06 июня 2022 г. на заседании рабочей группы при мажилисе парламента РК депутаты проголосовали за принятие поправок в статью 606-3 Налогового кодекса об увеличении ставки платы за цифровой майнинг. Смысл этой поправки – сделать итоговую стоимость электрической энергии с учетом ставки платы для майнеров в размере не менее 26 тенге за 1 кВт⋅ч.
Глава государства в послании народу от 1 сентября 2020 г. поставил задачу довести уровень инвестиций в цифровой майнинг до 500 млрд тенге к 2025 г. Запланированная сумма инвестиций впечатляющая для такой молодой отрасли, как цифровой майнинг, но при этом, принимая во внимание темпы ее развития, до 2021 г. такой план был реалистичен. К 2021 году объем инвестиций в цифровой майнинг превысил уровень в 200 миллиардов тенге. Но начиная с 2021 года ряд принятых законодательных и нормативных инициатив систематически не только снижали уровень рентабельности, но и ставили некоторые майнинговые компании на грань банкротства, что крайне отрицательно сказывалось на инвестиционной привлекательности цифрового майнинга в нашей стране.
Ассоциация блокчейн и индустрии дата центров в Казахстане, с глубоким сожалением, констатирует факт того, что после увеличения ставки платы за цифровой майнинг, которая делает стоимость электрической энергии выше, чем в США, Канаде, Швеции и других развитых странах, исполнение поручения Главы Государства по привлечению инвестиций становится невозможным. Крупные инвестиционные фонды считают не оправданным риск инвестиций в страну, которая ежегодно повышает налоговую нагрузку на отрасль и параллельно ограничительными мерами ухудшает условия для ведения бизнеса. Наш цифровой майнинг переходит в стадию стагнации с вероятной последующей миграцией в страны с более предсказуемым налоговым режимом и внятной регуляторной средой, где есть конструктивный диалог между отраслью и государством.
Цифровой майнинг на себе испытал как налоговый кодекс применили не в качестве инструмента совершенствования налогообложения, а как кувалду, чтобы демотивировать бизнес и иностранных инвесторов инвестировать в Казахстан и развивать отрасль. От миграции наших майнеров в другие страны выигрывают только их налоговые службы, электрики и программисты, а также поставщики электротехнической и кабельной продукции.
В результате Казахстан лишается достаточно быстро возводимой налоговой базы, при условии развития всех компонентов цифровой экосистемы: цифровой майнинг, цифровые криптокошельки и криптобиржи. Среди прочих потерь, конечно, следует отметить утрату в регионах высококвалифицированных и высокооплачиваемых рабочих мест технической и IT направленности, рынка сбыта местной кабельной и электротехнической продукции, а также возможность использовать цифровой майнинг в качестве инструмента балансирования производства и потребления электрической энергии в энергосистеме Казахстана, так как именно майнеры потребляют электрическую энергию ровным графиком, в больших объемах и по команде Системного Оператора они могут оперативно разгружаться, если имеется дефицит в энергосистеме, или наоборот набирать нагрузку, когда в системе профицит. Другими словами, цифровой майнинг, мог стать заменой маневренным мощностям, которых не хватает Казахстану и в перспективе могут появиться только со строительством АЭС. Следует также отметить, что для некоторых ТЭЦ Казахстана, расположенных удаленно от сетей энергоснабжения, цифровой майнинг был единственным потребителем электрической энергии, который всегда гарантировано оплачивал ее стоимость, тем самым позволяя этим ТЭЦ экономически выгодно работать.
Отдельно следует упомянуть факт утраты всей нашей вычислительной мощности всего машинного парка майнеров и, по сути, ее "дарение" иностранным государствам, вследствие миграции майнеров. Сегодня факт обладания любой страной вычислительной мощностью для эмиссии децентрализованных цифровых валют позволяет избегать рисков экономической блокады, в т.ч. от отключения системы SWIFT. Страна, столкнувшаяся с проблемой экономической изоляции, но при этом обладающая вычислительной мощностью, может обойти подобные заградительные меры и в силах обеспечить торговые операции. Поэтому в определенной степени цифровой майнинг служит интересам национальной безопасности.
Все вышеперечисленные положительные моменты Казахстан рискует потерять после крайне значительного увеличения ставки платы за цифровой майнинг, которая не обсуждалась с отраслью. Ни один государственный служащий, принимающий решение по налоговому регулированию, не посетил майнинговый дата центр и не провел соответствующих консультаций с отраслью, включая Ассоциацию, которая делала попытки прояснить ситуацию и предоставить экономические расчеты независимых аналитических организаций.