Высокая инфляция продолжает бить по карману, оголяя потребительскую возможность казахстанцев. Однако в погоне за модой и стилем население возвращается к проверенным схемам из 90-х, когда в моде была экономика секонд-хенда. Владелица одного из таких магазинов одежды, специализирующегося на европейской одежде категории Cream, делится, что на такую одежду в Астане высокий спрос, так как потребители ценят ее высокое качество и состояние.
На условиях анонимности она объясняет, что брендированная одежда на полках казахстанских магазинов отшивается с минимальными вложениями, в то время как европейские товары проходят контроль качества, шьются из более качественных тканей и поэтому интересны покупателям. В том, как устроен этот бизнес и каковы его перспективы в Казахстане, попытался разобраться inbusiness.kz.
"Любой бренд вкладывает крупные суммы в свое развитие и коллекцию, над которой трудятся профессиональные дизайнеры. Однако, чтобы охватить широкую аудиторию среднего класса, компании производят товары с более доступными ценами. В случае, когда брендовая одежда попадает в секонд-хенд, ее цена, несмотря на известность бренда, снижается существенно и становится доступнее покупателям. Например, бренд 100miles очень популярен среди молодежи и пользуется большим спросом, поэтому его вещи быстро раскупаются и практически не попадают на приемку товара", – рассказывает спикер.
Как она продолжает, одежда местного производства для секонд-хенда не принимается, так как ее качество и пошив явно уступают европейской одежде. Если говорить про ремонт вещей, то в секонд-хенде одежду стоит выбирать из европейских коллекций, так как ткань ее не расходится и вещь прослужит долго.
Покупатели секонд-хенда выбирают европейские вещи в первую очередь из-за качества. Например, клиенты могут покупать дорогие очки и парфюмерию, но также с интересом обращают внимание на качественную одежду из вторых рук. Молодежь также выбирает европейские бренды, для многих из них лучше оригинал из секонд-хенда, чем новый товар из местного бутика. Таким образом, по причине высокого качества европейской одежды бренды остаются востребованными в секонд-хенде, привлекая не только молодежь, но и тех, кто понимает ценность этого товарного сегмента.
Категория Cream предполагает, что одежда либо ношеная, но в идеальном состоянии, либо новая, но без этикеток. Данные товары, которые устраивают покупателей, стоят недешево, но выглядят достойно благодаря высокому качеству ткани и продуманным деталям. Например, джинсы разных брендов можно приобрести за 8 тысяч тенге, если они б/у. А если они абсолютно новые и находятся в отличном состоянии, то цена не превышает 15 тысяч тенге.
"Я работаю в сфере секонд-хенда уже 17 лет, а сама одеваюсь в такую одежду с 1994 года, и я действительно понимаю, насколько важен бренд для молодежи. Они перелопатят все секонд-хенды, откроют разные аккаунты в Instagram и будут перепродавать вещи", – рассказывает девушка.
Как говорит спикер, конкуренция есть, но не критическая, так как эту работу можно делать, только имея большой опыт и понимание особенностей. Новые магазины секонд-хенда часто закрываются, так как это специфический бизнес с множеством сложностей.
"За годы работы в этой сфере я многому научилась, и сейчас мне гораздо проще не закрыться. Когда ты получаешь товар, купленный без примерки, ты никогда не знаешь, что ожидать. Поэтому категории товаров, которые мы покупаем, достаточно дорогие".
По словам предпринимательницы, у них есть услуга рассрочки для покупателей. Одежда, которую они предлагают, изготавливается из качественных материалов, таких как органический хлопок, и не вызывает аллергических реакций. Каждая деталь одежды продумана, чтобы сделать ее более привлекательной и удобной для покупателей.
Благотворительные магазины одежды: за 15 тысяч одеть всю семью
Владельцы пяти магазинов Like Komek Асемгуль и Даулет Керейбаевы предлагают б/у одежду, которую бесплатно сдают жители Астаны. Они собирают ее, сортируют и продают только ту одежду, которая пригодна для носки. Цены на товары варьируются от 100 до 5000 тенге, в зависимости от состояния вещей. Некоторые предметы одежды могут иметь пятна или дефекты, и такие товары не продаются магазином.
В частности, женские кофты можно купить уже от 100 тенге, а максимальная цена в 5 тысяч тенге установлена на шубы, верхнюю одежду, обувь, вечерние и свадебные платья. По словам Асемгуль, покупателями становятся не только люди с низким доходом, но и те, кто ищет брендовые вещи. Они также отметили, что повседневная мужская одежда, подростковые вещи и большие размеры 50+ пользуются хорошим спросом. Активность жителей в сдаче одежды была высокой во время недавно прошедшего месяца Рамазан, говорит Асемгуль.
"В марте мы отсортировали 11 тонн одежды, из которых 1,5 тонны были изъяты как мусор. Бесплатно мы передали 3,6 тонны нуждающимся, а также отправили 230 кг в приюты для животных для обогрева кошек и собак. Вязаные изделия, если они содержат брак, собираются отдельно и передаются рукодельницам, которые перерабатывают их в новые вещи", – сообщила владелица магазина.
В среднем в месяц сортируют 7-8 тонн одежды, однако спикер подчеркивает, что это социальный проект, цель которого заключается не в заработке, а в оказании помощи нуждающимся и поддержке экологии, а также трудоустройстве людей; на проекте работает 20 сотрудников. Скоро предприниматели откроют бесплатный магазин, где нуждающиеся люди смогут получить необходимую им одежду. Для этой цели арендуют помещение площадью 180 квадратных метров.
Иногда клиенты бывают очень разные. Для одних б/у вещи – это норма, они готовы постирать, погладить и носить чужую одежду, а другие брезгуют или им стыдно. Есть случаи, когда женщина хочет купить вещь, но муж запрещает, а дети или родители тоже против.
"Когда я начала сдавать свои вещи, я не знала, что есть так много семей, которые действительно нуждаются в одежде. Тогда я предложила своему мужу открыть магазин, но, чтобы мы могли покрыть свои расходы, установили минимальные цены на товар. У нас нет спонсоров, мы сами находимся на самообеспечении. В первый год мы открыли два магазина: один на Косшыгулы, где четыре месяца собирали и сортировали одежду с помощью OLX, а затем выбрали помещение в районе, где, по нашему мнению, может быть много людей, которым может быть интересна наша одежда. Второй магазин мы открыли в Лесной поляне в Косшы", – говорит Асемгуль.
Также она сообщает, что они предоставляют возможность покупки товаров в рассрочку, так как многие клиенты интересовались этим вопросом. На 15 тысяч тенге в их магазинах можно одеть целую многодетную семью, включая родителей и четверых детей. Предприниматели подключились к сервису "Каспи Ред". Однако большинство клиентов все же в состоянии платить наличными. Средний чек составляет от 900 до 1000 тенге.
Асемгуль также рассказала о своих планах на будущее – открыть завод по переработке одежды в Казахстане. К сожалению, в стране до сих пор нет таких заводов, и старые вещи часто оказываются на свалках, загрязняя окружающую среду. Они уже ведут переговоры о возможности отправки одежды на переработку в Санкт-Петербург. Для этого необходимы не менее 5 тонн одежды и пресс-машина, чтобы сформировать из нее кубы. Вещи, предназначенные для детей до четырех лет, не перерабатываются, потому что они довольно маленькие. Из переработанной хлопчатобумажной ткани делают наполнитель для подушек и матрасов, а из синтетических материалов – пластиковые плечики, футляры для ручек и прочие предметы. Казахстану сейчас необходим завод по переработке одежды, и этот проект является долгосрочной целью Асемгуль и ее команды.
Читайте по теме:
Доля отечественных текстиля, одежды и обуви уменьшилась до 8% на рынке Казахстана
В Казахстане резко подорожала одежда: почти на 15% за год
В Казахстане резко снизились объемы производства одежды