Проект "Ауыл Аманаты", запущенный в Казахстане с целью улучшения условий жизни сельского населения, действует уже второй год. Его главные задачи – развитие сельского хозяйства, создание рабочих мест и производство в селах. Итоги реализации в 2023 году впечатляют, хотя и есть определенные проблемы. Основной целью проекта является предоставление льготных микрокредитов сельским жителям, что должно способствовать развитию личных подсобных хозяйств (ЛПХ) и кооперативов. Как власти будут решать проблемы, мешающие достичь заявленных целей, и как трансформируется программа, разбирался inbusiness.kz.
Основные результаты и проблемные аспекты программы
Проект "Ауыл Аманаты" работает в тесном взаимодействии с различными министерствами, местными исполнительными органами и партией AMANAT, которая активно участвует в его реализации. В рамках программы за 2023 год был проведен масштабный скрининг, охвативший 2260 сельских округов в 166 районах и 16 малых городах страны. Этот скрининг проводился на основе специально разработанной анкеты, а данные собирались при непосредственном участии акимов сельских округов, а также работников отделов и управлений сельского хозяйства. По итогам этого исследования была составлена интерактивная карта сельских округов, где четко прописаны специализации каждого из них. Это позволило разработать предложения по микрокредитованию сельских жителей на следующий, 2024 год.
Ключевые данные, представленные министерством сельского хозяйства Республики Казахстан (минсельхоз РК), свидетельствуют о выделении 100 млрд тенге на микрокредитование в 2023 году, из которых было освоено 74,8 млрд тенге. Эти средства позволили выдать более 12 тысяч микрокредитов и создать более 12 тысяч новых рабочих мест, что является существенным шагом в направлении улучшения экономической ситуации на селе. По итогам 2024 года число созданных рабочих мест возросло до 15,5 тыс. человек.
Однако распределение средств по направлениям вызывает вопросы. Согласно предоставленным данным, 83,3% всех выданных средств (59,5 млрд тенге) направлено на животноводство, что эквивалентно 10,07 тыс. микрокредитов. Несельскохозяйственные виды бизнеса и торговля получили лишь 9% средств (6,7 млрд тенге), что обеспечило 1,1 тыс. микрокредитов. На приобретение техники и оборудования выделено 5,5% (4,1 млрд тенге), что составляет всего 398 микрокредитов. Растениеводство, несмотря на свою важность для сельского хозяйства, получило лишь 4,6% от общего объема кредитов (3,3 млрд тенге), что соответствует 556 микрокредитам.
Проблемы с распределением средств
Сложившаяся диспропорция в распределении средств выявляет недостатки в системе микрокредитования. Так, в пяти из 17 регионов доля микрокредитов, выделенных на животноводство, превысила 90%, тогда как растениеводство в большинстве регионов практически не получило поддержки. В 14 из 17 регионов доля выданных микрокредитов на растениеводство составила менее 5%, а в двух регионах (Абайская и Улытауская области) не было выдано ни одного кредита на растениеводство. Это несоответствие между фактическими потребностями сельского хозяйства и распределением ресурсов создает значительные препятствия для развития аграрного сектора страны.
Отдельные сельские округа также оказались в невыгодном положении: в некоторых из них было выдано всего один-два микрокредита, что не смогло существенно повлиять на улучшение уровня жизни местного населения. Эта проблема особенно актуальна в регионах, где доминирует одно направление хозяйственной деятельности, например животноводство, тогда как другие виды бизнеса или растениеводство остаются без должного финансирования.
Новеллы-2024: какие меры по улучшению приняты
С целью устранения этих недостатков в 2024 году были предусмотрены важные изменения в структуре распределения средств. Во-первых, доля средств, выделяемых на животноводство, будет снижена с 76% до 57%, что позволит перераспределить средства в пользу других направлений. Напомним, что, согласно бюджетной заявке, объем финансирования составлял 80 млрд тенге.
Во-вторых, увеличится финансирование растениеводства – с 3% до 13,5%, что должно способствовать развитию этого важного сектора сельского хозяйства. Также значительно возрастет поддержка несельскохозяйственных видов бизнеса и торговли – с 12% до 29,5%, что даст импульс развитию новых видов деятельности в селах.
