Дефицит школьных мест: мониторинг школ столицы показал наличие очередей на следующий год

2131

О том, с какими проблемами сталкивается население, чтобы отдать ребенка в первый класс, и какое хождение по мукам предстоит родителям на практике, выяснял inbusiness.kz

Дефицит школьных мест: мониторинг школ столицы показал наличие очередей на следующий год Фото: total.kz

Каждый родитель хочет дать достойное образование своему ребенку. Успешное будущее зависит не только от семьи, но и правильного выбора школы. Поэтому в поиске учебных заведений inbusiness.kz. выяснял, куда можно пойти в первый класс и есть ли на данный момент свободные места. Корреспондент промониторил наиболее популярные школы столицы.

Хваленные школы Бином – так ли они хороши?

Мест свободных в школах нет – заполненность до 4 тыс. человек. Даже детям, живущим возле учебного заведения, туда не попасть. Набор, стартовавший с 1 апреля,10 апреля уже закончился.  Всего первых классов – восемнадцать. В классы постарше мест также нет. Сейчас в администрации утверждают, что набор ведется строго по микрорайону – места ограничены. Но на практике дети ездят из районов, расположенных совсем не близко.

В школе Binom по ул. А. Байтурсынова в резерве на следующий год находятся уже 200 детей, в Binom в районе Жагалау резерв – 500 человек. В школах заверяют, что эта очередь перейдет на следующий год при поступлении ребенка уже во второй класс.

Население выражает недовольство по поводу самого механизма набора в начальные классы.

"Набор в первый класс прямо показал все возможности по успешному обману и манипуляции с нормами действующего законодательства. Ничем не рискуя, отстроили за миллиарды и пренебрегают интересами жителей микроучастка, набирают в первый класс по мутной схеме", – отмечает житель Тимур Бердибеков.

Возмущена и многодетная мать Гульнар Исабекова, живущая рядом с одной из школ Бином. В школе ей отказали в принятии дочери, объяснив, что свободных мест нет.

"Теперь нам надо искать школу подальше от дома, возить и забирать ребенка. Потому как поблизости других школ не имеется", – жалуется женщина.

"Живу прямо рядом – 50 м от школы Бином, но нет свободных мест, а живут в Коктале и учатся здесь. Это один из признаков коррупции. Объявили о доступности мест с 1 апреля 2022 года, 2 апреля уже мест не было", – пишет в отзывах 2ГИС Бахтыбек Бахтиярович.

"Подала заявку еще в декабре, до сих пор нету ответа, живу рядом, но почему-то принимают других, которые далеко живут и просто делают прописку возле школы и ездят сюда, даже не проверяют, а кто действительно относится. Ходим в другую школу – идем 40 минут, там даже автобусы не ездят, приходится пешком идти. А эта школа рядом – минут 10, никак не могу сюда попасть, узнаю у знакомых, что многие просто прописали у родственников или знакомых и приезжают даже с другого района, а я рядом, и то ответа до сих пор нет с декабря", – отзывается Марал Мусина.

Школы-лицеи и гимназии столицы

Здесь принимают первоклашек строго по микрорайону. Хотя при желании люди прописывают детей поблизости и ездят из других районов. Если дотянуть с документами до конца лета, то и сюда не попадешь. Дозвониться практически невозможно, у многих не функционируют сайты. И это в пик, когда родители заняты поиском школ и сбором документов. Причина – "работа сайта приостановлена, для восстановления необходимо оплатить услуги технической поддержки за 3 месяца либо предоставить гарантийное письмо об оплате".

В школе-гимназии № 3 есть свободные места только в классы с казахским языком обучения. Русские классы переполнены, их количество сократили, сделав только три, и уже по 40 чел. в каждом. Заявку нужно подать на сайте sakura24.kz

Школа-гимназия № 7 принимает документы до 1 августа. Количество первых классов и заполняемость еще не известны. Странно, что школа-лицей № 1 не информирует по телефону по поступлению в первый класс и сразу направляет в 101-й кабинет. Если театр начинается с вешалки, то школа с вахтера и человека у телефона. Так вот, многие не владеют информацией, путаются, грубят и бросают трубку или вообще не дозвониться.

В школе-лицее № 60 сидят грубиянки и заправляют вестибюлем, словно всем зданием заведуют. К администрации доступа нет, надо приходить в определенные дни и часы приема. От авторитетного имени учебного заведения остались только воспоминания.  Добрые люди отдавать ребенка сюда не советуют: текучка кадров, проблема с чистотой туалетов, переполненность в классах и предвзятость учителей.

В общем, родителям первоклашек не позавидуешь, да и детям сегодня тоже. Многие родители поняли, что школа, какая бы она красивая и современная ни была, не показатель. Главное – хороший учитель, пусть даже он работает в не такой презентабельной школе, а в обычной средней. Кто это понял, то идет "на имя учителя" – профессионального и любящего детей, учителя по призванию.

А есть ли дефицит?

За 10 лет рождаемость детей в Казахстане выросла до 2 млн человек, о чем говорят цифры нацстатистики. По информации минобразования, в 2022 году в школы страны пойдут свыше 400 тыс. первоклассников. Соответственно, это дети 2015-2016 годов рождения. По данным бюро нацстатистики, в 2015 году родилось 398 458 детей, а годом позже – 400 694.

Численность населения страны на 1 февраля 2022 года составила 19 млн 143,2 тыс. жителей, в том числе городского – 11 млн 389,2 тыс. (59,5%), сельского – 7 млн 754 тыс. (40,5%) человек. По сравнению с 1 февраля 2021 года количество граждан РК увеличилось на 245,3 тыс. человек, или 1,3%.

Сегодня в школу наряду с семилетками идут и шестилетки, потому как не во всех садах имеются подготовительные группы, как раньше. Многие родители отдают детей в первый класс, минуя нулевой в шестилетнем возрасте.

В связи с этим прогноз минобра с численностью первоклассников с более 400 тыс., мягко говоря, не совсем верный. Резонно возникает вопрос, а хватит ли школьных мест? Ведь прошлогодний пример показал, что мест уже катастрофически не хватает, впервые за историю дети пошли в первый класс "Ы" и большинство детей продолжало учиться в трехсменку.

 Всего, по данным 2021 года, в Казахстане действует 7481 общеобразовательная школа, из них  максимальное количество – 959 единиц – в Туркестанской области, в Алматинской области – 793, в ВКО – 670,  в Карагандинской – 524 и т. д.

Несмотря на это, в стране из-за роста населения до сих пор стоит проблема дефицита ученических мест. К тому же почти все школы – старые и изжившие себя, построенные еще в глубокие советские времена.

На запрос inbusiness.kz по поводу количества свободных ученических мест минобр ответил расплывчиво и с нарушением сроков.

"По состоянию на 7 июля было принято 330 770 заявок в 1-й класс, из них зачислены в организации образования 295 998 (77,2 % от прогнозных данных) детей. Высокие показатели зачисленных детей в 1-й класс наблюдаются в Западно-Казахстанской (95,6%), Восточно-Казахстанской (92,2%), Северо-Казахстанской (88,8%), Костанайской (86,8%), Карагандинской (85,1%) областях.

Дефицит ученических мест в городах Нур-Султане, Алматы, Шымкенте и областных центрах частично решается путем строительства новых школ, а также путем возведения дополнительных пристроек к основному зданию учебного заведения. В Национальном плане развития Республики Казахстан до 2025 года поставлена задача по созданию благоприятных условий и среды для обучения детей, говорится в ответе.

Индира Кусаинова