/img/tv.svg
RU KZ
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84 FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07 KASE 2 319,93 Пшеница 465,40
$ 388.81 € 429.01 ₽ 6.08
Погода:
-6Нур-Султан
0Алматы
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84
FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07
KASE 2 319,93 Пшеница 465,40
Деструктив будут «ловить» на улицах

Деструктив будут «ловить» на улицах

Полиции предлагается дать полномочия выявлять признаки последователей деструктивных религиозных течений. 

29 Январь 2018 17:23 7002

Деструктив будут «ловить» на улицах

Автор: Ирина Севостьянова Фото: today.kz

В мажилисе парламента РК презентовали пакет поправок в законодательство по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений. Министр по делам религий и гражданского общества Нурлан Ермекбаев, представляя законопроект, подчеркнул, что он разработан по поручению президента страны и направлен на совершенствование действующего законодательства в сфере религии. Законопроект предусматривает изменения и дополнения в три кодекса и девять законов, всего предлагается 53 поправки.

В частности, вводятся новые понятия: «деструктивное религиозное течение» и «религиозный радикализм». По словам министра, введение этих понятий «даст возможность четко определять и давать правовую оценку деструктивной деятельности». Также проектом предусмотрен запрет на использование и публичную демонстрацию атрибутов и внешних признаков деструктивных религиозных течений.

«Эти признаки предлагается закрепить подзаконным актом нашим совместным приказом с МВД и КНБ. Основные признаки предварительно проработаны. Они будут включать в себя комплекс признаков, как внешних, так и в комплексе с идеологическими, организационными и ритуальными обрядами», – пояснил г-н Ермекбаев.

Комментируя это предложение журналистам, министр пояснил, что «признаки могут включать как внешние признаки, так и идеологические признаки, концептуальные, психологические признаки и другие».

«И потом, предлагается ввести запрет на публичную демонстрацию этих признаков. Например, к внешним признакам деструктивных религиозных течений могут быть отнесены такие вещи, как характерные для радикальных течений в исламе. Например, проповедование нетерпимости, одежда, закрывающая лицо, характерная борода, укороченные штаны. Но не каждый из них в отдельности, а только в комплексе, и специальная экспертиза будет давать определение, является ли это признаком деструктивных религиозных течений», – объяснил он.

По словам министра, в подзаконном акте предполагается не просто расписать досконально эти признаки, но и даже снабдить их эскизами – для пущей наглядности. В практическом воплощении Нурлан Ермекбаев видит эту работу так: «Он (полицейский) подойдет, поговорит, узнает его мировоззрения, какого мазхаба он придерживается, и после этого, если будет необходимо, сделает предупреждение». Нарушением конституционных прав граждан министр подобную схему работы полиции не считает.

Запрет на ношение в общественных местах предметов одежды, препятствующих распознаванию лица, также предлагается прописать законодательно. Причем включить нарушение этого запрета в закон о профилактике правонарушений и в Административный кодекс.

«При этом будет определена соответствующая компетенция по составлению административного протокола у органов внутренних дел в Кодексе об административных правонарушениях. Предлагается, чтобы эта норма распространялась как на всех наших граждан, так и на иностранцев, и лиц без гражданства. Исключение составляют лица с дипломатическим иммунитетом. Соответствующее дополнение вносится в Кодекс РК об административных правонарушениях», – пояснил глава минрелигий.

Ограничения коснутся и религиозного образования. Министр посетовал, что казахстанцы «обучаются за рубежом, в том числе в сомнительных учебных заведениях, попадают под влияние деструктивной идеологии».

«Получив там образование, в том числе в подпольных различных школах и курсах, возвращаются с чуждыми для нас ценностями и радикальными взглядами. В этой связи проект предлагает ограничить выезд тем, кто не получил базового высшего религиозного образования в Казахстане. Исключение могут составлять обучение за рубежом на основании международного договора или соглашения, а также в случае отсутствия у зарегистрированных в Казахстане религиозных объединений духовных или религиозных организаций образования на территории нашей страны. Это позволит оградить казахстанцев от негативных последствий учебы в зарубежных религиозных учреждениях. То есть сначала получил молодой человек базовое религиозное образование у нас в стране, и после этого он может уезжать для получения магистерской степени за рубежом», – объяснил он логику запрета.

Ряд ограничений вводится для государственных служащих – им законодательно предлагается запретить использовать свое служебное положение в интересах религии и религиозных объединений, принуждать подчиненных к религиозной деятельности, выступать инициатором или членом религиозного объединения.

«Предлагаемые нормы не задевают базовых прав данной категории, то есть госслужащих. То есть они не ограничивают право госслужащего участвовать в религиозных мероприятиях, посещать культовые учреждения – церкви, мечети – в нерабочее время», – подчеркнул г-н Ермекбаев.

Также законодательно предлагается повысить требования к проведению богослужений, религиозных обрядов, церемоний, собраний с участием несовершеннолетних. В частности, «нормативно закрепить, чтобы детей и подростков, не достигших 16 лет, не привлекали к обрядам и церемониям без сопровождения одного из родителей, или совершеннолетних близких родственников, или законных представителей, а также при возражении одного из родителей».

Еще одна норма – это недопущение совершения религиозных обрядов и церемоний по заключению или прекращению брака/супружества вне культовых зданий.

«Изначально законопроектом был предусмотрен запрет на совершение религиозных обрядов и церемоний по заключению или прекращению брака в отношении других лиц без предоставления свидетельства о заключении брака или о его расторжении, выданного регистрирующим органом. Но в ходе процедуры согласования эта норма была редакционно доработана. Незаконное бракосочетание, в том числе с несовершеннолетним лицом, часто проводится среди представителей деструктивных течений вне культовых зданий и учреждений. Как известно, такие брачные союзы расторгаются простым устным заявлением мужчины у приверженцев деструктивных религиозных течений исламского толка. В результате молодые женщины остаются с малолетними детьми без средств к существованию. Кроме того, есть случаи, когда женщины передаются от одного мужчины к другому», – объяснил министр.

Ряд поправок направлен на изменение компетенции государственных органов. Так, министерству по делам религий и гражданского общества предложено закрепить компетенцию по проверке деятельности религиозных объединений и по оценке численности приверженцев деструктивных религиозных течений. Министр пояснил, что его ведомством даже разработана соответствующая методика, однако, поскольку нужной компетенции у министерства нет, внедрить эту методику сейчас сложно.

Новые полномочия предлагается предоставить комитету уголовно-исполнительной системы в части реабилитации осужденных. «Предлагается наделить КУИС компетенцией по утверждению правил организации работы теологических, реабилитационных служб с осужденными. Сейчас после совместной работы в учреждениях УИС за счет штатной численности созданы группы по организации теологической реабилитационной работы, они уже работают, но отсутствует правовая регламентация данной работы», – объяснил г-н Ермекбаев.

Также предложено расширить функции МВД по профилактике преступлений, связанных с религиозной деятельностью.

«С учетом этой нормы полицейские смогут устанавливать гласное наблюдение за подозрительными лицами, которые проявляют предпосылки к совершению преступлений или правонарушений. В том числе выносить им официальные предупреждения в случае, если их действия создают условия для совершения административных правонарушений. Если их действия могут привести к более тяжким правонарушениям, то полиция может ставить таких лиц на криминалистический учет, а также проводить для этого необходимые следственные действия. Это вводится для того, чтобы не привлекать сразу людей к уголовной или административной ответственности. А сначала иметь возможность вынести административное предостережение. Подобная практика используется за рубежом, например в Великобритании», – объяснил министр.

К рассмотрению законопроекта депутаты лишь приступили. На презентацию они пригласили представителей зарегистрированных религиозных объединений, политических партий и обещали в работе над документом прислушиваться ко мнению всех заинтересованных сторон. Каким дальше будет обсуждение, покажет время.

Ирина Севостьянова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: