В Алматы продолжается суд по делу Bek Air, в котором клиенты авиакомпании массово требуют вернуть деньги за билеты. Количество пассажиров, присоединившихся к коллективному иску против перевозчика, самолет которого в конце прошлого года потерпел крушение близ Алматы, увеличилось. Теперь у Bek Air требуют вернуть деньги 890 пассажиров за 1636 билетов.
Компетентней неосведомленного
Судя по тому, как ведет себя на процессе представитель Bek Air, у пассажиров мало шансов вернуть деньги за отменившиеся поездки.
К примеру, на последнем заседании выяснилось, что коллективный иск адресован АО Bek Air – компании, которая непосредственно занималась перевозкой пассажиров, тогда как продажа билетов и оформление договоров находилось в компетенции ТОО Bek Air. Однако изучить учредительные документы этих двух компаний суд не может, перевозчик просто отказывается их предоставить.
На суде представитель ответчика Айнур Отарбаева утверждает, что: "заведено уголовное дело и, в связи с этим, компания не может предоставить никаких документов".
На вопрос судьи Алии Менлибаевой, что мешало обратиться в прокуратуру, ведь суд направил письмо с просьбой посодействовать в доступе к документам, Айнур Отарбаева ответила: "не было доверенности".
В свою очередь старший прокурор авиационной прокуратуры Айжан Тайбекова заявила, что представитель Bek Air просто некомпетентен или плохо осведомлен, так как финансовая документация компании, находящаяся на четвертом этаже, не изымалась.
Айнур Отарбаева сказала, что в здании нет четвертого этажа:
"Вы сами плохо осведомлены, в здании нет такого помещения и нет четвертого этажа", – возразила представитель Bek Air.
Пассажиры требуют возврата
Между тем, пассажиры пытаются доказать в суде, что авиакомпания обязана вернуть им деньги по аннулированным невозвратным билетам, так как проблемы Bek Air заставили не только пересмотреть свои планы и нести дополнительные расходы.
"Я покупала билеты 26 июля 2019 года. Да, билеты были приобретены за полгода до вылета рейса по направлению "Актау – Нур-Султан". В Нур-Султан мы улетели, а вернуться назад уже не получилось. Пришлось покупать билеты авиакомпании SCAT, которые стоили дороже на 21 тысячу тенге", – рассказала свою историю Алтын Ильясова.
Ильясова рассказала, что пыталась дозвониться в call-центры авиакомпании и сервиса по продаже билетов Aviata, но безрезультатно.
"Я написала письмо на электронную почту и мне ответили: "Ждите". Пришлось сдать билеты. В Aviata обещали вернуть деньги сразу, как только они поступят от перевозчика".
В коллективном иске сумма Ильясовой составляет порядка ста тысяч тенге – это стоимость двух взрослых и двух детских билетов в одну сторону.
"Они мне должны вернуть около 75 тысяч за билеты и плюс мне пришлось купить другие билеты, которые стоили дороже на 21 тысячу тенге".
Енлик Жаксылыкова купила билет на 28 декабря, а катастрофа случилась 27.
"Мы нигде не могли получить информацию – полетим или нет, – рассказала женщина. – Сначала нам сказали ждать, но потом ночью 28 декабря сообщили, что отменяются все рейсы. У меня было два билета из Уральска в Нур-Султан. Общая их стоимость – 73694 тенге. Мне пришлось вернуть билеты и поехать на поезде. Мои билеты относятся к тарифу "невозвратных", но авиакомпания обязана вернуть мне их стоимость, так как полет не состоялся и в этом нет моей вины".
Aviata в суде
В свою очередь представитель Aviata пояснил в суде, что позиция сервисной компании в данном вопросе "как бы очень своеобразная":
"Мы занимаемся оформлением перевозок, которые, после того как все оформим, фактически становятся двусторонними отношениями между пассажиром и авиакомпанией. (…) Поэтому мы не можем повлиять на ситуацию".
Единственное, что делает руководство сервиса Aviata, по словам своего представителя в суде, каждый день звонит руководству Bek Air и интересуется, когда будут деньги, чтобы их вернуть несостоявшимся пассажирам. Ежедневные телефонные переговоры пока ни к какому результату не привели…
Следующее заседание назначено на 19 июня.
Катерина Клеменкова