Дешевле не будет | Inbusiness
/img/tv.svg
RU KZ
RU KZ
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84 FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07 KASE 2 280,65 Пшеница 465,40
$ 383.01 € 430.12 ₽ 6.1
Погода:
+19Нур-Султан
+20Алматы
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84
FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07
KASE 2 280,65 Пшеница 465,40
Дешевле не будет

Дешевле не будет

8208 17 Январь 2017 12:32

В связи с отменой льгот по НДС с 1 января 2017 года игроки отечественного рынка ожидают примерно 12% рост цен на автомобили, производимые в Казахстане.

Дешевле не будет

Автор: Юлия Кузнецова

Такой прогноз озвучил исполнительный директор казахской моторной компании "Астана Моторс" Антон Афонин. По мнению спикера, в новом году произойдет перераспределение игроков на рынке: некоторые компании закроют свои представительства в областных центрах РК или передадут их местным компаниям, оптимизировав свои затраты на поддержание дилерских сетей.

Год в крутом пике
2016 стал годом двукратного сокращения автомобильного рынка. Согласно данным Ассоциации казахстанского автобизнеса, в 2016 году на казахстанском рынке было реализовано 46712 новых автомобиля, что на 52% ниже результата 2015 года, который завершился на отметке 97469 единиц. По словам президента КМК "Астана Моторс" Нурлана Смагулова, одной из основных причин снижения продаж новых автомобилей стало снижение покупательской способности населения, к тому же из-за девальвации выросли цены в тенге как на автомобили, так и на комплектующие.

"В 2016 тенге вел себя стабильно по отношению к доллару, но покупательская способность населения упала, а люди в такие времена начинают отказываться от дорогостоящих покупок, и в результате растет отложенный спрос", - считает он.

На уровне продаж негативно сказалось и уменьшение объемов кредитования для населения из-за роста ставок по кредитам и ужесточения требований к заемщикам. Доля продаж в кредит уменьшилась с 67 до 45%, правда, считают участники рынка, дальнейшего сокращения уже не произойдет.

Кроме того, закончились основные транши по программе льготного кредитования.

"Государство сильно помогло автопроизводителям, выделив кредиты под 4%. Но эти транши закончились, и сейчас мы ведем переговоры с правительством на предмет того, чтобы программа работала и дальше. Мы просим увеличить объем кредитования, поскольку программа себя хорошо зарекомендовала. Так, доля льготного кредитования по программе БРК в кредитных продажах бренда Hyundai, скажем, достигла 54%. У нас даже возникают сложности с реализацией новых машин, потому что клиенты хотят приобретать автомобили именно в рамках этой программы, а ее доступность все же ограничена", - прокомментировал Нурлан Смагулов.

Для одного из крупных игроков казахстанского авторынка 2016 год также был отмечен практически двукратным уменьшением продаж, с 15416 единиц в 2015 году до 7995 единиц, из которых 7527 пришлось на легковые автомобили, а 468 - на коммерческую технику. Между тем, сообщили представители КМК "Астана Моторс", рыночная доля компании в официальных продажах новых автомобилей выросла за год с 16 до 17%. Налоговые и таможенные перечисления компании в государственный бюджет превысили 5 млрд тенге, валовый оборот "Астана Моторс" превысил 73 млрд тенге.

Автосборочное предприятие компании Hyundai Trans Auto произвело 557 единиц коммерческой техники (рост по сравнению с 2015 годом составил 120%). В 2016 году на экспорт в Россию поставлено 192 единицы грузовой техники. Как сообщил Нурлан Смагулов, компания ведет переговоры с Hyundai и рассчитывает нарастить экспорт за счет поставок техники на рынки восточных регионов России.

"Мы внимательно изучаем рынки соседних государств Центральной Азии, но пока на них более высоким спросом пользуются коммерческие автомобили с пробегом, а не новая техника. Если рынок Узбекистана станет более открытым, чем прежде, мы хотели бы рассчитывать на это направление", - пояснил президент "Астана Моторс".

В нынешнем году Hyundai Trans Auto планирует выпустить 587 единиц коммерческой техники, в том числе освоить промышленную сборку второго поколения автобусов Hyundai County и грузовой и коммерческой техники МАЗ по технологии CKD. Локализация по производству автобусов достигла 50%, что соответствует обязательствам, подписанным в рамках ЕАЭС.

В 2016 году количество автомобильных брендов в портфеле "Астана Моторс" уменьшилось. В частности, руководство компании приняло решение о продаже Nissan как бренда, не являющегося доминирующим в компании и не обеспечивающего серьезную долю продаж. Вырученные средства были направлены на развитие дилерских центров BMW и развитие новых продуктов. Казахстанские продажи еще одного бренда, Datsun, были приостановлены по инициативе производителя на неопределенный период, но обслуживание автомобилей этой марки осуществляется на мощностях автоцентра Subaru.  

Что готовит новый год
По мнению представителей компании, в минувшем году казахстанский авторынок, что называется, нащупал дно, и начавшийся год станет годом восстановления утерянных позиций. Однако условия, в которые поставлены игроки отрасли, открывают пространство и для реализации негативных сценариев. Одним из главных вызовов нынешнего года стала отмена НДС, на фоне которой цены на автомобили казахстанской сборки могут вырасти примерно на 12%. Тем не менее, отмечает Нурлан Смагулов, надо понимать, что правительство не принимает подобных решений в одностороннем порядке, не проведя переговоров с производителями и участниками рынка. Сегодня, отметил президент КМК "Астана Моторс", ведется работа над тем, чтобы создать рычаги посредством которых автопроизводители все же смогли бы смягчить условия покупки новых автомобилей для покупателей, несмотря на введение уплаты НДС.

Такие шаги, как введение утилизационного сбора и обязательное, в соответствии с техническим регламентом, оснащение выпускаемых в странах ЕАЭС автомобилей устройством вызова экстренных оперативных служб (так называемой "тревожной кнопкой") тоже означают дополнительные издержки, которые неизбежно должны отразиться на себестоимости автомобилей.

"Для нас это вызов, хотя требования такого плана придуманы не нами и не сегодня, они существуют во всем мире. Но проблема в том, что в Казахстане их внедряют не в самый лучший для рынка период. Мы пытаемся нивелировать издержки для наших потребителей, ведем переговоры напрямую с производителями, пытаясь получить самые выгодные цены на автомобили", - прокомментировал Нурлан Смагулов.

По его признанию, отчасти политика переговоров принесла свои плоды. В прошлом году, в частности, благодаря работе дистрибьютора и производителя удалось договориться о возможности продавать автомобили BMW на казахстанском рынке по тем же ценам, что и в России. В результате впервые в истории бренда в РК удалось реализовать 310 автомобилей баварского бренда. 

Согласно прогнозам экспертов, в этом году потенциальным автовладельцам не стоит возлагать надежды и на большое количество акций: в течение прошлого года игроки рынка иссушали складские запасы и крайне осторожно формировали заказы, так что автомобилей 2016 года на складах не так уж и много.

"Лучом света" на фоне пессимистичной реальности и тревожных ожиданий становится увеличение спроса на услугу trade-in.

"Эта услуга станет ключевым трендом роста для основных автомобильных игроков. Наша цель на этом рынке - продать порядка 20% от общего объема реализации, похожие цели ставят перед собой и другие игроки. В России ведущие компании уже довели соотношение новых автомобилей и авто, реализуемых по системе trade-in, 1 к 1, и дилерские центры хорошо генерируют прибыль от вторичного рынка", - считает Антон Афонин.

Подтверждением того факта, что "вторичка" в условиях кризиса может оказаться одной из опор для автомобильныго рынка, эксперт считает возможность появления в Казахстане сетевых игроков (не исключено, что зарубежных), предлагающих только автомобили с пробегом, а также возможность появления крупных сетевых компаний на рынке trade-in. В "Астана Моторс" рассчитывают на оживление в наиболее пострадавших от кризиса сегментах В и С. Ну а премиум-сегмент, как и следовало ожидать, оказался в меньшей степени подвержен негативным веяниям в экономике. Он рос в 2016 году (до 4% с 2% в 2015-м) и продолжит курс на увеличение в 2017-м главным образом за счет спроса на Lexus и BMW.

В кризисный период на автомобильном рынке делают погоду не только (а порой и не столько) продажи собственно автомобилей, но и реализация запчастей, аксессуаров, повышение качества сервисных услуг и запуск новых финансовых продуктов и программ лояльности. Одну из таких программ в этом году обещали запустить "Астана Моторс". Клиентов компании объединят в одну электронную базу, обеспечат информацией о маркетинговых активностях, а также напомнят о необходимости вовремя пройти ТО или поменять масло. Партнером в реализации программы лояльности выступит "Сбербанк".

По прогнозам представителей КМК "Астана Моторс", в 2017 году казахстанский рынок продаст 50-55 тыс. новых автомобилей, таким образом показав рост на уровне 10%. В свою очередь, компания намерена довести продажи до 10 тыс. единиц, на что на 15-20% превысит показатели нынешнего года, и достичь рыночной доли на уровне 19% от общих продаж среди всех официальных дилеров.

Юлия Кузнецова 

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: