Дерегулирование ДТ: чем быстрее, тем лучше?

11051

В министерстве энергетики считают, что приказ об отмене государственного регулирования розничных цен на летнее дизтопливо необходимо запустить как можно скорее.

Дерегулирование ДТ: чем быстрее, тем лучше?

О самом устремлении Минэнерго Казахстана отпустить предельные цены на летнее дизтопливо в относительно свободное плавание, было известно с начала лета, 19 июля это намерение трансформировалось в нечто более осязаемое, нежели мнения чиновников. На сайте министерства в этот день был размещен проект приказа об отмене государственного регулирования цен на летнее дизтопливо. По закону этот проект должен продержаться на сайте не менее 10 дней для заслушивания мнения участников рынка и заинтересованных госорганов о его сути. И возможного учета при принятии финального варианта документа.

Десять дней истекли 28 июля, в четверг – и в четверг в министерстве энергетики состоялось совещание по вопросу отмены государственного регулирования цен на дизельное топливо. Против этой отмены участники рынка не возражали ни поодиночке, ни консолидировано – в лице Казахстанской топливной ассоциации. Причина единодушия была вполне понятна: большая разница розничной стоимости литра летней солярки (в Казахстане – 99 тенге на пистолете, в России – 185 тенге, в Кыргызстане – порядка 160 тенге) привела к тому, что в приграничных районах Казахстана солярка начала усиленно употребляться соседями.

"Мы видим большой рост потребления дизельного топлива в приграничных областях Казахстана, много транзитного транспорта предпочитает заправляться именно в Казахстане, идет вполне легальный вывоз грузовым автотранспортом в своих баках больших объемов дизельного топлива, - говорит вице-министр энергетики Асет Магауов. - Некоторые на грузовиках по несколько рейсов в день делают, чтобы заправиться в Казахстане. Мы полагаем, что если такая ситуация сохранится, несмотря на то, что очень большие запасы дизельного топлива по сравнению с прошлым годом мы сформировали - сейчас порядка 200 тысяч тонн в Казахстане есть, сейчас начинается уборочная кампания, и текущая тенденция может способствовать тому, что в приграничных областях у нас будет большая напряженность в распределении дизельного топлива с большими очередями на приграничных АЗС. Чтобы эти вопросы решить, мы считаем, что есть необходимость произвести данное дерегулирование".

При этом Минэнерго, возможно, поспешило с обнародованием своих намерений по летнему дизтопливу. Потому что как только было объявлено о том, что стоимость солярки, возможно, повысится, начался традиционный процесс "придержания" ее объемов крупными и средними игроками с тем, чтобы потом продать их подороже. "Мы столкнулись с тем, что на местах начинаются вопросы отдельных розничных АЗС, к которым объемы не доходят, - говорит Асет Магауов. - Чтобы не допустить этого, мы на прошлой неделе направили уведомление всем крупным игрокам на рынке, ресурсодержателям, региональным операторам, что в соответствии с законодательством о регулировании доминантов недопустимо ограничение продажи при наличии соответствующих объемов".

При этом, по его утверждению, отгрузка летнего дизтоплива с казахстанских заводов (а по сведениям Минэнерго, три крупных НПЗ до сих пор покрывали внутреннюю потребность в летнем дизтопливе самостоятельно) идет бесперебойно. "По состоянию на сегодняшний день 97%  произведенного дизельного топлива уже отгружено в адрес сельхозпроизводителей и региональных операторов, чтобы не допустить затоваривания на местах, мы данные по всем отгрузкам отправили непосредственно в акиматы и попросили их на местах проконтролировать, чтобы региональные операторы дальше беспрепятственно производили распределение этих объемов розничным АЗС, - добавил вице-министр. - То есть в режиме уже непосредственной сверки с акиматами мы работаем, чтобы у каждой розничной точки были в достаточном количестве объемы дизельного топлива. Но данная ситуация, я думаю, будет продолжаться, пока не будет принято окончательное решение по дерегулированию стоимости дизельного топлива", - убежден он.

При этом резкого ценового скачка на летнее дизтопливо Минэнерго в результате введения режима свободного плавания не ожидает. "Для того, чтобы завозить дополнительные объемы топлива из Российской Федерации, мы подсчитали, что без косвенных налогов можно уже завозить дизельное топливо, оно при нашей системе налогообложения не превысит 115 тенге за литр (на АЗС – прим. авт.), - отметил Асет Магауов. - Несмотря на то, что очень большая разница цены на розничном рынке: 185 тенге за литр в России и у нас 99 тенге, у нас разные системы налогообложения и косвенные налоги. То есть в цене российского дизтоплива большую долю составляет НДС и акцизы", - пояснил он, напомнив, что на рынок Казахстана нефтепродукты из России могут ввозиться без уплаты российских налогов и акцизов. Разумеется, это не остановит вывоз дизтоплива из Казахстана теми же российскими грузовиками, но при этом у казахстанских крупных игроков рынка появится возможность компенсировать вывезенный объем поставками из России не в убыток себе.

"Сейчас у нас такой возможности нет – обязать "КазМунайГаз" завезти себе в убыток, продать - а потом российским транспортом это будет обратно в Россию вывозиться, смысла нет", - заметил Асет Магауов. Возвращаясь к разговору о возможности ценовых скачков, он напомнил, что осенью прошлого года министерством было принято решение о дерегулировании цен на 92-й бензин. "И фактически за год цены на него стабилизировались на уровне 125 тенге, даже меньше. И мы видим, что объемы его значительны, никакого дефицита нет, и рынок работает достаточно четко, без вмешательства государства практически", - сказал он, отметив, что такую же ситуацию Минэнерго прогнозирует и в случае отпуска цен на летнее дизтопливо. Помимо этого, по мнению вице-министра, отпуск конечной розничной цены на солярку не затронет крупных потребителей – горно-металлургический комплекс и железную дорогу, поскольку механизм ценообразования закупа дизельного топлива у них и сейчас "свой, по рыночным ценам".

Более того, уже к началу отопительного сезона стоимость летней солярки может вернуться к нынешним 99 тенге за литр без всякого вмешательства государства, прогнозирует представитель руководства Минэнерго. "С начала отопительного сезона у нас обычно резко падает потребление летнего дизтоплива, соответственно, все рыночные факторы будут приводить к снижению цены на него в зимний период. Думаю, что в интересах ресурсодержателей дизельного топлива сохранить хорошие партнерские отношения с крупными потребителями и грамотную разумную ценовую политику выстроить, чтобы в летний период были разумные цены для крупных потребителей, а в зимний период уже крупные потребители могли какие-то товарные запасы формировать и не допускать затоваривания НПЗ. По нашим оценкам, рынок сейчас в хорошем состоянии с точки зрения запасов и принятое решение не должно привести к каким-то резким колебаниям цен или к каким-то неуправляемым ситуациям", - заключил он.

Игорь Воротной

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться