/img/tv1.svg
RU KZ
Дешевое казахское дизтопливо утекает на соседние рынки

Дешевое казахское дизтопливо утекает на соседние рынки

Министерство энергетики настаивает на отмене государственного регулирования предельных розничных цен на дизтопливо.

12:08 20 Июль 2016 5944

Дешевое казахское дизтопливо утекает на соседние рынки

Автор:

Жанболат Мамышев

Напомним, что 15 июля ТОО «ҚазМұнайГаз Өнімдері» сообщило, что на розничном рынке ГСМ, в том числе и в сети АЗС КМГ «в настоящее время наблюдается резкое увеличение объемов реализации дизельного топлива».

Вместе с тем, на 19 июля получить в цифрах от компании информацию о каких объемах «резкого» увеличения потребления дизтоплива идет речь abctv.kz не удалось. 

При этом в call-центре ТОО опровергли информацию о том, что в некоторых АЗС сети продают дизтопливо только по талонам. «Нет такого (что продают дизтопливо только по талонам – прим. автора). Если привезли, то продают», - сообщили в компании.

18 июля ситуация с реализацией дизтоплива была следующая. В Алматы на АЗС Sinooil в понедельник дизтопливо продавалось по 99 тенге за литр. «На заправках «Гелиос» топливо пока есть, но рекомендовали «заправиться до обеда». Реализуется по цене также по 99 тенге. На АЗС Royal Petrol отпуск дизтоплива - только по талонам. На АЗС «КМГ» отметили, что пока топливо продается без ограничений, но его «очень мало» - цена - 99 тенге за литр», - сообщил корреспондент abctv.kz.

В Астане на АЗС Sinooil, КМГ, «Номадойл», «Аурика» и «Гелиос» дизтопливо продавалось по 99 тенге за литр наличными и по талонам. На заправках «Аскар» и «Тайм» дизтоплива в продаже не было.

В Костанае и в Павлодаре на АЗС кратко отвечали, что с дизтопливом проблем нет. В Петропавловске на заправках КМГ и «Гелиос» топливо в свободной продаже по 99 тенге. Аналогичная ситуация и цены на дизтопливо в Атырау.

На всех АЗС Усть-Каменогорска также было все спокойно. У крупных компаний «Гелиос», «КазМунайГаз», Sinooil цена на дизельное топливо установлена 99 тенге за литр. Его можно приобрести как по талонам, так и в розницу, причем свободно. В восточно-казахстанских филиалах этих компаний на вопрос abctv.kz, вывозят ли они дизтопливо на продажу в Российскую Федерацию, категорически ответили «нет».

«Наш филиал этим не занимается. У нас свободная продажа, мы спекуляциями на рынке не занимаемся. В Россию не вывозим – зачем нам это надо? Мы даже в бензовозы на АЗС не заправляем, у нас много автозаправок, свободно топливо продаем. Насколько я знаю, ни у кого нет ограничений в продажах дизтоплива, а чтобы «мутить» что-то, мы таким не занимаемся», - объяснил менеджер по реализации абонентского отдела филиала ТОО «ҚазМұнайГаз Өнімдері» по ВКО Асхат Сейтбек.

При этом уже в понедельник на некоторых заправках в Актобе дизтопливо отпускали только по талонам. В крупных сетях АЗС, таких как «КазМунайГаз», Sinooil и «Гелиос» дизельное топливо было в продаже как по талонам, так и за наличный расчет. На одной из заправок КМГ сообщили, что дизтопливо закончилось несколько часов назад на АЗС в Жилянке (Каргалинский городской сельский округ – 10 км от Актобе). В городе «КМГ» предлагает дизельное топливо по 99 тенге за литр, 92-й бензин – по 125 тенге/литр, 95-й – по 138 тенге за литр. Один литр бензина марки А-98 продают по 146 тенге.

А вот в сети АЗС «Юралс», судя по всему, проблемы с дизельным топливом есть. И не только с ним. Красноречиво выглядит объявление на окне одной из заправок на проспекте Нокина. Бензин А-80 и солярку здесь можно приобрести только по талонам и смарт-картам. Цена бензина А-80 – 89 тенге за литр, дизтопливо – 99 тенге/литр, Аи-92 – 124 тенге за литр, 95-й бензин продают по 138 тенге за литр.

«Проспект Нокина – это же обводная трасса. Здесь постоянно ездят дальнобойщики. Мы продаем дизельное топливо по талонам, чтобы обезопасить себя – а то вдруг все скупят», - так объяснила работница АЗС.             

Кризис на рынке ГСМ в Казахстане вновь образовался на фоне большой разницы в ценах на дизтопливо по сравнению с соседними рынками. Как сообщается на сайте petrolplus.ru, средняя стоимость одного литра дизтоплива в розничной продаже в РФ составляет 34,8 российских рубля, Аи-92–34,4 рубля. Если считать по курсу Национального банка РК на 19 июля, то литр дизтоплива в России стоит 186,88 тенге, Аи-92 – 184,73 тенге. Для сравнения в Казахстане розничная стоимость Аи-92, порядка трети потребности в котором традиционно импортируется из РФ, составляет 123-125 тенге за литр, а предельная розничная цена на дизтопливо и вовсе регулируется государством и составляет 99 тенге за литр.

«В России оно практически в два раза дороже, в Киргизии, по-моему, процентов на 70 где-то дороже цена. Проблема в том, что в Киргизию очень большое количество дизтоплива уходит. Транзитный транспорт, киргизский автотранспорт заправляется на нашей территории и, к сожалению, административные рычаги не позволяют этот объем контролировать и приостановить. Официальный запрет на вывоз действует», - сказал abctv.kz вице-министр энергетики РК Асет Магауов.

Разница в ценах на внутреннем и внешнем рынках стимулирует максимальный вывоз казахстанского дизтоплива на соседние рынки для личного потребления. По словам вице-министра, граждане Кыргызстана не могут вывозить казахстанское дизтопливо бензовозами, но никто не запрещает вывозить его в бензобаках и канистрах.

«Они обходят запрет – для личного потребления все фуры, грузовой автотранспорт заправляется в Казахстане. Например, с киргизской стороны принято постановление, что для личного потребления можно провозить в бензобаке автомобиля и в одной 20-литровой канистре на человека. Но проблема в том, что они у себя наращивают размер бензобака – каждый сделал по тонне и возит - вроде бы как в бензобаке», - сказал он.

В связи с этим Минэнерго предлагает отменить госрегулирование цен на Аи-80 и дизтопливо, чтобы цены на них формировались рыночным путем. Но данное предложение должно быть аргументировано и получить поддержку других заинтересованных госорганов. «Мы предлагаем дерегулировать. Пока в процессе обсуждения. Нам надо будет расчеты сделать», - сказал Асет Магауов. Пока же ведомство проводит мониторинг всей цепочки поставки дизтоплива от НПЗ до АЗС.

«Мы сейчас по поручению министра у себя штат создаем, который будет отслеживать отгрузку со всех заводов, чтобы топливо доходило до региональных операторов, которые акимат определяет, и дальше, чтобы региональные операторы АЗС-кам распределяли. Будем ежесуточно отслеживать, чтобы не было перебоев», - сообщил он.

«Мы сейчас направили запросы всем трем нефтеперерабатывающим заводам по объемам производства и отгрузки в разрезе крупных давальцев, направили запросы ресурсодержателям – какие у них объемы, сколько они региональным операторам передали. Эту информацию мы хотим на ежесуточной основе мониторить. Все три НПЗ работают. В конце августа у нас должен Шымкентский НПЗ встать на ремонт, но мы так ремонтный период сократили до 30 дней», - проинформировал вице-министр.

При этом господин Магауов отмечает, что в настоящее время в республике в наличии имеются достаточные запасы дизтоплива.

Необходимо отметить, что в Казахстане в январе-июне 2016 года произведено 1 млн 526,8 тыс. тонн бензина, включая авиационный, что на 13,6% больше, чем за январь-июнь 2015 года, сообщил комитет по статистике министерства национальной экономики РК. Выпуск дизтоплива вырос на 10,6%, до 2 млн 370,7 тыс. тонн, топочного мазута снизился на 13,5%, до 1 млн 408,3 тыс. тонн.

«В целом, по сравнению с прошлым годом дизтоплива у нас больше на 10% - остатков порядка 210 тыс. тонн у нас есть в Казахстане. Это отдельно от посевной. Для посевной у нас отдельно объемы зарезервированы – здесь мы тоже проблем не видим», - сообщил он.

Вице-министр отметил, что точные цифры оттока дизтоплива из Казахстана сложно отследить. «Мы разговаривали с операторами, которые на рынке работают, в Киргизию порядка 20 тыс. тонн в месяц уходит путем заправок, транзитного транспорта», - сказал он.

При этом каждую зиму в Казахстане образуется профицит дизтоплива. «В целом зимой по 99 тенге никто не покупает дизтопливо. Мы не знали его куда девать в эту зиму. Даже в эту зиму независимо от курса, я думаю, опять у нас будет затоварка», - отметил вице-министр.

Он также сообщил почему не подтягивается к российской цене уже не регулируемая государством розничная стоимость Аи-92/93 в Казахстане. «Почему не растет в цене Аи-92? Наша розничная цена с учетом налогов позволяет завозить дополнительное количество российского бензина, то есть мы можем с России завезти и у себя ставить по 125 тенге. По дизтопливу не позволяет, и мы оптовые объемы завезти не можем», - объяснил Асет Магауов.

Жанболат Мамышев, Астана; Семен Данилов, Актобе; Руслан Алманов, Алматы; Ольга Ушакова, ВКО; Марина Попова, Павлодар; Диана Слинькова, Петропавловск; Татьяна Шестакова, Костанай; Лев Гузиков, Атырау
Фото Анастасия Зюзина

https://inbusiness.kz/ru/images/original/1/images/i1oRYy8b.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/1/images/Xuyf9ODS.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/1/images/gHNY3nlx.jpg

Казахстан планирует ввести запрет на вывоз дизтоплива из страны

Кроме того, будет установлено ограничение на ввоз бензина из России.

12 Февраль 2019 17:59 4082

Фото: Максим Морозов

Соответствующий документ будет подписан в ближайшее время. Табу на экспорт дизтоплива продлится в течение трех месяцев. Об этом в кулуарах сената сообщил вице-министр энергетики Болат Акчулаков.

На заседании комитета сената Болат Акчулаков проинформировал депутатов о ситуации с ГСМ. Рынок нефтепродуктов из-за модернизации заводов кардинально изменился, из-за профицита излишки в перспективе будут экспортироваться в страны Центральной Азии. Об этом уже ранее говорилось.

На сегодня в резервуарах хранится более 350 тысяч тонн бензина. Дополнительно к этому объему в этом году будет произведено 500 тысяч тонн. Потребность по АИ-98 и АИ-95 в республике будет закрыта, обещают в Минэнерго. Кроме того, по АИ-98 создадут своего рода «подушку безопасности» в виде возможного завоза из России до 5 тыс. тонн топлива.

Аналогичная ситуация по дизтопливу. Потребление, по словам вице-министра, составляет примерно 4,5 млн тонн с учетом посевных и уборочных работ, производство – 4,5-4,7 млн тонн.

«То есть мы полностью закрываемся по дизтопливу. Но, тем не менее, в связи с тем, что есть сезонные колебания, связанные с сельхозработами и так далее, мы оставляем возможность завезти из России до 300 тысяч тонн дизтоплива на случай непредвиденных обстоятельств», – говорит Болат Акчулаков.

На эту весну Минэнерго держит для аграриев объем в 380 тыс. тонн дизтоплива. Запасы по этому виду ГСМ оцениваются в 250 тыс. тонн.

По авиакеросину представители Минэнерго также предусмотрели «защитную опцию» – импорт из РФ до 300 тыс. тонн. В целом нехватки авиакеросина не предвидится. Производство, согласно прогнозам, должно превысить спрос.

