/img/tv.svg
RU KZ
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84
FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07
KASE 2 189,39 Пшеница 465,40
Дефицит школ в стране будет решаться через инструмент ГЧП

Дефицит школ в стране будет решаться через инструмент ГЧП

МОН предлагает финансировать строителей по модели кредитования застройщиков жилых комплексов в рамках действующих госпрограмм.

09 Октябрь 2018 16:03 6458

Дефицит школ в стране будет решаться через инструмент ГЧП

Автор: Айсулу Тимурова Фото: sputniknews.kz

Строительство школ в Казахстане планируется вести по аналогии со строительством жилья по программам «7-20-25» и «Нұрлы жер». Об этом во вторник, 9 октября, во время заседания правительства сообщил министр образования (МОН) Ерлан Сагадиев.

«Необходимо рассмотреть возможность выделить кредиты частным компаниям на строительство школ», – отметил глава МОНа, обратившись к премьер-министру с просьбой провести отдельное совещание по этому вопросу с Нацбанком, заинтересованными органами и компаниями.

Ранее вице-министр образования и науки Бибигуль Асылова сообщала, что в 2015-2017 годы, согласно национальной образовательной базе данных, в Казахстане насчитывалось 204 школы с трёхсменным обучением и 105 аварийных школ. За три года в Казахстане было возведено 109 школ и 78 школ взамен аварийных. В настоящее время ведутся работы по строительству 41 школы для трёхсменок и 11 взамен аварийных. Для этого из Нацфонда и местных бюджетов было выделено 280 млрд тенге. На строительство 11 школ предусмотрены средства из республиканского бюджета. Итого в стране ведётся строительство 63 школ.

Как отметил Ерлан Сагадиев, в настоящее время в стране насчитывается 127 школ с трёхсменным обучением. Для решения этого вопроса государство намерено активизировать механизм государственно-частного партнёрства.

«Если говорить о строительстве школ, на прошлой неделе, когда мы обсуждали послание главы государства, мы говорили, что деньги, которые заложены, 100 миллиардов тенге на три года, собираемся по 39 школ строить, то есть 70-80 школ должно быть построено за три года. Мы должны использовать механизм подушевого финансирования и использовать этот механизм со стороны бизнеса. Большая просьба бизнесу использовать эту возможность», – подчеркнул в свою очередь премьер-министр страны Бакытжан Сагинтаев.

Но, кроме строительства новых школ, по-прежнему актуален вопрос проведения ремонта в действующих «храмах знаний». Так, по данным Министерства образования и науки, к завершению прошлого учебного года в 679 школах требовалось проведение капитального ремонта, однако проведён ремонт в 50% школ от потребности.

Полностью школы отремонтированы в восьми регионах – в Акмолинской, Актюбинской, Атырауской, Мангистауской, Туркестанской областях, ВКО, в городах Алматы и Шымкенте. Самый низкий показатель – в Северо-Казахстанской и Костанайской области – 10%, в Жамбылской и Алматинской – 15%.

«Несвоевременное проведение капитального ремонта приводит к изношенности, затем к аварийности зданий школ. На сегодняшний день по республике имеется 45 аварийных школ. Из них согласно закону из республиканского бюджета предусмотрены средства только на одну аварийную школу. 29 школ построены за счёт местного бюджета. Вопрос строительства по остальным 15 аварийным школам не решён. Наибольшее количество их в ЗКО – четыре, в Костанайской и Жамбылской областях – по три школы, в Атырауской и ВКО – по две школы», – отметил главный педагог страны.

Ерлан Сагадиев, обратившись к акимам, которые наблюдали за проведением заседания правительства в селекторном режиме, отметил, что в МОН поступает много предложений, но министр напомнил, что по закону и по итогам Счётного комитета данные школы должны быть построены за счёт местного бюджета.

При этом министр подчеркнул, что в системе образования так много проблем, что их просто невозможно рассмотреть на одном совещании. Среди них – вопросы дополнительного образования, нехватки спортивных залов, проблемы инклюзивного образования, питания, питьевой воды, компьютерного оснащения, Интернета и другие вопросы.

Премьер согласился, что проблем в образовании немало, но он перечислил те вопросы, на которые чаще всего сетуют родители. Это и вопросы обновлённого содержания образования, и оценивания учащихся по электронным журналам. Актуальна и тема тяжести рюкзаков школьников начальных классов.

Главный педагог страны подчеркнул, что в настоящее время уже 70% детей обучаются по обновлённой программе и этот вопрос полностью решён, по его мнению, и понимание со стороны родителей есть, и учителя приступили к работе.

«Если ещё год будет, то, я думаю, встанет на свои места», – считает глава МОНа.

Для того чтобы решить вопросы тяжёлых сумок, в школах планируется установить шкафчики для школьников и внедрить электронные учебники, чтобы детям не пришлось носить тяжёлые бумажные книги.

«Мы в этом году впервые рассматривали вопросы норм, из какой бумаги сделаны учебники, рассматривали размеры, объём учебников, внесли соответствующие документы и с объективной стороны оценили пути решения этого вопроса. Нужно предусмотреть специальные шкафчики, чтобы дети могли оставить свои рюкзаки в шкафчиках. Второе – это стопроцентное введение электронных учебников. В течение трёх лет система образования полностью перейдёт на электронное содержание. На данный момент обеспеченность электронными учебниками составляет 70 процентов», – отметил Ерлан Сагадиев.

Вместе с тем премьер-министр обратил внимание и на другие нерешённые вопросы. Так, по его словам, в 321 школе не организовано питание, 310 школ не обеспечено питьевой водой, в 527 школах привозная, есть проблема безбарьерной среды для лиц с ограниченными возможностями. Только в 16% зданий установлены пандусы. В четырёх регионах (ВКО, Актюбинской, Жамбылской и Туркестанской областях) нет типовых спортивных залов.

«В целом МОНу необходимо чётко исполнить все поставленные задачи в общенациональном плане реализации послания главы государства», – подчеркнул премьер.

Айсулу Тимурова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: