Напомним, что 15 июля ТОО "ҚазМұнайГаз Өнімдері" сообщило, что на розничном рынке ГСМ, в том числе и в сети АЗС КМГ "в настоящее время наблюдается резкое увеличение объемов реализации дизельного топлива".
Вместе с тем, на 19 июля получить в цифрах от компании информацию о каких объемах "резкого" увеличения потребления дизтоплива идет речь abctv.kz не удалось.
При этом в call-центре ТОО опровергли информацию о том, что в некоторых АЗС сети продают дизтопливо только по талонам. "Нет такого (что продают дизтопливо только по талонам – прим. автора). Если привезли, то продают", - сообщили в компании.
18 июля ситуация с реализацией дизтоплива была следующая. В Алматы на АЗС Sinooil в понедельник дизтопливо продавалось по 99 тенге за литр. "На заправках "Гелиос" топливо пока есть, но рекомендовали "заправиться до обеда". Реализуется по цене также по 99 тенге. На АЗС Royal Petrol отпуск дизтоплива - только по талонам. На АЗС "КМГ" отметили, что пока топливо продается без ограничений, но его "очень мало" - цена - 99 тенге за литр", - сообщил корреспондент abctv.kz.
В Астане на АЗС Sinooil, КМГ, "Номадойл", "Аурика" и "Гелиос" дизтопливо продавалось по 99 тенге за литр наличными и по талонам. На заправках "Аскар" и "Тайм" дизтоплива в продаже не было.
В Костанае и в Павлодаре на АЗС кратко отвечали, что с дизтопливом проблем нет. В Петропавловске на заправках КМГ и "Гелиос" топливо в свободной продаже по 99 тенге. Аналогичная ситуация и цены на дизтопливо в Атырау.
На всех АЗС Усть-Каменогорска также было все спокойно. У крупных компаний "Гелиос", "КазМунайГаз", Sinooil цена на дизельное топливо установлена 99 тенге за литр. Его можно приобрести как по талонам, так и в розницу, причем свободно. В восточно-казахстанских филиалах этих компаний на вопрос abctv.kz, вывозят ли они дизтопливо на продажу в Российскую Федерацию, категорически ответили "нет".
"Наш филиал этим не занимается. У нас свободная продажа, мы спекуляциями на рынке не занимаемся. В Россию не вывозим – зачем нам это надо? Мы даже в бензовозы на АЗС не заправляем, у нас много автозаправок, свободно топливо продаем. Насколько я знаю, ни у кого нет ограничений в продажах дизтоплива, а чтобы "мутить" что-то, мы таким не занимаемся", - объяснил менеджер по реализации абонентского отдела филиала ТОО "ҚазМұнайГаз Өнімдері" по ВКО Асхат Сейтбек.
При этом уже в понедельник на некоторых заправках в Актобе дизтопливо отпускали только по талонам. В крупных сетях АЗС, таких как "КазМунайГаз", Sinooil и "Гелиос" дизельное топливо было в продаже как по талонам, так и за наличный расчет. На одной из заправок КМГ сообщили, что дизтопливо закончилось несколько часов назад на АЗС в Жилянке (Каргалинский городской сельский округ – 10 км от Актобе). В городе "КМГ" предлагает дизельное топливо по 99 тенге за литр, 92-й бензин – по 125 тенге/литр, 95-й – по 138 тенге за литр. Один литр бензина марки А-98 продают по 146 тенге.
А вот в сети АЗС "Юралс", судя по всему, проблемы с дизельным топливом есть. И не только с ним. Красноречиво выглядит объявление на окне одной из заправок на проспекте Нокина. Бензин А-80 и солярку здесь можно приобрести только по талонам и смарт-картам. Цена бензина А-80 – 89 тенге за литр, дизтопливо – 99 тенге/литр, Аи-92 – 124 тенге за литр, 95-й бензин продают по 138 тенге за литр.
"Проспект Нокина – это же обводная трасса. Здесь постоянно ездят дальнобойщики. Мы продаем дизельное топливо по талонам, чтобы обезопасить себя – а то вдруг все скупят", - так объяснила работница АЗС.
Кризис на рынке ГСМ в Казахстане вновь образовался на фоне большой разницы в ценах на дизтопливо по сравнению с соседними рынками. Как сообщается на сайте petrolplus.ru, средняя стоимость одного литра дизтоплива в розничной продаже в РФ составляет 34,8 российских рубля, Аи-92–34,4 рубля. Если считать по курсу Национального банка РК на 19 июля, то литр дизтоплива в России стоит 186,88 тенге, Аи-92 – 184,73 тенге. Для сравнения в Казахстане розничная стоимость Аи-92, порядка трети потребности в котором традиционно импортируется из РФ, составляет 123-125 тенге за литр, а предельная розничная цена на дизтопливо и вовсе регулируется государством и составляет 99 тенге за литр.
"В России оно практически в два раза дороже, в Киргизии, по-моему, процентов на 70 где-то дороже цена. Проблема в том, что в Киргизию очень большое количество дизтоплива уходит. Транзитный транспорт, киргизский автотранспорт заправляется на нашей территории и, к сожалению, административные рычаги не позволяют этот объем контролировать и приостановить. Официальный запрет на вывоз действует", - сказал abctv.kz вице-министр энергетики РК Асет Магауов.
Разница в ценах на внутреннем и внешнем рынках стимулирует максимальный вывоз казахстанского дизтоплива на соседние рынки для личного потребления. По словам вице-министра, граждане Кыргызстана не могут вывозить казахстанское дизтопливо бензовозами, но никто не запрещает вывозить его в бензобаках и канистрах.
"Они обходят запрет – для личного потребления все фуры, грузовой автотранспорт заправляется в Казахстане. Например, с киргизской стороны принято постановление, что для личного потребления можно провозить в бензобаке автомобиля и в одной 20-литровой канистре на человека. Но проблема в том, что они у себя наращивают размер бензобака – каждый сделал по тонне и возит - вроде бы как в бензобаке", - сказал он.
В связи с этим Минэнерго предлагает отменить госрегулирование цен на Аи-80 и дизтопливо, чтобы цены на них формировались рыночным путем. Но данное предложение должно быть аргументировано и получить поддержку других заинтересованных госорганов. "Мы предлагаем дерегулировать. Пока в процессе обсуждения. Нам надо будет расчеты сделать", - сказал Асет Магауов. Пока же ведомство проводит мониторинг всей цепочки поставки дизтоплива от НПЗ до АЗС.
"Мы сейчас по поручению министра у себя штат создаем, который будет отслеживать отгрузку со всех заводов, чтобы топливо доходило до региональных операторов, которые акимат определяет, и дальше, чтобы региональные операторы АЗС-кам распределяли. Будем ежесуточно отслеживать, чтобы не было перебоев", - сообщил он.
"Мы сейчас направили запросы всем трем нефтеперерабатывающим заводам по объемам производства и отгрузки в разрезе крупных давальцев, направили запросы ресурсодержателям – какие у них объемы, сколько они региональным операторам передали. Эту информацию мы хотим на ежесуточной основе мониторить. Все три НПЗ работают. В конце августа у нас должен Шымкентский НПЗ встать на ремонт, но мы так ремонтный период сократили до 30 дней", - проинформировал вице-министр.
При этом господин Магауов отмечает, что в настоящее время в республике в наличии имеются достаточные запасы дизтоплива.
Необходимо отметить, что в Казахстане в январе-июне 2016 года произведено 1 млн 526,8 тыс. тонн бензина, включая авиационный, что на 13,6% больше, чем за январь-июнь 2015 года, сообщил комитет по статистике министерства национальной экономики РК. Выпуск дизтоплива вырос на 10,6%, до 2 млн 370,7 тыс. тонн, топочного мазута снизился на 13,5%, до 1 млн 408,3 тыс. тонн.
"В целом, по сравнению с прошлым годом дизтоплива у нас больше на 10% - остатков порядка 210 тыс. тонн у нас есть в Казахстане. Это отдельно от посевной. Для посевной у нас отдельно объемы зарезервированы – здесь мы тоже проблем не видим", - сообщил он.
Вице-министр отметил, что точные цифры оттока дизтоплива из Казахстана сложно отследить. "Мы разговаривали с операторами, которые на рынке работают, в Киргизию порядка 20 тыс. тонн в месяц уходит путем заправок, транзитного транспорта", - сказал он.
При этом каждую зиму в Казахстане образуется профицит дизтоплива. "В целом зимой по 99 тенге никто не покупает дизтопливо. Мы не знали его куда девать в эту зиму. Даже в эту зиму независимо от курса, я думаю, опять у нас будет затоварка", - отметил вице-министр.
Он также сообщил почему не подтягивается к российской цене уже не регулируемая государством розничная стоимость Аи-92/93 в Казахстане. "Почему не растет в цене Аи-92? Наша розничная цена с учетом налогов позволяет завозить дополнительное количество российского бензина, то есть мы можем с России завезти и у себя ставить по 125 тенге. По дизтопливу не позволяет, и мы оптовые объемы завезти не можем", - объяснил Асет Магауов.
Жанболат Мамышев, Астана; Семен Данилов, Актобе; Руслан Алманов, Алматы; Ольга Ушакова, ВКО; Марина Попова, Павлодар; Диана Слинькова, Петропавловск; Татьяна Шестакова, Костанай; Лев Гузиков, Атырау
Фото Анастасия Зюзина