С 15 октября вступают в действие новые ставки акцизов на дизельное топливо по периодам. Согласно им, ставка акциза на одну тонну солярки для ее оптовой реализации производителям бензина и дизельного топлива собственного производства увеличится на период с апреля по октябрь с 540 тенге до 9300 тенге, то есть, более чем в 17 раз. Это может серьезно увеличить финансовую нагрузку на казахстанские предприятия горно-металлургического комплекса.
Как ранее сообщал вице-министр национальной экономики РК Марат Кусаинов, повышение ставок направлено, главным образом, на сокращение разницы со ставками в соседней России, где они гораздо выше. По аналогичной причине в начале августа министерство энергетики провело дерегулирование цен на дизельное топливо. Важно отметить, что в России именно акцизы и НДС занимают существенную долю в цене на ДТ. Таким образом, солярка в соседней стране стоила до отмены государственного регулирования в РК почти в два раза дороже, что неизменно приводило к значительным перетокам топлива, порождающим его дефицит в приграничных областях. При этом для борьбы с дефицитом планировалось производить дополнительные закупки солярки из той же России – дерегулирование цен должно было поспособствовать тому, что российским поставщикам экспорт в РК станет выгоден. К тому же, как сообщил бизнес-порталу abctv.kz фрахтователь и операционист по шипингу компании KMG Trading AG Марат Лама Шариф, в России наблюдается переизбыток производства нефтепродуктов.
Однако в последнее время ситуация с обеспечением дизельным топливом складывается в Казахстане традиционно напряженная.
Например, в Южно-Казахстанской области на прошлой неделе дизель стоил дороже бензина марки АИ-92, цены колебались в пределах 129-133 тенге.
В Павлодаре в конце сентября также наблюдался острый дефицит топлива, отпускали его только по талонам. Аналогичная ситуация была и в Усть-Каменогорске, Кокшетау, Северо-Казахстанской области. Даже автолюбители Астаны столкнулись с отсутствием солярки на некоторых АЗС. При этом в конце июля вице-министр энергетики Асет Магауов, допуская возможность возникновения дефицита, заявлял, что по сравнению с прошлым годом сформированные запасы дизельного топлива оказались очень большими – порядка 200 тыс. тонн.
Недавнее ограничение реализации дизельного топлива в министерстве энергетики объяснили перераспределением имеющегося запаса в адрес сельхозтоваропроизводителей, а также перебоями с поставками импортного ГСМ, которые, впрочем, по заверениям ведомства, должны были прекратиться 26 сентября. Кроме того, свою роль сыграл и факт традиционных поочередных плановых ремонтов нефтеперерабатывающих заводов, последним 10 октября до 12 ноября остановился Шымкентский НПЗ.
В итоге на этой неделе вице-министр энергетики Магзум Мирзагалиев заявил, что до окончания модернизации нефтеперерабатывающих заводов Республика будет не способна сама обеспечить себя нефтепродуктами.
"В ряде регионов есть нехватка дизтоплива, при этом в больших сетях в принципе дефицита практически нет. К большим сетям, мы исторически относим КазМунайГаз, Helios, и Sinooil. Они дизельным топливом обеспечены, потому что мы всех собирали и, соответственно, предупредили, что дизеля на всех не хватает. Еще уборка (урожая) как раз в разгаре, поэтому просили всех сетевиков начинать закупку из России, но не все нашего совета послушали, поэтому на ряде АЗС дефицит возникал", – пояснил Мирзагалиев.
Вместе с тем, Марат Лама Шариф утверждает, что сегодня существует еще проблема неполной загруженности казахстанских НПЗ.
"Сегодня нефтедобываюшие компании стараются отправить все свои объемы нефти на экспорт, а не на внутренний рынок НПЗ (на переработку). Так как цены на нефтепродукты (включая дизель) в нашей стране одни из самых низких по всему миру. Экономически всем выгодно уходить на экспорт и получать бóльшую прибыль", – говорит эксперт. К слову, в рейтинге стран с самым дешевым дизельным топливом Казахстан на сегодняшний день занимает 13 место по версии портала globalpetrolprices.com.
"При планах о строительстве четвертого НПЗ в стране, до сих пор стоит вопрос из каких ресурсов обеспечивать загруженность казахстанских заводов. При текущих условиях, нефтью заводы в основном обеспечены за счет ресурсов АО "Разведка Добыча "КазМугайГаз", то есть за счет государственной компании. Частные и зарубежные нефтедобывающие компании в Казахстане, отказываются отправлять сырье на переработку", – продолжил Лама Шариф.
Безусловно, ситуация с ростом цен и дефицитом ДТ сказывается на казахстанских автолюбителях, но больше всего в ней могут пострадать предприятия горно-металлургического комплекса, являющиеся наравне с сельхозтоваропроизводителями и АО "НК "Қазақстан темір жолы" главными потребителями солярки. Ежегодно горняки закупают более 400 тыс. тонн (470 млн литров) ДТ при ежемесячном потреблении в стране 350-400 тыс. тонн.
Представители отрасли уже неоднократно предупреждали, что повышение цен на топливо выше уровня 110 тенге может привести к ситуации, что их продукция просто-напросто окажется нерентабельной, возрастут косвенные и прямые издержки в железнодорожных перевозках, транспортировке электроэнергии, поставках газа. В случае роста цен на ДТ на 10% транспортные услуги на железной дороге могут подорожать на 1%. Но даже такое, казалось бы, незначительное увеличение, по мнению заместителя исполнительного директора Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (АГМП) Максима Кононова, "может иметь очень серьезный негативный эффект для транспортных расходов горно-металлургического комплекса"
Упомянутое повышение акцизов на летнее дизтопливо, по подсчетам АГМП, приведет к тому, что дополнительные затраты предприятий ГМК, покупающих дизель для собственного потребления в розницу, в период с апреля по октябрь превысят 2 млрд тенге.
Министр энергетики Канат Бозумбаев, в свою очередь, сообщал о том, что в Минэнерго не планируют вводить какие-либо льготы по покупке дизеля для КТЖ и предприятий ГМК. Кроме того, Бозумбаев спрогнозировал снижение спроса на ДТ в октябре, а вместе с ним и снижение цен. Вице-министр Магзум Мирзагалиев также считает, что самые сложные периоды уже прошли и в скором времени ситуация может стабилизоваться. Однако Марат Лама Шариф полагает, что рынок не сможет стабилизировать ситуацию.
"Я думаю, правительство, как обычно, пойдет на командно-административные методы (как это было раньше) – госрегулирование цен и ограничения по экспорту нефтепродуктов за пределы Казахстана", – поделился эксперт.
Сара Бухина