Объемы производства шкур достаточно значительные и закрывают потребности внутреннего рынка для последующей переработки, а большая часть может экспортироваться в Китай, Турцию и другие страны, где на них существует высокий спрос. Но МИИР всячески этому препятствует, а невостребованные шкуры отправляются на свалки. Об этом в запросе первому заместителю премьер-министра РК Роману Скляру заявила депутат Лаззат Рамазанова, сообщает корреспондент inbusiness.kz.
По словам депутата, в 2021 году производство шкур крупного рогатого скота (КРС) составило 3,4 млн штук, что на 3% больше по сравнению с 2020 годом, идет постепенное увеличение и по производству шкур мелкого рогатого скота (МРС). Однако министерство индустрии и инфраструктурного развития совместно с министерством торговли и интеграции с завидной периодичностью придумывают различные барьеры для свободного экспорта шкур сельскохозяйственных животных, говорится в запросе.
"С 2016 года шкуры необработанные практически всех видов сельскохозяйственных животных (КРС, МРС, лошади и др.) находятся в перечне товаров, в отношении которых применяются вывозные таможенные пошлины, где ставка составляет 200 евро за тонну. Более того, как известно, дважды, с октября 2016 года по апрель 2017 года (6 месяцев) и с марта по сентябрь 2019 года (6 месяцев) министерством индустрии и инфраструктурного развития вводился полный запрет на вывоз шкур КРС с территории Казахстана. Как пояснял тогда МИИР, данный запрет вводился в целях развития производства с высокой добавленной стоимостью, увеличения налоговых отчислений и создания новых рабочих мест. Добился ли МИИР заявленных целей, неизвестно, но точно известно то, что институт заготовительных организаций по сбору необработанных шкур разрушен и восстановится ли вообще", – отметила депутат.
В свою очередь, запрет "обвалил" цены на необработанные шкуры, и фермеры не могли реализовать шкуры даже за 5 тенге/кг, а хранение или утилизация обходятся им крайне накладно. Вместе с тем есть определенные цифры по переработке шкур внутри страны. Так, по данным уполномоченных органов, мощности перерабатывающих предприятий составляют 3,2 млн шкур КРС, которых должно хватить для переработки 90% всех необработанных шкур КРС.
Рамазанова утверждает, что по факту в 2021 году из 3,4 млн произведенных шкур КРС было переработано только 10%. Оставшийся объем необработанных шкур КРС, а это больше 3 млн штук, остался невостребованным, и это не считая шкур МРС и лошадей.
"По данным фермеров, необработанные овечьи шкуры перерабатывающими предприятиями вообще не закупаются и, соответственно, не обрабатываются. В целом, по моим оценкам, упущенная прибыль фермеров от нереализованных шкур составляет более 30 млрд тенге в год, что в условиях повышенной мировой турбулентности является непозволительным. Более того, оставшиеся необработанные шкуры КРС, МРС и лошадей зачастую просто выкидываются на свалку, так как для мелких личных подсобных хозяйств и фермеров утилизация не по карману. Соответственно, страдает экология, ухудшается эпизоодия и повышаются риски распространения разных болезней сельскохозяйственных животных", – подчеркнула Лаззат Рамазанова.
Учитывая серьезность проблемы, депутаты фракции AMANAT трижды направляли депутатские запросы по данному вопросу в адрес правительства. Однако ясного ответа с предлагаемыми мерами так и не получили. Поэтому депутат попросила рассмотреть запрос и ответ представить в устной форме на пленарном заседании мажилиса парламента в ближайшее время.