В рамках данной работы предполагается сокращение лекарственных средств, подлежащих государственному ценовому регулированию, при наличии на казахстанском рынке взаимозаменяемости препаратов с аналогичными действующими веществами.
Основная задача агентства на фармрынке – обеспечить бездефицитность и доступность лекарственных препаратов по приемлемым ценам. Все расчеты и обоснования строятся на экономическом анализе цен, при проведении которого учитываются отечественная конъюнктура рынка аналогов препаратов и разнообразие лекарственных средств, имеющихся в Казахстане.
Действующий в настоящее время механизм государственного регулирования цен на лекарства не позволяет развиваться фармацевтическому рынку и внедрять новые инновационные препараты отечественным товаропроизводителям. Множество вопросов поднимается представителями бизнеса по срокам утверждения предельных цен, которые занимают более 6 месяцев, некорректного формирования предельных цен на лекарственные средства, затяжной период первичной регистрации цен на новые препараты до 5 лет. По мнению бизнеса, данное ограничение существенно влияет на формирование ценовой политики, ведет к увеличению затрат дистрибьютеров на хранение лекарственных средств при отсутствии утвержденной предельной цены.
При этом, по данным мониторинга агентства розничных цен на лекарства за январь-февраль 2021 года, в аптеках фактически не применяются предельные цены. Например, предельная цена на детский панадол/суспензию для детей объемом 100 мл составляет 1633,71 тенге, тогда как в аптеках продается по 1075 тенге; йод/раствор спиртовой 5% 30 мл – предельная цена 234 тенге, цена в аптеке – 176 тенге; Хилак® форте/капли 100 мл – предельная цена 3778 тенге, цена в аптеке – 2681 тенге.
В рамках проведенного анализа было установлено, что каждый розничный реализатор лекарств устанавливает свою объективную цену, но имеет место "подтягивание" цен до уровня предельных.
В настоящее время между агентством, министерством здравоохранения и его подведомственными организациями, РГП на ПХВ "Национальный центр экспертизы лекарственных средств и медицинских изделий", Национальной палатой предпринимателей "Атамекен" и фармацевтическими ассоциациями достигнуто понимание, что переход к дерегулированию цен на лекарственные средства должен осуществляться поэтапно.
На первом этапе, до середины 2022 года, агентство предлагает сокращение перечня лекарственных средств предварительно на 3742 единицы, подлежащих ценовому регулированию, при наличии их взаимозаменяемости по международному непатентованному наименованию. В дальнейшем министерством здравоохранения РК по согласованию с агентством перечень лекарственных средств, реализуемых в рознице и подлежащих регулированию, будет сокращаться.
Положительным примером отмены регулирования цен являются медицинские маски, предельные цены на которые отменены в апреле т. г. До отмены регулирования у предпринимателей имелась возможность повсеместно поднимать их стоимость до предельной цены, сначала – 118 тенге, позже – 60 тенге, а в настоящее время, после отмены регулирования, в условиях конкуренции и обеспечения достаточного производства цены держатся в пределах 15-40 тенге за маску
Обязательное регулирование цен на лекарственные препараты останется в рамках гарантированной медицинской помощи и социального страхования. Кроме того, подход формирования предельных цен на антиковидные препараты, используемые при лечении коронавирусной инфекции по особому порядку, инициирован агентством и поддерживается в период действия ограничительных мероприятий.
В целом принимаемые агентством меры позволят развить здоровую конкуренцию на рынке розничной реализации лекарственных препаратов, так как действующая на сегодня жесткая система регулирования на рынке фармпрепаратов способствует вымыванию лекарственных средств с рынка и делает его непривлекательным с точки зрения вывода на рынок новых лекарств.
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!