Внедрение дифференцированного тарифа в автобусах столицы в виде льготной стоимости билета при оплате картой либо другим безналичным способом вывело из тени треть теневых оборотов автопарков. Число безналичных транзакций по итогам октября текущего года оказалось втрое выше, чем в прошлом году (33%), и составило 93%.
В структуре безналичных платежей заметно выросло число СМС-транзакций и оплата через технологии PayQR, через сканирование соответствующего кода – в среднем с 1,3 тыс. до 4 тыс. операций в день в октябре. Об этом abctv.kz на брифинге в городской администрации сообщил зампред правления ТОО "Астана ЛРТ" Бейбут Есжанов. По его словам, стоит задача по увеличению количества безналичных операций до мирового показателя в 95%.
Показатель вписывается в общий тренд роста безналичного оборота денег в стране, а Астана стоит на втором месте среди регионов-лидеров. В целом по стране в структуре карточных операций их доля за последние три года выросла вдвое, с 33% до 63%; по суммам доля таких транзакций выросла почти в три раза – с 13,8% до 29%, подсчитал Национальный банк Казахстана. За январь-август текущего года было осуществлено 387 млн безналичных операций на сумму 4,43 трлн тенге. В среднем ежемесячно на одну платёжную карточку производится 10 операций, из которых семь – безналичные.
Структура операций по получению наличных денег и безналичных операций с использованием платёжных карточек за восемь месяцев 2018 г., %
Источник: Национальный банк Казахстана, 2018 г.
Однако, возвращаясь к цифровизации общественного транспорта, стоит признать, что процесс идёт не гладко. Еженедельно поступают жалобы на: очереди у автоматов для пополнения баланса карт, факты непоступления средств на карту и невыдачи билетов водителями или контролёрами. В целом с 1 января по настоящее время 2422 нарушителя было привлечено к ответственности на сумму 27,2 млн тенге, приводят в "Астана ЛРТ". Также наблюдаются нарушения со стороны пассажиров в части оплаты и проведения валидации. С начала года было оштрафовано 5,6 тыс. зайцев на сумму 27,2 млн тенге. В свою очередь за нарушения – проезд остановки, остановки в неположенном месте – выписаны штрафы перевозчикам на сумму 22 млн тенге.
В целом переход на безнал позволил вывести 30% теневого дохода, или около 35 млн тенге в сутки, как и планировалось изначально. Речь идёт о деньгах, которые оседали у водителей и кондукторов, уточнили в госкомпании. Однако подтвердить сумму в 35 млн г-н Есжанов затруднился, переадресовав вопрос перевозчикам.
Также электронная оплата позволила выявить общее количество перевозимых пассажиров – стало известно, что ежедневно общественным транспортом в Астане пользуется порядка 760 тысяч человек против ранее прогнозировавшихся 600 тысяч. В совокупности благодаря цифровизации платежей увеличились доходы и позволило перевозчикам оформить водителей и консультантов в штат. Ранее они работали по договору на оказание услуг в качестве индивидуальных предпринимателей.
Касательно обновления парка стало известно, что отрабатывается вопрос с Банком развития Казахстана в рамках программы по поддержке отечественных производителей. В следующем году планируется обновить до 80 единиц техники. Отметим, в настоящее время в Астане обновлено 70% подвижного состава.
Несмотря на рост доходов автопарков, не понятно, насколько сохранится действующий безналичный тариф. В "Астана ЛРТ" не комментируют повышение тарифов, ссылаясь на компетентный госорган, занимающийся данным вопросом. Открытым остался вопрос объёма субсидий на 2019 год. Напомним, в текущем году на субсидирование пассажирских перевозок в Астане из местного бюджета было выделено 2,48 млрд тенге.
Также на брифинге сообщили, что с 12 января центральная касса "Астана ЛРТ" сменит адрес. В новом офисе будет работать 10 окон вместо шести, нововведением станет работа кассы в субботний день. В случае когда деньги не поступают на карту, пользователю физически не надо будет идти в офис. Средства автоматически вернутся в течение 48 часов.
Майра Медеубаева