«В этом году по плану будем производить 694 тысячи тонн авиакеросина при внутреннем потреблении порядка 630-650 тысяч тонн», – говорит он.

Открыть дорогу экспорту и помочь рынку избежать затоваривания помогут законодательные правки, а именно ратификация протокола к соглашению с Россией о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов от 9 декабря 2010 года. Сейчас проект закона находится в сенате.

Депутат сената Михаил Бортник сообщил, что принятие законопроекта позволит экспортировать излишки ГСМ собственного производства, тем самым обеспечив стабильную работу наших модернизированных заводов, дополнительные поступления в бюджет.

«При этом мы оставили за собой право на поставку в Казахстан в случае экстренных ситуаций дополнительных объемов нефтепродуктов», – отметил сенатор.

Айгуль Тулекбаева

Мутные потоки посевного ГСМ

Удешевление цены на дизтопливо для фермеров происходит за счет остальных потребителей.

14 Апрель 2018 10:50 4029

Распределение льготного дизтоплива казахстанским сельхозтоваропроизводителям для проведения весенних полевых работ остается непрозрачным. Об этом на брифинге в Службе центральных коммуникаций рассказал директор Департамента развития нефтяной промышленности Министерства энергетики РК Куаныш Кудайбергенов.

«Мы тоже неоднократно эту тему поднимали, в этом году включительно, когда шли долгие дискуссии по формированию графика распределения ГСМ. С нашей стороны тоже поднимались вопросы о непрозрачности распределения, возможно, там и МСХ, насколько мы знаем, даже они нас приглашали на рабочую встречу по этому вопросу, они сейчас работают над формированием прозрачного механизма распределения ГСМ, в котором будет учитываться предыдущий опыт, предыдущая деятельность, активность аграриев, насколько активно они засеивали свои участки. Там это основано на электронных картах площадей. Насколько далеко эта работа пошла, мы пока не знаем, но они обещали, что, после того как они все это отработают у себя, они с нами поделятся результатами», – сказал он на пресс-конференции, отвечая на вопрос abctv.kz о том, где можно увидеть списки фермеров, получающих льготное дизтопливо для проведения посевной. По словам первого заместителя – заместителя Генерального директора по коммерческим вопросам ТОО «ҚазМұнайГаз Өнімдері» Тулемиса Шотанова, распределение солярки, выделяемой для весенних полевых работ, проходит через специальные комиссии при акиматах зерносеющих регионов.

Именно они выбирают заявки от операторов нефтепродуктов, которые поставляют сельхозпроизводителям удешевленное дизтопливо от таких компаний-ресурсодержателей, как «РД КМГ», «Петросан», «Петролиум Оперейтинг».

«Здесь ключевой вопрос – чего мы добиваемся, в частности, и наша компания «КазМунайГаз Онимдери» – того, чтобы это было максимально транспарентно, открыто и, действительно, чтобы общественность знала результаты проведения этих торгов и сельхозтоваропроизводители, в зависимости от тех площадей, которые они возделывают, получали адекватный объем. Ключевое здесь необходимо отметить, что это локация, оператор имеет ли возможность, какая у него локация по своим хранилищам, какая у него есть инфраструктура, потом комиссионно там Управление сельского хозяйства, есть общественные организации, различные ассоциации – они определяют победителя на основании цены, которую дают», – пояснил он.

В то же время для предотвращения спекуляций Минсельхоз проводит определенную работу, чтобы удешевленное топливо не попало на рынок через посредников, рассказал Шотанов.

«Не все, как мы знаем, сельхозтоваропроизводители выбирают тот объем, который им распределяют, и очень важно, чтобы этот объем потом через посредников за счет удорожания не попал на рынок», – полагает спикер.

В этом году в Казахстане намечено предоставить аграриям 375 тыс. тонн удешевленного дизтоплива на проведение весенних полевых работ. На сегодняшний день уже отгружено порядка 120 тыс. тонн, притом что на 12 апреля запасы солярки в стране составляют 325,5 тыс. тонн. Сельхозтоваропроизводителям направляется дизель с казахстанских НПЗ, сообщил Кудайбергенов.

«Объем для сельхозтоваропроизводителей, он достаточно большой – 375 тысяч тонн дизельного топлива в весенний период мы вырываем из рынка и направляем исключительно аграриям. Этот объем, который вырывается из рынка, он должен быть компенсирован каким-то образом, правильно? Он компенсируется импортом, частично, не в полном объеме, конечно, но частично компенсируется. Соответственно, это все влияет на общую рыночную стоимость, и, когда нефтяники соглашаются на определенную стоимость дизельного топлива, по которой они будут продавать сельхозтоваропроизводителям, они, безусловно, отталкиваются от средней рыночной стоимости дизельного топлива, которая сформировалась на данный момент на рынке», – пояснил представитель Минэнерго.

Согласно сведениям энергетического министерства, в марте при средней цене дизтоплива в 167 тыс. тенге за тонну, или 140 тенге за литр, на выходе с НПЗ рекомендуемая цена аграриям составила 156 тыс. тенге за тонну, или 130 тенге за литр. В апреле из-за роста цен на дизельное топливо в России и Казахстане в связи с увеличением работ в строительстве, транзитных перевозках, ГМК средняя рыночная цена солярки выросла до 179 тыс. тенге за тонну.

При этом рекомендованная отпускная цена на льготное дизтопливо для сельхозпотребителей составила 161 тыс. тенге за тонну, или 134 тенге за литр, на выходе с НПЗ, где нефтяники дали скидку для аграриев на весенние полевые работы в примерно 12 тыс. тенге за тонну, или 16 тенге за литр, посчитал Кудайбергенов. Цена была согласована с Минсельхозом и закреплена в двухстороннем меморандуме с Минэнерго.

«Когда первоначально график составлялся и утверждался на март, у нас шли долгие дискуссии, на площадке «Атамекена» участвовал Союз фермеров Казахстана, по-моему, со всех областей сельхозтоваропроизводители участвовали. Когда шли переговоры по ценообразованию, всех заранее предупредили, что цену мы утверждаем на март, согласовываем цену на март. У нас рынок ГСМ в настоящий момент достаточно высоковолатильный, и никто не мог гарантировать либо давать какие-то обязательства на долгосрочную перспективу. Поэтому цену мы в начале (утвердили. – Ред.), нефтяники соглашались на март, и в соответствующем протоколе, который был также подписан двумя министерствами, была оговорка, что цена фиксируется на март, в апреле мы к этому вопросу дополнительно будем возвращаться», – заявил Куаныш Кудайбергенов, отвечая на вопросы СМИ.

В среднем поставочная цена на удешевленное дизтопливо для конкретного сельхозтоваропроизводителя на месте составляет от 148 до 152 тенге, указал на брифинге Тулемис Шотанов, в то время как на заправках оно стоит 165-168 тенге за литр. Таким образом, цена на этот вид ГСМ для фермеров снижена на 10-15 тенге. При обычном потреблении дизтоплива в стране в объеме 360-380 тыс. тонн ежемесячно в период сельхозработ оно возрастает до 480-500 тыс. тонн, где около 120 тыс. тонн в месяц уходит на покрытие потребностей аграриев.

«Компании, которые поставляют нефтепродукты, ресурсодержатели, вынуждены, они поставляют по удешевленной цене… притом что цена на рынке по 179 тысяч тенге (за тонну. – Ред.)… Министерство энергетики совместно с ресурсодержателями заключают соответствующий меморандум, поставляют компании-ресурсодержатели по 161 тысяче тенге – 18 тысяч тенге с одной тонны. Чтобы это компенсировать, это, естественно, ведет к удорожанию цены где-то на внутреннем рынке, поэтому это как закон сообщающихся сосудов, и мы не должны, наверное, здесь пристальное внимание уделять только этому вопросу, забывая о том, что это будет иметь какие-то определенные последствия для всех остальных участников рынка», – заключил Тулемис Шотанов.

Данияр Сериков