Иначе как объяснить ситуацию, когда предприниматель готов работать, но ему попросту не дают? Как отвоевать право на государственный заказ и почему даже при наличии решения суда ответчик не спешит его исполнять, выясняли корреспонденты редакции "Наше дело".
Мерген Кажибаев вместе с семьей в 2017 году решил открыть свой детский сад. Для этого продал движимое имущество и квартиру и вложился в перспективный бизнес. Казалось, что с поддержкой государства удастся и хорошо зарабатывать, и решать социальные вопросы – обеспечивать столицу дополнительными местами в детских садах. Однако, как это часто бывает, далеко не все пошло так, как было запланировано. Несмотря на все готовые документы, получить госзаказ Мерген не смог. По его мнению, Управление образования городского акимата необоснованно отказало ему в государственном заказе. Начались судебные разбирательства.
– Во время судебных разбирательств на нас было написано шесть жалоб. Эти жалобы направлялись в СЭС, в ЧС, а также в Управление образования. К нам неоднократно приходили с проверками, но зачастую даже не знали, что именно проверять. Проверки осуществлялись ради проверок, по-другому я никак не могу объяснить действия контролирующих органов, – говорит Мерген Кажибаев.
Судебные разбирательства затянулись на месяцы, но Мерген смог доказать обоснованность своих требований на предоставление для его детского сада государственного заказа. Обе судебные инстанции приняли его сторону и обязали Управление образования акимата города Нур-Султана все же распределить справедливо подушевое финансирование. Однако на деле опять же оказалось не все так просто. Более того, детский сад Мергена стали проверять все чаще самые различные инстанции.
– В очередной раз СЭС решила, что нужно проверить. Приехали, проверили, нарушений не нашли. Потом писали в ЧС, якобы данный детский сад не оборудован сигнализацией, пожарной сигнализацией и так далее. Тоже приехала пожарная инспекция, проверили, ну тоже не нашли нарушений.
Многочисленные проверки – излюбленный способ некоторых чиновников давить на бизнес и даже выдавливать его с рынка. И не беда, что в столице страны катастрофически не хватает мест в детских садах. В случае чего на предпринимателя всегда можно натравить санэпидемиологическую станцию, пожарников, Комитет по чрезвычайным ситуациям и многих других. Да и сотрудники самого Управления образования не чураются сходить да проверить лишний раз неугодного предпринимателя.
При всем этом крайне странно звучит факт, что кому-то государственный заказ достается в больших количествах. По словам Мергена, он не раз наблюдал за процессом раздачи госсубсидий садам, которые даже не зарегистрированы в реестре дошкольных учреждений. Складывается ощущение, что сада либо нет, либо он работает, мягко говоря, не совсем легально.
– Я думаю, здесь задействована коррупция. Потому что, знаете, странно выглядит, когда один детский сад получает 160 мест. На одно место выделяется государством 27 тысяч. То есть можно посчитать – это практически в один месяц почти пять миллионов выделяется на один детский сад. За год это около 60 миллионов, – подсчитывает Мерген. – Для кого-то это хороший бизнес, но почему места распределяются так избирательно? Мы тоже хотим работать и можем работать, да и просим гораздо меньше.
Позиция столичного Управления образования нам крайне интересна, и соответствующий запрос мы уже отправили, однако наш герой признается, что многочисленные походы в госучреждение толку не дают, а только усугубляют ситуацию.
– Теперь нас обвиняют в Управлении образования в том, что мы открываем детские сады якобы только ради получения госзаказа. Но это не так, мы как бы работали до этого времени без проблем. То есть у нас были дети, были довольные клиенты. Но, как мы связались с Управлением образования, у нас начались проблемы. Пишут различные жалобы, и мы из-за этого очень много времени уделяем этим жалобам, судам, но не работе, – говорит Мерген Кажибаев.
Вот и получается, что дефицит мест в детских садах есть, государственное финансирование тоже имеется, но настроить эффективный и конструктивный диалог между Управлением образования и предпринимателем никак не получается. И казалось бы, задача – обеспечить детей качественным образованием, а вместе с этим поддержать малый-средний бизнес должна стоять во главе угла, но некоторые чиновники, видимо, решили, что личные амбиции превыше всего. Но кто выиграл от того, что в Нур-Султане еле сводит концы с концами еще один детский сад – большой вопрос. И сколько таких жалующихся по стране – сказать крайне сложно.
Константин Харламов