Депутаты просят пересчитать минимальную заработную плату

2939

Они против существующей методики расчета.

Депутаты просят пересчитать минимальную заработную плату

Решение о повышении МЗП снова, как и год назад, принято главой государства Касым-Жомартом Токаевым в ручном режиме. Это не результат системной работы двух министерств – труда и социальной защиты населения и национальной экономики. В этом направлении соответствующая работа ими не проводится, они занимаются лишь отписками и имитацией бурной деятельности. Об этом в запросе премьер-министру Алихану Смаилову заявили депутаты мажилиса, сообщает корреспондент inbusiness.kz.

"Год назад и в течение всей второй сессии седьмого созыва мы поднимали этот вопрос в ряде депутатских запросов фракции Народной партии Казахстана (НПК). Но вновь дежавю – ситуация с бездействием правительства и профильного министерства в сфере труда повторяется. Ситуация с МЗП  это лишь верхушка айсберга проблем в сфере труда и справедливой оплаты по его результатам", отметили в запросе народные избранники.

По мнению депутатов, казахстанское общество не видит наступательной активной позиции минтруда в решении проблемных вопросов. Министерство-собес давно утратило идеологию устойчивого развития сферы труда и социальной сферы в интересах граждан страны, привыкнув вяло и дежурно ссылаться на отсутствие бюджетных и законодательных возможностей. У психологов это называется синдромом выученной беспомощности. В своем запросе мажилисмены даже предложили два варианта расчета минимальной заработной платы, которые используются мировым сообществом.

Методики расчета МЗП

В своем послании народу Казахстана от 1 сентября 2022 года президент страны Касым-Жомарт Токаев дал прямое поручение правительству внедрить новую методику определения минимальной заработной платы.

"Наша депутатская фракция неоднократно ставила перед правительством РК вопрос о необходимости пересмотра методики расчета минимальной заработной платы. Решение нами предлагалось – это ратификация конвенции Международной организации труда № 131 "Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран", принятой в 1970 году. Эта конвенция закладывает систему защиты наемных работников от неоправданно низкой заработной платы, кроме того, содержит предложения о процедуре установления минимальной заработной платы. Так, статья 3 данной конвенции гласит, что при определении уровня МЗП должны учитываться потребности не только самих работников, но и их семей, также должны быть приняты в расчет общий уровень заработной платы в стране, стоимость жизни, социальные пособия и сравнительный уровень жизни других социальных групп",  указали депутаты.

По их мнению, помимо этого, в работе по определению уровня МЗП должны присутствовать экономические соображения, включая требования экономического развития, уровень производительности и желательность достижения и поддержания высокого уровня занятости.

"Здесь есть два варианта расчетов. Один вариант – брать за основу расчетов достаточную потребительскую корзину. Говоря просто, в этом варианте, считая размер МЗП, министерства будут брать в расчет не только свои планы, но и нужды людей, и тогда мы можем получить совсем другую сумму – ближе к реальным потребностям наших сограждан. Второй вариант – при расчетах МЗП использовать индекс Кейтца. Это экономический показатель, который представляет отношение установленной законом минимальной заработной платы к усредненной (медианной) заработной плате. По рекомендациям Международной организации труда индекс Кейтца должен составлять 50%",  отмечено в запросе.

Нагроможденный БДО

По мнению депутатов, важнейшим многолетним проблемным вопросом, требующим своего скорейшего решения, является практика исчисления заработной платы гражданских служащих, государственных служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета и казенных предприятий, на основании базового должностного оклада (БДО), составляющего 17 697 тенге и не менявшегося с 2016 года.

"Накопленная инфляция за этот период составила более 150%, то есть только уровень цен в стране повысился в полтора раза, и соответственно при неизменном размере оплаты труда реальная покупательная способность зарплат работников снизилась за этот период в полтора раза. И это только статистически, в реальности жизнь подорожала в разы. Этот подход не учитывает ежегодное, точнее, ежемесячное повышение цен на продукты питания, одежду, услуги и не отвечает запросу наших граждан на адекватную оплату труда и качественный уровень жизни",  констатируют депутаты.

Во время встреч с профсоюзами работники различных организаций совершенно справедливо заявляют, что в нагромождении БДО, коэффициентов, поправочных коэффициентов, различных доплат и надбавок сложно понять, почему начисляется именно такой размер заработной платы.

"Мы давали свои предложения о необходимости пересмотра БДО в рамках "Программы повышения доходов населения", но они не были услышаны правительством. Это еще раз подтверждает абсолютно пассивную позицию министерства труда и социальной защиты населения как в вопросах защиты трудовых прав казахстанцев и развития эффективных отношений в сфере труда, так и в сфере социальной защиты",  подчеркнуто в запросе.

Необходимы институциональные решения

По словам депутатов, все это актуализирует необходимость принятия нескольких важных институциональных решений. В своем обращении к премьеру они заострили внимание на пяти направлениях.

"Учитывая стратегическую важность сферы труда для устойчивого социально-экономического развития страны и обеспечения достойного уровня жизни казахстанцев, а также многолетнюю неспособность МТСЗН эффективно управлять отношениями в этой ключевой сфере, целесообразным представляется разделить МТСЗ на два министерства: труда и социального развития. Без увеличения затрат из государственного бюджета. Созданному министерству труда необходимо разработать новую национальную политику в сфере труда. Ее приоритетом должно стать решение проблем низких доходов, работающих казахстанцев, диктата интересов работодателей, прогрессирующего неравенства, несправедливой пенсионной системы, безработицы, проблем работающей бедности  когда зарплаты человеку хватает на удовлетворение только самых базовых нужд и не более. Кроме того, такой подход станет основой нового общественного договора между властью и обществом",  предложили депутаты.

Также, по мнению народных избранников, необходимо модернизировать систему оплаты труда для определения его адекватного размера, обеспечивающего соблюдение принципов социальной справедливости с учетом дифференциации заработных плат в зависимости от уровня образования, квалификации работников, стажа работы, сложности выполняемых работ и функционала.

Кроме того, они предлагают разработать методику оплаты труда на основе минимальной заработной платы, а не БДО. А на время переходного периода к новой модели оплаты труда увеличить размер БДО с учетом компенсации инфляционных издержек с 2016 года (минимум в полтора раза).

"Ратифицировать конвенцию Международной организации труда № 131 "Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран". В соответствии с конвенцией, при определении уровня минимальной заработной платы учитывать потребности не только самих работников, но и членов их семей, а также принимать в расчет общий уровень заработной платы в стране, стоимость жизни, социальные пособия и сравнительный уровень жизни других социальных групп. Все решения разрабатывать и принимать с участием профсоюзных организаций, объединений работодателей, экспертов, представителей НПО и политических партий",  отмечено в запросе.