Депутаты и представители рынка такси высказались против законопроекта о СРО

2668

По мнению представителей рынка такси и депутатов, законопроект о СРО может привести к росту тарифов на такси и снижению прибыльности в секторе.

Депутаты и представители рынка такси высказались против законопроекта о СРО Фото: yandex.kz

В рамках форума "Такси Казахстан 2024", который прошел сегодня в Алматы, депутаты и представители рынка такси высказались против предложений министерства транспорта по передаче функций регулирования отрасли в саморегулируемые организации (СРО), передает inbusiness.kz.

Напомним, минтранс РК предложил объединить автоперевозчиков пассажиров в СРО.  Участие в них будет добровольным, при этом наиболее крупные игроки рынка будут обязаны вступить в СРО.

Соответствующий законопроект был внесен в мажилис еще в июле 2023 года. Его суть в том, что теперь все перевозчики пассажиров должны будут объединиться на принципах саморегулирования (СРО). Предполагается, что участие в них будет добровольным, при этом наиболее крупные игроки рынка будут обязаны вступить в СРО.

Как мы рассказывали ранее, создаваться СРО будут в виде палат автоперевозчиков, у которых будет широкий перечень прав, включая контроль за здоровьем водителей и их транспортными средствами.

На форуме председатель РОО "Ассоциация таксомоторной и прокатной отрасли Казахстана" Женис Мухиев высказался против идеи минтранса объединить в рамках СРО автобусные компании, такси и автовокзалы. Он пояснил, что каждый из этих сегментов имеет "совершенно разные бизнес-модели, разные интересы, различные принципы ценообразования".

Спикер считает, что искусственное объединение представителей разных видов перевозок сделает СРО нежизнеспособными. По его мнению, данный законопроект готовился в спешке и в нем следует учесть и мнение таксопарков.

"Если и создавать подобные организации, то несколько. Причем для такси они должны быть свои", – говорит Женис Мухиев.

Он добавил, что в данном виде законопроект еще очень сырой и нуждается в доработке.

"Мы за то, чтобы рынок сам себя регулировал. Но что касается данного законопроекта – в таком виде он не готов. Надо больше времени для того, чтобы учесть мнения всех участников. Без этого нововведение может вызвать социальное недовольство", – убежден Женис Мухиев.

Надо отметить, что к идее СРО таксопарки относятся положительно. Однако законопроект в том виде, в котором он предлагается сейчас, может спровоцировать рост тарифов, снижение прибыльности и налоговых отчислений с таксопарков.

Сомнения по поводу законопроекта о СРО выразил депутат Мурат Абенов. По его мнению, он не решит вопросы социальной защиты таксистов, но при этом, наверняка, приведет к росту тарифов.  

"Рост тарифов будет сразу. Эти СРО точно не смогут контролировать их. Объявят, что так решил рынок. Но какой же это рынок, если всех туда загнали насильно?" – заявил Мурат Абенов.

Подверг критике законопроект о СРО и депутат Бакытжан Базарбек.

"Не понимаю, по какому принципу формировали СРО? По итогу там может наступить хаос. Как регулировать вместе такси и автобусы? Это разные виды деятельности. Хотелось бы услышать от инициаторов, какой подход использовали, чтобы их объединить вместе?" – задается вопросами мажилисмен.

Директор по связям с государственными органами на международных рынках "Яндекс Go" Султан Бижанов предположил, что отказ от гибкого тарифообразования снизит инвестиционную привлекательность отрасли и негативно скажется на росте конкуренции в секторе. Более того, впоследствии это даже может привести к падению безопасности перевозок.

"Мы, как глобальная IT-компания, видим, что в разных странах мира передача вопросов безопасности в СРО приводила к ухудшению ситуации. Отдельные члены СРО продавливали смягчение условий в своих интересах".

В то же время мнение представителей госорганов отличается от рынка. Начальник управления административной практики комитета административной полиции МВД РК Аскар Таженов поддержал проект, отметив, что в рамках СРО участники рынка смогут "эффективнее решать свои проблемы, будут заинтересованы в поднятии культуры перевозок".  К слову, представителей минтранса на форуме не было.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться