Решение о повышении МЗП снова, как и год назад, принято главой государства Касым-Жомартом Токаевым в ручном режиме. Это не результат системной работы двух министерств – труда и социальной защиты населения и национальной экономики. В этом направлении соответствующая работа ими не проводится, они занимаются лишь отписками и имитацией бурной деятельности. Об этом в запросе премьер-министру Алихану Смаилову заявили депутаты мажилиса, сообщает корреспондент inbusiness.kz.
"Год назад и в течение всей второй сессии седьмого созыва мы поднимали этот вопрос в ряде депутатских запросов фракции Народной партии Казахстана (НПК). Но вновь дежавю – ситуация с бездействием правительства и профильного министерства в сфере труда повторяется. Ситуация с МЗП – это лишь верхушка айсберга проблем в сфере труда и справедливой оплаты по его результатам", – отметили в запросе народные избранники.
По мнению депутатов, казахстанское общество не видит наступательной активной позиции минтруда в решении проблемных вопросов. Министерство-собес давно утратило идеологию устойчивого развития сферы труда и социальной сферы в интересах граждан страны, привыкнув вяло и дежурно ссылаться на отсутствие бюджетных и законодательных возможностей. У психологов это называется синдромом выученной беспомощности. В своем запросе мажилисмены даже предложили два варианта расчета минимальной заработной платы, которые используются мировым сообществом.
Методики расчета МЗП
В своем послании народу Казахстана от 1 сентября 2022 года президент страны Касым-Жомарт Токаев дал прямое поручение правительству внедрить новую методику определения минимальной заработной платы.
"Наша депутатская фракция неоднократно ставила перед правительством РК вопрос о необходимости пересмотра методики расчета минимальной заработной платы. Решение нами предлагалось – это ратификация конвенции Международной организации труда № 131 "Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран", принятой в 1970 году. Эта конвенция закладывает систему защиты наемных работников от неоправданно низкой заработной платы, кроме того, содержит предложения о процедуре установления минимальной заработной платы. Так, статья 3 данной конвенции гласит, что при определении уровня МЗП должны учитываться потребности не только самих работников, но и их семей, также должны быть приняты в расчет общий уровень заработной платы в стране, стоимость жизни, социальные пособия и сравнительный уровень жизни других социальных групп", – указали депутаты.
По их мнению, помимо этого, в работе по определению уровня МЗП должны присутствовать экономические соображения, включая требования экономического развития, уровень производительности и желательность достижения и поддержания высокого уровня занятости.
"Здесь есть два варианта расчетов. Один вариант – брать за основу расчетов достаточную потребительскую корзину. Говоря просто, в этом варианте, считая размер МЗП, министерства будут брать в расчет не только свои планы, но и нужды людей, и тогда мы можем получить совсем другую сумму – ближе к реальным потребностям наших сограждан. Второй вариант – при расчетах МЗП использовать индекс Кейтца. Это экономический показатель, который представляет отношение установленной законом минимальной заработной платы к усредненной (медианной) заработной плате. По рекомендациям Международной организации труда индекс Кейтца должен составлять 50%", – отмечено в запросе.
Нагроможденный БДО
По мнению депутатов, важнейшим многолетним проблемным вопросом, требующим своего скорейшего решения, является практика исчисления заработной платы гражданских служащих, государственных служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета и казенных предприятий, на основании базового должностного оклада (БДО), составляющего 17 697 тенге и не менявшегося с 2016 года.
"Накопленная инфляция за этот период составила более 150%, то есть только уровень цен в стране повысился в полтора раза, и соответственно при неизменном размере оплаты труда реальная покупательная способность зарплат работников снизилась за этот период в полтора раза. И это только статистически, в реальности жизнь подорожала в разы. Этот подход не учитывает ежегодное, точнее, ежемесячное повышение цен на продукты питания, одежду, услуги и не отвечает запросу наших граждан на адекватную оплату труда и качественный уровень жизни", – констатируют депутаты.
Во время встреч с профсоюзами работники различных организаций совершенно справедливо заявляют, что в нагромождении БДО, коэффициентов, поправочных коэффициентов, различных доплат и надбавок сложно понять, почему начисляется именно такой размер заработной платы.
"Мы давали свои предложения о необходимости пересмотра БДО в рамках "Программы повышения доходов населения", но они не были услышаны правительством. Это еще раз подтверждает абсолютно пассивную позицию министерства труда и социальной защиты населения как в вопросах защиты трудовых прав казахстанцев и развития эффективных отношений в сфере труда, так и в сфере социальной защиты", – подчеркнуто в запросе.
Необходимы институциональные решения
По словам депутатов, все это актуализирует необходимость принятия нескольких важных институциональных решений. В своем обращении к премьеру они заострили внимание на пяти направлениях.
"Учитывая стратегическую важность сферы труда для устойчивого социально-экономического развития страны и обеспечения достойного уровня жизни казахстанцев, а также многолетнюю неспособность МТСЗН эффективно управлять отношениями в этой ключевой сфере, целесообразным представляется разделить МТСЗ на два министерства: труда и социального развития. Без увеличения затрат из государственного бюджета. Созданному министерству труда необходимо разработать новую национальную политику в сфере труда. Ее приоритетом должно стать решение проблем низких доходов, работающих казахстанцев, диктата интересов работодателей, прогрессирующего неравенства, несправедливой пенсионной системы, безработицы, проблем работающей бедности – когда зарплаты человеку хватает на удовлетворение только самых базовых нужд и не более. Кроме того, такой подход станет основой нового общественного договора между властью и обществом", – предложили депутаты.
Также, по мнению народных избранников, необходимо модернизировать систему оплаты труда для определения его адекватного размера, обеспечивающего соблюдение принципов социальной справедливости с учетом дифференциации заработных плат в зависимости от уровня образования, квалификации работников, стажа работы, сложности выполняемых работ и функционала.
Кроме того, они предлагают разработать методику оплаты труда на основе минимальной заработной платы, а не БДО. А на время переходного периода к новой модели оплаты труда увеличить размер БДО с учетом компенсации инфляционных издержек с 2016 года (минимум в полтора раза).
"Ратифицировать конвенцию Международной организации труда № 131 "Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран". В соответствии с конвенцией, при определении уровня минимальной заработной платы учитывать потребности не только самих работников, но и членов их семей, а также принимать в расчет общий уровень заработной платы в стране, стоимость жизни, социальные пособия и сравнительный уровень жизни других социальных групп. Все решения разрабатывать и принимать с участием профсоюзных организаций, объединений работодателей, экспертов, представителей НПО и политических партий", – отмечено в запросе.