подтверждения.

«После этого случая был общественный резонанс, и к нам поступило 60 жалоб о том, что «сотрудники ЦОНа получили доступ к личным данным без моего разрешения». Так они думали. То есть они приходят и говорят: «Дайте мне справку». Сотрудник ЦОНа с его ЭЦП заходит по персональным данным, сверяясь с удостоверением личности, получает справку и выдает. Все данные, которые мы проверили, не подтвердились. То есть люди просто забыли, что обращались и получали справку. Они видели в своем личном кабинете, что кто-то три месяца назад получал справку, и говорят, что не заказывали эту справку. Но благодаря заявлениям, благодаря видеокамерам мы все это выясняем. Если мы сейчас не пойдем навстречу гражданам, то в ЦОНах тогда опять будет очередь. Поэтому мы видим два пути – повышение навыков самих граждан плюс интеграция всех информационных систем, которые у нас имеются», – заявил г-н Абаев.

К примеру, в рамках интеграции сейчас прорабатывается вопрос создания информационной системы – единого кадастра недвижимости (ЕКН) в виде многоцелевой информационной базы данных о земельном фонде и всех объектах недвижимости.

«Это приведет к обеспечению целостности базы данных – полноты и достоверности, их оперативному обновлению, исключению коррупционных рисков, создаст условия для создания открытой карты для граждан и предпринимателей», – подчеркнул министр.

Кроме того, ведется работа и по снижению коррупционных рисков. Для этого в ближайшее время в Астане планируется запустить digital-ЦОН, где будет полностью автоматизированное получение государственных услуг без участия операторов ЦОНа.

«Открытие цифрового ЦОНа станет этапом перехода к новому формату предоставления государственных услуг, в котором граждане самостоятельно подают электронные заявки с помощью пунктов общественного доступа (ПОД), секторов самообслуживания (Connection point) и планшетов в специальных стендпавильонах госкорпорации», – считает глава МИК.

В целом и уже проделанная работа, и планы министерства депутатам понравились. На прощание министру даже посоветовали использовать имеющийся у ведомства ресурс в виде СМИ для рекламы проделанной работы.

«Мы о хорошем говорим мало. У нас временами, кто за кого замуж вышел, кто с кем разошелся, устаешь читать просто – залазят в семейную жизнь. А вот о хороших делах, что делается у нас по росту государственных услуг, повышению качества, что гражданин стал меньше ходить по коридорам и получать инфаркты, мы как-то об этом молчим. Товарищ министр, у вас все карты в руках – и газеты, и электронное правительство, так что не стесняйтесь, говорите о своей работе громко», – предложил министру Владимир Божко.

Ирина Севостьянова