Дело алматинского травматолога Каната Тезекбаева – наверное, самое скандальное продолжение череды медицинских уголовных дел. Еще вчера Тезекбаева называли лучшим врачом города, а сегодня он уволен с поста главного врача больницы № 4 и находится под следствием. Ему вменяют часть 3 статьи 317 Уголовного кодекса Казахстана (ненадлежащее выполнение профессиональных обязанностей медицинским или фармацевтическим работником, повлекшее по неосторожности смерть человека).
Смерть пациента в Германии
Дело известного и уважаемого врача Каната Тезекбаева и его коллеги, молодого анестезиолога Аскара Тунгушбаева, стало одним из самых резонансных потому, что в нем звучит фамилия сына главного алматинского полицейского Серика Кудебаева. В июле 2019 года его сын Нурсултан Кудебаев, зампрокурора Алатауского района Алматы, попал в ДТП на квадроцикле. Его отвезли в больницу № 7, а затем перевезли в больницу № 4, где травматолог Тезекбаев выступил в качестве одного из двух ассистирующих врачей во время операции. После чего молодой прокурор по инициативе родных был перевезен на лечение в Германию. 27 августа Нурсултан Кудебаев умер в Германии, а Тезекбаев и Тунгушбаев были уволены и заключены под стражу без права выхода под залог. Только после того как за главврача и анестезиолога вступилось профессиональное сообщество, их отпустили из СИЗО под подписку о невыезде.
На ситуацию вокруг уважаемых врачей обратили внимание на самом верху. Президент Касым-Жомарт Токаев написал в своем Twitter’e: "Находясь в Нью-Йорке, прочитал обращения медицинской общественности по поводу задержания главврача и анестезиолога алматинской 4-й горбольницы в связи со смертью пациента в Германии. Дал поручение разобраться согласно законодательству. АП, Минздрав, аким Алматы держат на контроле".
Прошу сохранять спокойствие
Высказался в Twitter’e и министр здравоохранения Елжан Биртанов: "По поручению Президента взял вопрос под личный контроль. Уверен, что все должно быть в рамках закона. Прошу своих коллег сохранять спокойствие и продолжать выполнять нашу общую миссию".
Вот только сохранять спокойствие медикам сейчас непросто. Ситуация накалилась до такой степени, что все (!) медицинское сообщество Казахстана (включая 72 000 врачей, 175 000 среднего медицинского персонала) подписались под обращением, направленным в две палаты Парламента – в сенат и мажилис.
Как утверждают медики, в Казахстане число дел, связанных с врачебными ошибками, растет с каждым годом. Порядка 600-800 дел ежегодно заводятся по статьям 317-323 Уголовного кодекса Казахстана и еще около 300 – по статье 80 Кодекса об административных правонарушениях.
Более того, врачебное сообщество просто уверено – в обществе целенаправленно нагнетается ситуация против медиков.
"Подобное негативное отношение населения к отечественному здравоохранению сформировалось не мгновенно. Некоторые "общественные" деятели, формируют ошибочное и популистское мнение – якобы априори уровень профессиональной квалификации врачей и медицинских сестер в нашей стране является низким и следует оказывать давление на медперсонал, вплоть до уголовного преследования", – говорится в обращении.
Как утверждают медики, "сформировался целый класс заинтересованных лиц – блогеры, представители СМИ, юристы, которые своими публичными высказываниями оказывают давление и клевещут на врачей. Для таких лиц критика казахстанской медицины носит интерес с целью привлечения внимания ("хайпа") и популярности, достижения личных и карьерных задач, а иногда откровенного вымогательства денег от медицинских организаций".
Пациентский экстремизм
Два месяца назад в Актау известного детского хирурга Насукана Отаргазиева обвинили в мелком хулиганстве за оскорбление женщины, которая с температурящим внуком прорывалась к нему на прием без очереди. По решению суда доктор целые сутки провел за решеткой. Столь строгое наказание судья актауского административного суда Гульмира Суйеуова объяснила тем, что это уже не в первый раз – в марте доктор был оштрафован за похожий случай. Скандалистка-пенсионерка была оштрафована на 12 тысяч тенге.
По мнению многих врачей, этот случай можно рассматривать как прямое доказательство того негативного отношения к медикам, которое формируется в обществе:
"Случаи конфликтов пациентов и провокационного поведения их с врачами в Актау, Кызылорде, Алматы, Нур-Султане и других городах широко освещаются в республиканских СМИ. При этом врачи не защищены ни физически, ни юридически, ни финансово, ни психологически", – говорится в обращении медиков.
Впрочем, более всего врачи возмущены ситуацией вокруг акушера-гинеколога Эльмиры Малиевой: "расцениваем это как очередную попытку очернить всю систему здравоохранения страны, оказать давление и запугать все медицинское сообщество".
История Эльмиры Малиевой началась в ноябре 2017 года, когда приказом директора и руководителя постдипломного образования Мухаббат Нартаевой она была направлена в ЦРБ Карасайского района, где должна была читать лекции и участвовать в проведении операций. Из девяти проведенных операций в одном случае проявились осложнения. Об осложнении доктор узнала через полтора месяца после операции, а в январе 2018 года было заведено уголовное дело на врачей ЦРБ. Через год из всех обвиняемых осталась лишь Малиева.
2 июля 2019 года ее признают виновной и выносят приговор: "ограничение свободы сроком на 1 год 6 месяцев, с лишением права заниматься деятельностью, связанной с оказанием медицинской помощи сроком на 1 год".
Чего хотят врачи
С другой стороны, сами врачи говорят, что не боги и иногда ошибаются. Ошибка врача может оказаться трагической.
В США, по данным ресурса OR Manager за 2017 год, 95 раз хирурги оперировали не того пациента, не в том месте или выполняли неправильную процедуру.
В Казахстане такой статистики нет. У пациентов пока есть только один вариант узнать правду – через уголовное преследование (но опять же, согласно исследованиям Гарвардского университета, только восемь из 280 пациентов пострадавших от медицинской халатности подали иски).
Или если халатность очевидна, как случай с 10-месячным малышом в инфекционной больнице Шымкента. В больницу ребенок поступил с диагнозом ОРВИ, а когда готовился к выписке, медсестра поставила очистительную клизму кипятком, в результате которой ребенок получил термический ожог I-II степени, менее одного процента кожных покровов.
Понятно, что ошибки врачей непреднамеренные и зачастую происходят от напряжения и усталости, от изнурительных смен… поэтому врачи просят вместо термина "врачебная ошибка" внедрить "инцидент" или "неблагоприятное событие" согласно рекомендациям ВОЗ, ОЭСР.
А еще в своем обращении в Парламент медики требуют согласно мировой практике исключить из Уголовного кодекса "Главу 12. Медицинские уголовные правонарушения": "Медицинские инциденты, а также не относящиеся к инцидентам вопросы "халатного отношения со стороны медицинского работника" (неоказания должной медицинской помощи) должны регулироваться Административным кодексом (выплата компенсации за ущерб) и Кодексом о здоровье (приостановление действия разрешительных документов, выданных медицинскому работнику)".
Катерина Клеменкова