К сожалению, в истории Казахстана так получается, что ни один парламент не дорабатывает свой полный срок. Наверное, для этого есть какие-то объективные факторы.
На мой взгляд, предложение о самороспуске не было личной инициативой депутатов - за такие действия ведь можно подвергнуться и жёсткой обструкции. Думаю, это был сигнал сверху. Причём, причины на то были объективные.
Во-первых, важную роль здесь сыграл жесточайший экономический кризис, который мы сейчас все наблюдаем, и который сопровождается идеологическим и моральным кризисом у населения. Может в экономической теории девальвация и считается хорошим "антидотом", но в наших реалиях для людей она имеет обратный эффект. При падении национальной валюты происходит обнищание народа. И этому нет оправданий. Вероятнее всего, отсюда и исходит желание показать стране новых депутатов, которые будут беспокоиться о гражданах, и говорить об этих проблемах.
Во-вторых, слегка "подуставший" имидж депутата. Посмотрите, когда средний возраст населения Казахстана равен 40 годам, средний возраст парламентариев равен 60 годам. То есть наш нынешний парламент старше своих избирателей на целое поколение - на 20 лет. А ведь этот большой перекос между поколениями, можно сказать, коллизия, которая вызывает недопонимание между избирателями и избранниками, между чиновниками гражданами. Поэтому решение президента "омолодить" кадры вполне понятно, и продуктивно. "Омоложение" кадров происходит очень активно, возьмите, к примеру, того же Бауыржана Байбека, которого поставили акимом Алматы, а тот, в свою очередь, на 100 процентов сменил руководящий состав акимата на "своих" молодых людей.
В-третьих, мы сейчас наблюдаем перераспределение, перегруппировку элитных сил. Определённые элиты стали понемногу терять своё влияние. К примеру, элиты, связанные с нефтяной сферой, со строительством. Происходит своего рода "передел" влияния, появляются и усиливаются новые элиты. И сейчас как раз то самое время, когда новичкам даётся шанс набрать себе новых молодых людей, "свежую" кровь.
Что касается предстоящих выборов в новый парламент, то здесь, однозначно, лидирует партия "Нур Отан". Второй по влиянию партией, на мой взгляд, станет "Ауыл". Просто пришло их время: роль села очень сильно возросла, роль сельчан, фермеров, землевладельцев усиливается. Что касается партии "Ак Жол", думаю, им придётся побороться за третье место с "КНПК".
Вообще, по партии "Ак Жол", позиционирующую себя как партия предпринимателей, есть большие сомнения. У нас есть системообразующая организация по развитию предпринимательства – Национальная палата предпринимателей – но особых контактов между этими двумя организациями я не вижу. Более того, насколько мне известно, при партии "Нур Отан" сейчас создан совет по защите предпринимателей. Отсюда вопрос, насколько поддерживаются государством акжоловцы? Насколько эта партия находит отклик у властей?
Кроме этого, проблемой практически всех партий является отсутствие ярких, мощных депутатов. Да, в партии "Ак Жол" есть хорошие депутаты, но нужны "реальные" бизнесмены, которые знают о предпринимательстве абсолютно всё, которые могут объяснить, как должно быть правильно, куда нужно развиваться дальше, предлагать какие-то конкретные цели.
В коммунистической партии, насколько я понял, в силу возраста от активной политической деятельности уходит Владислав Косарев, заслугой которого, кстати, было продвижение партии в мажилис. Сейчас пришла новая команда с Тургуном Сыздыковым, но он тоже достаточно немолодой человек. Я всё-таки надеялся, что партия сомкнётся вокруг Айкына Конурова. Но получилось по-другому. Более того, от коммунистов ждали, что они станут "возбудителем" каких-то конкретных активных действий в мажилисе. И Косарев с Конуровым, действительно как-то задавали тон, но этого мало. Я не уверен, что коммунистическая партия в этот раз пройдёт на "Ура!", как это было раньше.
Вопрос об известных ньюсмейкерах коснется и партии "Ауыл". Несмотря на свою востребованность, у них нет ярких личностей, своего рода партийных "моторчиков". Думаю, о партии "Нур Отан" говорить не надо, так как они уже за два месяца вперёд подготовили свои партийные списки.
Оппозиционные партии, я, вообще, не вижу в парламентском поле. Возможно, кому-то из лояльных оппозиционеров смогут дать место в Сенате по президентскому списку, но это под большим вопросом.
По-моему мнению, сейчас всем партиям нужно не замыкаться, а активно идти в общественность, работать с общественными деятелями в правовом поле, с критиками. Нужно искать новых "SelfMade" людей, которые имеют влияние в социальных сетях, так как именно там находится половина активных избирателей. Нужно включать таких людей в свои списки.
Ну и о переходе к парламентско-президентской форме правления вопрос сейчас не стоит. Я думаю, эта работа ляжет на плечи нового мажилиса.