/img/tv1.svg
RU KZ
Дерегулирование ДТ: чем быстрее, тем лучше?

Дерегулирование ДТ: чем быстрее, тем лучше?

В министерстве энергетики считают, что приказ об отмене государственного регулирования розничных цен на летнее дизтопливо необходимо запустить как можно скорее.

18:34 28 Июль 2016 3330

Дерегулирование ДТ: чем быстрее, тем лучше?

Автор:

Игорь Воротной

О самом устремлении Минэнерго Казахстана отпустить предельные цены на летнее дизтопливо в относительно свободное плавание, было известно с начала лета, 19 июля это намерение трансформировалось в нечто более осязаемое, нежели мнения чиновников. На сайте министерства в этот день был размещен проект приказа об отмене государственного регулирования цен на летнее дизтопливо. По закону этот проект должен продержаться на сайте не менее 10 дней для заслушивания мнения участников рынка и заинтересованных госорганов о его сути. И возможного учета при принятии финального варианта документа.

Десять дней истекли 28 июля, в четверг – и в четверг в министерстве энергетики состоялось совещание по вопросу отмены государственного регулирования цен на дизельное топливо. Против этой отмены участники рынка не возражали ни поодиночке, ни консолидировано – в лице Казахстанской топливной ассоциации. Причина единодушия была вполне понятна: большая разница розничной стоимости литра летней солярки (в Казахстане – 99 тенге на пистолете, в России – 185 тенге, в Кыргызстане – порядка 160 тенге) привела к тому, что в приграничных районах Казахстана солярка начала усиленно употребляться соседями.

"Мы видим большой рост потребления дизельного топлива в приграничных областях Казахстана, много транзитного транспорта предпочитает заправляться именно в Казахстане, идет вполне легальный вывоз грузовым автотранспортом в своих баках больших объемов дизельного топлива, - говорит вице-министр энергетики Асет Магауов. - Некоторые на грузовиках по несколько рейсов в день делают, чтобы заправиться в Казахстане. Мы полагаем, что если такая ситуация сохранится, несмотря на то, что очень большие запасы дизельного топлива по сравнению с прошлым годом мы сформировали - сейчас порядка 200 тысяч тонн в Казахстане есть, сейчас начинается уборочная кампания, и текущая тенденция может способствовать тому, что в приграничных областях у нас будет большая напряженность в распределении дизельного топлива с большими очередями на приграничных АЗС. Чтобы эти вопросы решить, мы считаем, что есть необходимость произвести данное дерегулирование".

При этом Минэнерго, возможно, поспешило с обнародованием своих намерений по летнему дизтопливу. Потому что как только было объявлено о том, что стоимость солярки, возможно, повысится, начался традиционный процесс "придержания" ее объемов крупными и средними игроками с тем, чтобы потом продать их подороже. "Мы столкнулись с тем, что на местах начинаются вопросы отдельных розничных АЗС, к которым объемы не доходят, - говорит Асет Магауов. - Чтобы не допустить этого, мы на прошлой неделе направили уведомление всем крупным игрокам на рынке, ресурсодержателям, региональным операторам, что в соответствии с законодательством о регулировании доминантов недопустимо ограничение продажи при наличии соответствующих объемов".

При этом, по его утверждению, отгрузка летнего дизтоплива с казахстанских заводов (а по сведениям Минэнерго, три крупных НПЗ до сих пор покрывали внутреннюю потребность в летнем дизтопливе самостоятельно) идет бесперебойно. "По состоянию на сегодняшний день 97%  произведенного дизельного топлива уже отгружено в адрес сельхозпроизводителей и региональных операторов, чтобы не допустить затоваривания на местах, мы данные по всем отгрузкам отправили непосредственно в акиматы и попросили их на местах проконтролировать, чтобы региональные операторы дальше беспрепятственно производили распределение этих объемов розничным АЗС, - добавил вице-министр. - То есть в режиме уже непосредственной сверки с акиматами мы работаем, чтобы у каждой розничной точки были в достаточном количестве объемы дизельного топлива. Но данная ситуация, я думаю, будет продолжаться, пока не будет принято окончательное решение по дерегулированию стоимости дизельного топлива", - убежден он.

