Фестиваль воздушных шаров в третьем мегаполисе страны власти Шымкента устраивают во второй раз в дни Наурыза, справедливо полагая, что, пусть пока только и привязные, покатушки (это когда клиента сажают в корзину и поднимают вверх на крепко привязанном к земле шаре, а затем плавно опускают) могут привлечь к этому событию огромное количество горожан и туристов. Это даст параллельно возможность заработать также артистам, аниматорами и владельцам различных точек фастфуда. Пилоты из 10 стран мира, более 20 тепловых аэростатов действительно стали центром притяжения. Пробка в районе ипподрома, где проходило действо, не рассасывалась несколько дней. Тем более и цена в честь грандиозного мероприятия была установлена более чем привлекательная – всего две тысячи тенге за подъем с человека, притом что единственный "шарик", пока имеющийся в Шымкенте, обычно катает по три тысячи тенге.
А Inbusiness.kz тем временем задался вопросами: насколько дорогостоящее это хобби, кто идет в такую вот малую авиацию и можно ли на этом действительно заработать.
На большом воздушном шаре
Опрос пилотов, среди которых представители Венгрии, Молдовы, Румынии, Украины, России и Казахстана, показал, что большинство летунов пришли к воздушным шарам из военной авиации. Но единственная в Казахстане и вообще в Центральной Азии дама-пилот Галина Косякова из Алматы призналась, что 27 лет назад сама неожиданно выбрала это делом своей жизни. С тех пор Галина Косякова 14 раз участвовала в международных соревнованиях по свободному полету в разных странах мира. Говорит, участие в любом таком фесте или чемпионате со своим шаром удовольствие дорогостоящее, затраты минимум 3 тыс. долларов. Причем ехать приходиться своим ходом, шар с корзиной везут на прицепе. Сейчас у пилота Косяковой уже пять аэростатов. Говорит, повезло со спонсорами, в противном случае приобрести шар могут только очень обеспеченные люди.
"Чтобы приобрести аэростат, а он стоит 30-40 тысяч долларов, изначально уже надо быть богатым человеком. Мне повезло. Спонсором первого аэростата стал директор одного сахарного завода. Помимо воздушного шара, надо купить машину, прицеп, иначе как его вывезешь. Если все это нанимать, то каждый полет вообще будет космическую цену стоить. Один полет на одного человека – 30-35 тысяч. Это цена свободного полета. Но во всем мире цена полета варьируется в районе 400 долларов – это то, что позволяет учитывать амортизационные отчисления, потому что оболочка портится, корзина тоже – все это надо обновлять. Завод дает 200 часов налета. Не просто купили, полетали в радость и выкинули деньги. Шар, как и автомобиль, проходит техосмотр. Мы лично или приглашаем, проверяем оболочку на прочность, смотрим корзину на повреждения, а баллоны на любой газостанции опрессуют, горелки тоже газовщики проверяют", – пояснила пилот аэростата Галина Косякова.
Бывший военный летчик из Украины Сергей Скалько имеет 5 тыс. часов налета. На фестивале в Шымкенте он исполнял обязанности офицера по безопасности. Сергей Скалько рассказал, что аэростаты, участвующие в этом фесте, лишь одна из разновидностей, стоимость других видов доходит до миллиона долларов, но в то же время они позволяют быстрее окупить себя и даже дать заработать.
"Самый важный вопрос – воздушные шары созданы для полетов, а не для веревок. Это как бы от незнания и страхов людей. Привязные полеты делают аэролифты. Это такая штука, которая заправлена большим количеством водорода либо гелия, понимается на лебедке, где в такую гондолу садятся человек 30-50. Затем лебедка подняла аэростат на высоту 100-150 метров и благополучно притащила обратно на землю – это смотровые обзорные полеты. Они находятся в крупных туристических зонах: Помпеи, Краков, Берлин, в Москве на ВДНХ, в Париже – там, где большое количество туристов. Стоит такая штука больше миллиона долларов. Только одна платформа – наземная лебедка стоит 100 тысяч долларов. Есть шары побольше, чем эти, для туризма, а есть коммерческие огромные, где в корзину становятся 36 человек, есть двери, кресла, пристежки", – рассказал пилот аэростата Сергей Скалько.
Я бы в летчики пошел
Остаться равнодушным, глядя на красочный воздушный шар в небе, сложно. Вспоминаются любимые прочитанные в детстве приключенческие книги из серии Жюля Верна "Пять недель на воздушном шаре". И хочется вдруг все бросить и тоже полететь в прекрасную неизвестность по воле ветра. Но это возможно, пока шаром управляет опытный пилот, стать которым не только сложно, небезопасно, но еще и очень дорого.
Прошедшая в рамках фестиваля, кстати, впервые, международная конференция воздухоплаванья и безопасности полетов собрала не только пилотов аэростатов, но и представителей РГП "Казаэронавигация", КАМА (Комитет малой авиации), Комитета гражданской авиации РК, Центра управления полетами. Участники поднимали важные для воздухоплавательного спорта вопросы безопасности полетов, обучения пилотов, валидации международных документов (СЛГ, лицензии на аэростаты и другие разрешительные документы). Выяснилось, что сертифицированных пилотов аэростата с казахстанским летным удостоверением на всю страну всего четыре человека. При этом устькаменогорцы обрадовали новостью: 1 марта там открылась (получила лицензию) первая в Казахстане школа пилотов аэростатов.
"Я летаю 45 лет, начиная с АН-24 и заканчивая ИЛ-76. Теперь я сам и летаю, и преподаю, у нас опытный состав. Пилоты, действующие в малой авиации, они же действующие экзаменаторы. Мы готовим отдельно экзаменаторов по малой авиации. Преподаем безопасность полетов, законы Казахстана. Разница есть в пилотах, конечно. Но общие данные они все одинаково должны знать. В Казахстане у нас пилотов всего четыре. Остальные приезжие, проходили валидацию", – отметил представитель ассоциации юридических лиц "КАМА" Курал Куримбаев.
Идею организации казахстанской школы пилотов продвинул и реализовал президент клуба "Восток-авиа" Александр Русинов.
"Чтобы получать пилотские удостоверения казахстанские. И не только на тепловые аэростаты, а также на мотодельтапланы и на мотопарапланы. Мы на своей базе хотим создать наподобие ДОСААФ, чтобы студенты, учащиеся, школьники приходили и учились навыкам пилотирования. Может, кто-то захочет связать свою судьбу – пойти на пилота самолета, бортинженера, техника, это уже будет толчок", – отметил пилот Александр Русинов.
Важно, что клуб также возьмет на себя решения проблем, с которыми сталкиваются пилоты аэростатов. Это и получение разрешительных документов, и валидация, и регистрация судна. Но самое главное – готовить своих пилотов. При этом первыми слушателями трехнедельного курса станут россияне, признался Сергей, так как обучение в Казахстане будет в разы дешевле российского. Еще дешевле учиться оптом (в группе).
"Много из России желающих, у них тоже школы не было, тоже только открылась, практически день в день они и мы получили лицензию. Есть желающие из Белоруссии и Турции. У нас обучение дешевле. По стоимости в России обучение около 500 тысяч рублей за одного человека, курс – две-три недели. В группе – 268 тысяч рублей. У нас примерная цена около 900 тысяч тенге индивидуально. А если в группе – цена ниже. Он пройдет теорию – 100 с лишним часов, пройдет тренаж в кабине и практических 16 часов налета минимально свободного полета, пока не научится летать. Потом сдает экзамен и получает пилотское свидетельство", – сообщил Александр.
Первая группа слушателей начнет обучение с 1 апреля. Оказалось, учиться управлять аэростатом захотели даже китайцы, группа студентов из 86 человек делала запрос, но пришлось отказаться, говорит Александр, из-за отсутствия пока англоязычных преподавателей.
"Стаж у них у всех огромный, один только Халил Галилович – ему 72 года, и он до сих пор, уже 52 года действующий пилот. Летный час дорогой, оплачивать учителей всех нужно. Летный час будет раскидан на каждого в группе, чтобы максимально удешевить. От 400 тысяч тенге, может, выйдет все обучение. Поэтому из России и хотят сюда приехать. Потом с российским пилотским, например, хотят в Африке летать, но оно там недействительно, а наше действительно. Потому что в связи с ситуацией в мире там мутная схема, когда дают запрос на информацию о пилотах, они (россияне) ее не дают. А мы спокойно даем ответ на запросы", – подчеркнул Александр Русинов.
Многие пилоты являются и официальными дилерами компаний по продаже аэростатов. Желающих приобрести воздушный шар в Казахстане стало намного больше после прошлогоднего фестиваля Ashyq Aspan в Шымкенте, поэтому участники считают, что это мероприятие дает огромный толчок развитию этого вида спорта и развлечений. По итогам феста и конференции был подписан меморандум, возможно, в скором будущем жители региона смогут увидеть соревнования аэростатов и даже международные свободные полеты.
Мира Бахытова, Шымкент