НПП "Атамекен" разъяснила решение АО НК "КТЖ" о запрете на прием зерновозов стран СНГ и Балтии
Отметим, с 5 по 15 января АО НК "Қазақстан темір жолы" временно ограничила прием зерновозов стран СНГ и Балтии, причем без запрета на транзитные сообщения по территории Казахстана.
Однако данное решение НК "Қазақстан темір жолы" вызвало негативную реакцию со стороны российских операторов вагонов.
Как пояснили в КТЖ, данная мера была вынужденной ввиду отсутствия заявок грузоотправителей на погрузку зерна в первой половине января текущего года.
Вместе с тем, как известно, сотрудничество железнодорожных администраций стран Содружества независимых государств и Балтии осуществляется в рамках Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (ЦСЖТ), созданного в 1992 году.
Согласно Правилам эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств, утвержденных Советом по железнодорожному транспорту 5 апреля 1996 года, такого рода конвенционные запреты о погрузке устанавливаются решениями соответствующей железнодорожной администрацией.
Действуя по установленным правилам, 2 января 2016 года национальная компания "Қазақстан темір жолы" телефонограммой уведомила ЦСЖТ о введении запрета на прием, подачу порожних собственных и арендованных зерновозов всех железнодорожных администраций со всех станций стран СНГ. Дирекция Совета, в свою очередь, объявила конвенционное запрещение, которое вступило в силу 5 января т.г.
По информации АО "НК "КТЖ", отмена запрета планируется 15 января 2016 года.
Что касается вопроса правомерности действий АО "НК "КТЖ" в рамках евразийской интеграции, стоит отметить, что Договор о Евразийском экономическом союзе не предусматривает регулирование взаимодействия между операторами вагонов и операторами инфраструктуры.
Правила доступа к услугам инфраструктуры в отношении операторов устанавливаются на национальном уровне, а также в соответствии с договоренностями в рамках ЦСЖТ.
Более того, если говорить о соблюдении общих правил и принципов конкуренции на трансграничных рынках Союза, то необходимо понимать, что согласно критериям отнесения рынка к трансграничному, географические границы товарного рынка должны охватывать территории двух и более сторон, что в данном случае не имеет места быть.
Однако в случае нарушения данным запретом АО "НК "КТЖ" интересов других участников казахстанского рынка железнодорожных перевозок данный вопрос относится к компетенции национального законодательства и подлежит рассмотрению уполномоченным государственным органом в лице Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики РК.