При этом резкого ценового скачка на летнее дизтопливо Минэнерго в результате введения режима свободного плавания не ожидает. "Для того, чтобы завозить дополнительные объемы топлива из Российской Федерации, мы подсчитали, что без косвенных налогов можно уже завозить дизельное топливо, оно при нашей системе налогообложения не превысит 115 тенге за литр (на АЗС – прим. авт.), - отметил Асет Магауов. - Несмотря на то, что очень большая разница цены на розничном рынке: 185 тенге за литр в России и у нас 99 тенге, у нас разные системы налогообложения и косвенные налоги. То есть в цене российского дизтоплива большую долю составляет НДС и акцизы", - пояснил он, напомнив, что на рынок Казахстана нефтепродукты из России могут ввозиться без уплаты российских налогов и акцизов. Разумеется, это не остановит вывоз дизтоплива из Казахстана теми же российскими грузовиками, но при этом у казахстанских крупных игроков рынка появится возможность компенсировать вывезенный объем поставками из России не в убыток себе.

"Сейчас у нас такой возможности нет – обязать "КазМунайГаз" завезти себе в убыток, продать - а потом российским транспортом это будет обратно в Россию вывозиться, смысла нет", - заметил Асет Магауов. Возвращаясь к разговору о возможности ценовых скачков, он напомнил, что осенью прошлого года министерством было принято решение о дерегулировании цен на 92-й бензин. "И фактически за год цены на него стабилизировались на уровне 125 тенге, даже меньше. И мы видим, что объемы его значительны, никакого дефицита нет, и рынок работает достаточно четко, без вмешательства государства практически", - сказал он, отметив, что такую же ситуацию Минэнерго прогнозирует и в случае отпуска цен на летнее дизтопливо. Помимо этого, по мнению вице-министра, отпуск конечной розничной цены на солярку не затронет крупных потребителей – горно-металлургический комплекс и железную дорогу, поскольку механизм ценообразования закупа дизельного топлива у них и сейчас "свой, по рыночным ценам".

Более того, уже к началу отопительного сезона стоимость летней солярки может вернуться к нынешним 99 тенге за литр без всякого вмешательства государства, прогнозирует представитель руководства Минэнерго. "С начала отопительного сезона у нас обычно резко падает потребление летнего дизтоплива, соответственно, все рыночные факторы будут приводить к снижению цены на него в зимний период. Думаю, что в интересах ресурсодержателей дизельного топлива сохранить хорошие партнерские отношения с крупными потребителями и грамотную разумную ценовую политику выстроить, чтобы в летний период были разумные цены для крупных потребителей, а в зимний период уже крупные потребители могли какие-то товарные запасы формировать и не допускать затоваривания НПЗ. По нашим оценкам, рынок сейчас в хорошем состоянии с точки зрения запасов и принятое решение не должно привести к каким-то резким колебаниям цен или к каким-то неуправляемым ситуациям", - заключил он.

Игорь Воротной

Казахстан планирует ввести запрет на вывоз дизтоплива из страны

12 Февраль 2019 17:59 4085

Кроме того, будет установлено ограничение на ввоз бензина из России.

Соответствующий документ будет подписан в ближайшее время. Табу на экспорт дизтоплива продлится в течение трех месяцев. Об этом в кулуарах сената сообщил вице-министр энергетики Болат Акчулаков.

На заседании комитета сената Болат Акчулаков проинформировал депутатов о ситуации с ГСМ. Рынок нефтепродуктов из-за модернизации заводов кардинально изменился, из-за профицита излишки в перспективе будут экспортироваться в страны Центральной Азии. Об этом уже ранее говорилось.

На сегодня в резервуарах хранится более 350 тысяч тонн бензина. Дополнительно к этому объему в этом году будет произведено 500 тысяч тонн. Потребность по АИ-98 и АИ-95 в республике будет закрыта, обещают в Минэнерго. Кроме того, по АИ-98 создадут своего рода «подушку безопасности» в виде возможного завоза из России до 5 тыс. тонн топлива.

Аналогичная ситуация по дизтопливу. Потребление, по словам вице-министра, составляет примерно 4,5 млн тонн с учетом посевных и уборочных работ, производство – 4,5-4,7 млн тонн.

«То есть мы полностью закрываемся по дизтопливу. Но, тем не менее, в связи с тем, что есть сезонные колебания, связанные с сельхозработами и так далее, мы оставляем возможность завезти из России до 300 тысяч тонн дизтоплива на случай непредвиденных обстоятельств», – говорит Болат Акчулаков.

