Один из затянувшихся автодорожных проектов - строительство Большой алматинской кольцевой автомобильной дороги (БАКАД) - в очередной раз может столкнуться с проблемами. Заместитель председателя правления АО "КазАвтоЖол" Темирхан Мендыгалиев попросил депутатов мажилиса парламента взять проблемный вопрос под свой контроль.
"У нас проблема в реализации данного проекта в том, что на сегодняшний день порядка 30% площадей еще не оформлено. Акимат Алматинской области выкупал эти земли, потом прокуратура часть этих актов по выкупу опротестовала. Теперь существует такая сложность, что собственники, которые получили за это деньги, должны деньги вернуть в бюджет, после этого заново пересчитать и заново выкупать. То есть это может затянуться на некоторое время. Я хотел бы попросить взять это на контроль", - обратился он к депутатам, выступая на заседании комиссии при фракции партии "Нур Отан" в мажилисе по контролю за целевым использованием госсредств.
Напомним, решением правительства определено, что проект БАКАД будет реализовываться из собственных средств АО "КазАвтоЖол".
БАКАД - один из самых крупных инфраструктурных проектов, планируемых к реализации в Казахстане. И, можно сказать, самый многострадальный. Первоначально предполагалось, что строительство БАКАД будет реализовываться на основе государственно-частного партнерства (по договору концессии) и будет завершен уже к 2016 году. Проект был внесен в число приоритетных, объявлялись конкурсы по выбору концессионера, привлекались зарубежные консультанты. К примеру, в 2012 году министерством транспорта и коммуникаций, международной финансовой корпорацией (IFC) и ЕБРР был подписан меморандум о техническом сотрудничестве по реализации концессионного проекта в дорожной отрасли Республики Казахстан. В качестве пилотного проекта был выбран именно БАКАД, предполагалось, что зарубежные партнеры окажут техническую и правовую помощь по отбору и привлечению концессионеров, способных управлять крупномасштабными дорожными проектами, проведению конкурсных процедур. Проект БАКАД неоднократно презентовался за рубежом, а сумма ожидаемых инвестиций оценивалась казахстанскими чиновниками в 700 млн долларов.
По различным причинам строительство БАКАД неоднократно откладывалось. Первоначально возникали трудности с поисками достаточно крупного партнера, затем возникли проблемы с земельными участками: часть земель, по которым должна проходить будущая дорога, находилась в частной собственности. Изъятие земель сопровождалось целой чередой скандалов: владельцы участков были недовольны низкой стоимостью, предложенной местными властями; впоследствии ряд сделок был опротестован прокуратурой, и бывших собственников изъятых земель попросили вернуть полученные деньги, поскольку в прокуратуре цену сочли завышенной. В итоге правительством принято решение, что строить БАКАД будет национальная компания, занимающаяся дорожным строительством.
Напомним, что БАКАД, согласно проекту, пройдет по территории Карасайского, Илийского и Талгарского районов Алматинской области. Протяженность дороги составляет 66 километров с пропускной способностью 38 тыс. авто в сутки. БАКАД является частью международного коридора Западная Европа – Западный Китай. Проект предусматривает строительство автодороги с 4- и 6-полосным движением технической категории "1а" с асфальтобетонным покрытием, 8 транспортными развязками и прочими сооружениями, а также интеллектуальной транспортной платежной системой.
Ирина Севостьянова