Напомним, в начале отопительного сезона 2017/18 трудности с покупкой бытового угля для населения возникли почти во всех регионах страны, кроме Западного Казахстана. Холодная осень уже в сентябре обнажила ряд проблем: отсутствие угля на тупиках, нескоординированные действия акиматов и перевозчиков по ранней транспортировке топлива, отсутствие разъяснительной информации для населения по ранней заготовке.
В результате всех суммирующих проблема вылилась в дефицит бытового угля. В правительстве винили погоду, железнодорожные перевозчики указывали на простой производителей угля "Шубарколь Комир" и "Каражыра". Те в свою очередь ссылались на недостаток вагонов. Свою порцию критики получили посредники, обвиняемые в искусственном создании ажиотажа и накручивании цены. Abctv.kz попытался разобраться, грозит ли повторение прошлогоднего негативного сценария в отопительном сезоне этого года.
Сговорившиеся заплатили штрафы
На запрос abctv.kz Комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Минэкономики сообщил, что по фактам дефицита и повышения цен на уголь в отопительном сезоне 2017/18 были инициированы 21 расследование в отношении трех угледобывающих компаний и 96 оптово-розничных поставщиков.
По данным КРЕМиЗК, на сегодняшний день завершено 20 расследований, из которых в 12 случаях подтверждены факты нарушений. Так, расследование в отношении производителя угля АО "Каражыра" показало осуществление компанией координации экономической деятельности пяти оптовых поставщиков (посредников) на рынке угля в Восточно-Казахстанской области.
Кроме того, завершено 11 расследований в отношении 49 посредников, подозреваемых в заключении картелей и согласованных действий по повышению цен в десяти регионах страны. Общая сумма наложенных штрафов составила 299 млн тенге.
На рынке угля в границах Карагандинской области Комитетом проведено расследование, по итогам которого выявлены факты антиконкурентных согласованных действий в отношении трех дилеров шубаркольского угля. Материалы также находятся в суде, сообщили в антимонопольном органе.
Также комитетом проведены расследования в отношении трех крупных производителей – АО "Шубарколь комир", АО "Каражыра", ТОО "Майкубен Вест" – по признакам картеля по повышению цен.
В целом КРЕМиЗК выявил на рынке реализации угля в границах областей от трех и более посредников от разреза до потребителя. При этом разница в цене увеличивалась в несколько раз в зависимости от расстояния до месторождения.
Вагоны были, есть и будут
В комментарии abctv.kz АО "КТЖ – Грузовые перевозки" рассказали, что в преддверии отопительного сезона этого года по инициативе компании на площадках Минэнерго, фонда "Самрук-Казына" и акиматов областей проведены встречи с грузоотправителями и грузополучателями по организации равномерной перевозки угля путем перераспределения плана закупа с осенне-зимнего периода на летнее время.
Также увеличен рабочий парк полувагонов собственности АО "Қазтеміртранс" на 5,7 тыс. единиц по сравнению с прошлым годом. В компании подчеркивают, что национальный перевозчик располагает достаточным количеством подвижного состава для удовлетворения потребностей внутри страны и для доставки социально значимого груза.
"Компания имеет достаточное количество вагонов для обеспечения перевозки угля в регионы Казахстана. В парке АО "НК "КТЖ" в среднем сутки задействовано 29 тыс. полувагонов (всех собственников), из них 17,5 тыс. полувагонов – в собственности АО "Қазтеміртранс". Для организации перевозки угольной продукции на экспорт и внутри страны задействовано порядка 18 тыс. полувагонов, в том числе 11 тыс. полувагонов АО "Қазтеміртранс", сообщили в пресс-службе.
В 2018 году "КТЖ – Грузовые перевозки" прогнозирует перевозку угля в объеме 106,5 млн тонн, в том числе для потребителей Казахстана – 71,9 млн тонн, на экспорт – 34,6 млн тонн. Прогнозируемый объем на 3,5% выше объемов перевозок 2017 года, уточнили в компании.
В пресс-службе также пояснили, что для обеспечения экспорта угля в Россию компанией АО "Шубарколь комир" ежемесячно задействовано более семи тысяч полувагонов. Ранее оборот вагонов составлял до 45 суток. После проведенных переговоров и принятых мер совместно с грузоотправителем и ОАО "РЖД" по маршрутизации достигнут оборот полувагонов 15 суток, что позволило снизить потребный парк вагонов с семи тысяч до двух тысяч единиц и довести годовой объем перевозок в данном направлении с 1,5-2 млн до 4 млн тонн.
А был ли дефицит?
Традиционно шубаркульский уголь пользуется большим спросом у населения. Недостаток топлива в прошлом году вынуждал потребителей закупать уголь других марок. В этой связи интересно узнать мнение самой компании, чем был вызван дефицит угля.
Так, в интервью телеканалу "Астана" в январе 2018 года вице-президент АО "Шубарколь комир" Андрей Сафонов говорил о том, что дефицит был вызван сильными морозами.
"У нас заносило и тупики, и вагоны – это первая декада. Тем более предприятие находится просто в степи, далеко от всего, там город не греет, снегозадержания как такового нет... сорок с ветром – просто техника на ходу останавливалась".
В то же время в кулуарах Всемирного горного конгресса, который состоялся на прошлой неделе, с 19 по 22 июня, в Астане, председатель правления ТОО "Евразийская группа" Серик Шахажанов рассказал abctv.kz, что зимой на разрезе не было простоев.
"Были небольшие проблемы с отгрузкой, но простоев по добыче угля не было. В 2017 году производство угля было выше, чем в 2016 году. В этом году увеличиваем объем добычи на 10 процентов. В целом отгрузка в летний сезон составляет порядка 900 тысяч тонн. С "КТЖ" нет проблем по отгрузке. Подписано соглашение по экспорту, работаем с правительством по определению квоты на объемы по перевалке угля через российские порты", – рассказал председатель правления.
Отметим, компания закупила 2400 вагонов, которые уже использует для перевозки угля. Также Шахажанов подчеркнул, что "Шубарколь комир" не занимается розничной продажей угля, а работает только в формате b2b с неаффилированными компаниями.
Майра Медеубаева