На эту весну Минэнерго держит для аграриев объем в 380 тыс. тонн дизтоплива. Запасы по этому виду ГСМ оцениваются в 250 тыс. тонн.

По авиакеросину представители Минэнерго также предусмотрели «защитную опцию» – импорт из РФ до 300 тыс. тонн. В целом нехватки авиакеросина не предвидится. Производство, согласно прогнозам, должно превысить спрос.

«В этом году по плану будем производить 694 тысячи тонн авиакеросина при внутреннем потреблении порядка 630-650 тысяч тонн», – говорит он.

Открыть дорогу экспорту и помочь рынку избежать затоваривания помогут законодательные правки, а именно ратификация протокола к соглашению с Россией о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов от 9 декабря 2010 года. Сейчас проект закона находится в сенате.

Депутат сената Михаил Бортник сообщил, что принятие законопроекта позволит экспортировать излишки ГСМ собственного производства, тем самым обеспечив стабильную работу наших модернизированных заводов, дополнительные поступления в бюджет.

«При этом мы оставили за собой право на поставку в Казахстан в случае экстренных ситуаций дополнительных объемов нефтепродуктов», – отметил сенатор.

Айгуль Тулекбаева

Мутные потоки посевного ГСМ

14 Апрель 2018 10:50 4034

Удешевление цены на дизтопливо для фермеров происходит за счет остальных потребителей.

Распределение льготного дизтоплива казахстанским сельхозтоваропроизводителям для проведения весенних полевых работ остается непрозрачным. Об этом на брифинге в Службе центральных коммуникаций рассказал директор Департамента развития нефтяной промышленности Министерства энергетики РК Куаныш Кудайбергенов.

«Мы тоже неоднократно эту тему поднимали, в этом году включительно, когда шли долгие дискуссии по формированию графика распределения ГСМ. С нашей стороны тоже поднимались вопросы о непрозрачности распределения, возможно, там и МСХ, насколько мы знаем, даже они нас приглашали на рабочую встречу по этому вопросу, они сейчас работают над формированием прозрачного механизма распределения ГСМ, в котором будет учитываться предыдущий опыт, предыдущая деятельность, активность аграриев, насколько активно они засеивали свои участки. Там это основано на электронных картах площадей. Насколько далеко эта работа пошла, мы пока не знаем, но они обещали, что, после того как они все это отработают у себя, они с нами поделятся результатами», – сказал он на пресс-конференции, отвечая на вопрос abctv.kz о том, где можно увидеть списки фермеров, получающих льготное дизтопливо для проведения посевной. По словам первого заместителя – заместителя Генерального директора по коммерческим вопросам ТОО «ҚазМұнайГаз Өнімдері» Тулемиса Шотанова, распределение солярки, выделяемой для весенних полевых работ, проходит через специальные комиссии при акиматах зерносеющих регионов.

Именно они выбирают заявки от операторов нефтепродуктов, которые поставляют сельхозпроизводителям удешевленное дизтопливо от таких компаний-ресурсодержателей, как «РД КМГ», «Петросан», «Петролиум Оперейтинг».

«Здесь ключевой вопрос – чего мы добиваемся, в частности, и наша компания «КазМунайГаз Онимдери» – того, чтобы это было максимально транспарентно, открыто и, действительно, чтобы общественность знала результаты проведения этих торгов и сельхозтоваропроизводители, в зависимости от тех площадей, которые они возделывают, получали адекватный объем. Ключевое здесь необходимо отметить, что это локация, оператор имеет ли возможность, какая у него локация по своим хранилищам, какая у него есть инфраструктура, потом комиссионно там Управление сельского хозяйства, есть общественные организации, различные ассоциации – они определяют победителя на основании цены, которую дают», – пояснил он.

В то же время для предотвращения спекуляций Минсельхоз проводит определенную работу, чтобы удешевленное топливо не попало на рынок через посредников, рассказал Шотанов.

«Не все, как мы знаем, сельхозтоваропроизводители выбирают тот объем, который им распределяют, и очень важно, чтобы этот объем потом через посредников за счет удорожания не попал на рынок», – полагает спикер.