Кроме того, в рамках подготовки к 2024 году были проведены сверки и актуализация данных скрининга сельских округов, что позволило улучшить планирование и корректировать направление финансовых потоков. Например, была внедрена "пилотность" сельских округов в шести из 17 регионов. В этих областях финансирование будет направлено в строго определенные округа с учетом их специализации. К пилотным регионам отнесены Туркестанская (62 округа из 168), Акмолинская (126 округов из 225), Костанайская (175 округов из 193), Карагандинская (124 округа из 156), Павлодарская (108 округов из 126) и Северо-Казахстанская (100 округов из 184) области.
Министерство сельского хозяйства Казахстана разработало проект изменений и дополнений к Правилам микрокредитования в сельских населенных пунктах и малых городах. Эти изменения касаются подачи заявок через информационную систему микрокредитования, а также условий лизинга сельскохозяйственной техники для кооперативов.
Согласно проекту, предусмотрен лизинг сельхозтехники с процентной ставкой 2,5% годовых на срок до 5 лет и максимальной суммой до 8 тысяч МРП. Финансирование будет осуществляться не более чем на 20% за счет средств республиканского бюджета, выделенных на программу, при условии, что акиматы областей предоставят софинансирование в объеме не менее суммы республиканских средств.
Поручение президента по поддержке малых хозяйств
Президент Казахстана в своем недавнем послании народу отметил важность программы "Ауыл Аманаты" и поручил правительству уделить больше внимания поддержке малых хозяйств. Он подчеркнул, что для дальнейшего развития сельских территорий важно не только выдавать льготные кредиты, но и стимулировать кооперацию личных подсобных хозяйств. Это должно стать следующим этапом развития программы, что позволит объединить усилия малых хозяйств для более эффективного использования ресурсов и повышения доходов сельского населения.
Одной из ключевых задач проекта на 2025 год является выстраивание экосистемы поддержки личных подсобных хозяйств (ЛПХ) и кооперативов. Для этого предлагается развивать сеть учебных центров для ЛПХ, где сельские жители смогут получить необходимые знания и навыки для успешного ведения хозяйства. Один из таких центров уже работает в Меркенском районе Жамбылской области, где участники учатся выбирать районированные сорта семян, готовить почву, использовать теплицы и парники, внедрять капельное орошение, а также собирать, упаковывать и сбывать урожай под руководством опытных агрономов. Такие учебные центры помогают сельским жителям использовать полученные кредиты максимально эффективно, что повышает вероятность успешного возврата средств государству.
Несмотря на позитивные изменения и меры поддержки, в проекте остаются ряд нерешенных проблем. Одна из них – отсутствие единых операторов по закупу племенного скота и сельхозтехники, что затрудняет участникам программы приобретение качественных ресурсов для ведения хозяйства. Кроме того, доступность сельхозтехники остается ограниченной, что увеличивает затраты на возделывание земель и затрудняет кооперацию участников программы.
Другой значимой проблемой является нехватка качественного посевного материала и средств защиты растений. В ряде регионов отсутствуют поставщики высококачественных семян, что вынуждает участников программы покупать низкокачественные семена, что негативно сказывается на урожайности. Напомним, что президентом поставлена задача – "добиться реального прорыв в агропромышленном комплексе". Это включает в себя такой показатель, как увеличение доли переработанной продукции в сельском хозяйстве до 70%.
Также стоит отметить отсутствие упрощенной процедуры сертификации продукции, что не позволяет сельским хозяйствам реализовывать свою продукцию в крупных торговых сетях. Это ограничивает их рынок сбыта и снижает доходы, что, в свою очередь, усложняет возврат кредитов. Несмотря на это, программа "Ауыл Аманаты" доказала свою востребованность среди сельского населения Казахстана. Далее с учетом поставленных целей власти пытаются внедрить сбалансированный подход к распределению ресурсов и устранение существующих проблем. Важно, чтобы меры по поддержке ЛПХ и кооперативов были комплексными, начиная от обучения и выделения земли и заканчивая обеспечением необходимой техникой и сертификацией продукции.