В этом году в Казахстане намечено предоставить аграриям 375 тыс. тонн удешевленного дизтоплива на проведение весенних полевых работ. На сегодняшний день уже отгружено порядка 120 тыс. тонн, притом что на 12 апреля запасы солярки в стране составляют 325,5 тыс. тонн. Сельхозтоваропроизводителям направляется дизель с казахстанских НПЗ, сообщил Кудайбергенов.

«Объем для сельхозтоваропроизводителей, он достаточно большой – 375 тысяч тонн дизельного топлива в весенний период мы вырываем из рынка и направляем исключительно аграриям. Этот объем, который вырывается из рынка, он должен быть компенсирован каким-то образом, правильно? Он компенсируется импортом, частично, не в полном объеме, конечно, но частично компенсируется. Соответственно, это все влияет на общую рыночную стоимость, и, когда нефтяники соглашаются на определенную стоимость дизельного топлива, по которой они будут продавать сельхозтоваропроизводителям, они, безусловно, отталкиваются от средней рыночной стоимости дизельного топлива, которая сформировалась на данный момент на рынке», – пояснил представитель Минэнерго.

Согласно сведениям энергетического министерства, в марте при средней цене дизтоплива в 167 тыс. тенге за тонну, или 140 тенге за литр, на выходе с НПЗ рекомендуемая цена аграриям составила 156 тыс. тенге за тонну, или 130 тенге за литр. В апреле из-за роста цен на дизельное топливо в России и Казахстане в связи с увеличением работ в строительстве, транзитных перевозках, ГМК средняя рыночная цена солярки выросла до 179 тыс. тенге за тонну.

При этом рекомендованная отпускная цена на льготное дизтопливо для сельхозпотребителей составила 161 тыс. тенге за тонну, или 134 тенге за литр, на выходе с НПЗ, где нефтяники дали скидку для аграриев на весенние полевые работы в примерно 12 тыс. тенге за тонну, или 16 тенге за литр, посчитал Кудайбергенов. Цена была согласована с Минсельхозом и закреплена в двухстороннем меморандуме с Минэнерго.

«Когда первоначально график составлялся и утверждался на март, у нас шли долгие дискуссии, на площадке «Атамекена» участвовал Союз фермеров Казахстана, по-моему, со всех областей сельхозтоваропроизводители участвовали. Когда шли переговоры по ценообразованию, всех заранее предупредили, что цену мы утверждаем на март, согласовываем цену на март. У нас рынок ГСМ в настоящий момент достаточно высоковолатильный, и никто не мог гарантировать либо давать какие-то обязательства на долгосрочную перспективу. Поэтому цену мы в начале (утвердили. – Ред.), нефтяники соглашались на март, и в соответствующем протоколе, который был также подписан двумя министерствами, была оговорка, что цена фиксируется на март, в апреле мы к этому вопросу дополнительно будем возвращаться», – заявил Куаныш Кудайбергенов, отвечая на вопросы СМИ.

В среднем поставочная цена на удешевленное дизтопливо для конкретного сельхозтоваропроизводителя на месте составляет от 148 до 152 тенге, указал на брифинге Тулемис Шотанов, в то время как на заправках оно стоит 165-168 тенге за литр. Таким образом, цена на этот вид ГСМ для фермеров снижена на 10-15 тенге. При обычном потреблении дизтоплива в стране в объеме 360-380 тыс. тонн ежемесячно в период сельхозработ оно возрастает до 480-500 тыс. тонн, где около 120 тыс. тонн в месяц уходит на покрытие потребностей аграриев.

«Компании, которые поставляют нефтепродукты, ресурсодержатели, вынуждены, они поставляют по удешевленной цене… притом что цена на рынке по 179 тысяч тенге (за тонну. – Ред.)… Министерство энергетики совместно с ресурсодержателями заключают соответствующий меморандум, поставляют компании-ресурсодержатели по 161 тысяче тенге – 18 тысяч тенге с одной тонны. Чтобы это компенсировать, это, естественно, ведет к удорожанию цены где-то на внутреннем рынке, поэтому это как закон сообщающихся сосудов, и мы не должны, наверное, здесь пристальное внимание уделять только этому вопросу, забывая о том, что это будет иметь какие-то определенные последствия для всех остальных участников рынка», – заключил Тулемис Шотанов.

Данияр Сериков