/img/tv1.svg
RU KZ
Дизтопливо еврокласса уже производят в Шымкенте

Дизтопливо еврокласса уже производят в Шымкенте

Шымкентский НПЗ начал выпускать дизельное топливо экологического класса К4 и К5.

16:37 15 Декабрь 2017 16288

Дизтопливо еврокласса уже производят в Шымкенте

Автор:

Клара Ларина

15 декабря в преддверии Дня независимости Республики Казахстан Шымкентский нефтеперерабатывающий завод (ТОО «ПетроКазахстан Ойл Продактс») перешел на выпуск дизельного топлива экологического класса К4 и К5 по требованиям технического регламента Таможенного союза, сообщила пресс-служба ТОО «ПКОП».

Как отметили в пресс-службе, к сегодняшнему дню были наработаны опытно-промышленные партии дизтоплива К4 и дизтоплива К5, оформлены паспорта качества на продукты, получены декларации о соответствии ТР ТС в госорганах.

В ШНПЗ напомнили, что с июля этого года завод начал производство высокооктановых бензинов экологических классов К4 и К5. 30 июня была введена в эксплуатацию установка изомеризации легких бензиновых фракций с блоком предварительной гидроочистки сырья и получена первая сертифицированная партия автобензинов экологических классов К4 и К5. Таким образом, завершился первый этап проекта модернизации и реконструкции Шымкентского НПЗ» – строительство новых и реконструкция существующих технологических установок и объектов для обеспечения выпуска моторного топлива экологических классов К-4, К-5 согласно требованиям технического регламента Таможенного союза. Это аналог европейских стандартов Евро-4 и Евро-5, принятый в странах Таможенного союза.

На данный момент на стадии завершения строительство объектов второго этапа проекта модернизации, который планируется завершить в сентябре 2018 года. По его окончании арсенал предприятия пополнится установками каталитического крекинга RFCC, гидроочистки бензина Prime G+, очистки предельных и непредельных газов Merox, очистки водорода и другими. Всего проектом предусмотрено строительство и реконструкция 11 технологических установок и 29 объектов общезаводского хозяйства. 

По завершении второго этапа ожидается увеличение мощности завода до шести миллионов тонн нефти в год и глубины переработки нефти, рост производства высокооктановых бензинов с 652 до 2270 тысяч тонн в год, дизельного топлива – с 1192 до 1916 тысяч тонн в год, авиатоплива – с 254 до 400 тысяч тонн в год. Доля производства высокооктановых автобензинов на заводе составит 100%.

Модернизация ШНПЗ стартовала в 2014 году в рамках государственной программы ФИИР и включает два этапа. Генеральным подрядчиком является СРЕСС (КНР) с привлечением свыше 30 казахстанских субподрядных  организаций. 

Клара Ларина, Шымкент

Готовы ли казахстанские НПЗ отразить атаку дронов?

Новые технологии – новые вызовы для отечественных нефтепереработчиков.

17 Сентябрь 2019 08:00 5739

Фото: РИА Новости

Обратная сторона прогресса

Прошедшие выходные принесли нам печальные новости. Одна из них местная – ДТП с участием пассажирского автобуса и поезда на станции Шемолган, которая повлекла гибель и тяжелые ранения людей.

Вторую новость принесли зарубежные СМИ: в ночь на субботу, 14 сентября, в Саудовской Аравии (крупнейший в мире экспортер черного золота) из-за атаки дронов на двух нефтеперерабатывающих заводах произошли взрывы и пожары. Ответственность за удар по объектам взяли на себя йеменские повстанцы-хуситы.

Видео распространенных в Сети горящих заводов Саудовской Аравии ужасающи. Даже дилетантам понятно, что масштабы ущерба заводам огромны, не говоря уже о том, какие последствия возникшие пожары принесут людям и экологии.

Глядя на объятые пламенем предприятия в далекой стране, невольно возникает вопрос: «А насколько наши отечественные НПЗ защищены от такого технического новшества, как дроны?» Вопрос не праздный, так как речь идет о безопасности на таких стратегически важных пожароопасных объектах, как нефтеперерабатывающие заводы.

С ним мы и обратились в соответствующий орган – Министерство энергетики и в национальную компанию «КазМунайГаз». Однако немного предыстории.

Напомним, что вначале, как только дроны появились на рынке, их рекламировали как новинки техники, способные облегчить людям повседневную жизнь. Например, дроны – почтальоны для доставки писем в густонаселенных городах или для дальних отгонов. Или дроны-охранники, совершающие облет вдоль различных трубопроводов и т. д.

Однако чуть позже военные эксперты заговорили о том, что беспилотные летальные аппараты, попав в руки террористов, могут представлять серьезную опасность для мирного населения. Так, 6 января 2018 года началась новая эра массированного боевого применения дронов и ударных беспилотников в ходе боевых действий в Сирии. Год назад российские специалисты противовоздушной обороны и радиоэлектронной борьбы (РЭБ) успешно отразили террористическую атаку в Сирии с использованием 13 дронов.

Военные специалисты предупреждают, что спектр использования дронов в противоправных действиях расширяется. Вот лишь краткий список: сегодня злоумышленник, находясь в километре и более от объекта, защищенного традиционными системами безопасности, может вести с воздуха промышленный шпионаж, наблюдение за частной жизнью, заброс за охраняемый периметр запрещенных предметов или вывоз ценностей в обход пунктов контроля и досмотра.

А учитывая растущую по всему миру угрозу терроризма, не исключена опасность для мест скопления людей и важной для любой страны инфраструктуры с применением дронов, несущих взрывные устройства.

Пока гром не грянет или война технологий

Вернемся к Казахстану, а вернее, к нашим заводам. В пресс- службе Министерства энергетики на нашу просьбу предоставить специалиста, который мог бы прокомментировать ситуацию с проекцией на нашу действительность, нам ответили отказом.

В национальной компании «КазМунайГаз», в ведении которой находятся три крупных отечественных НПЗ (Шымкентский, Атырауский и Павлодарский), вначале предоставили спикера, но тот, сославшись на секретность информации, затрагивающей безопасность объекта, отказался дать какие-либо комментарии. В пресс-службе нацкомпании запросили побольше времени для ответа.

Не получив ответа официальным путем, мы обратились к своим источникам на условиях анонимности из числа топ-менеджеров по нефтепереработке. Ответ был малоутешительным.

«Ни на одном из трех НПЗ в Казахстане каких-либо средств или специального оборудования для отражения или нейтрализации дронов на сегодня нет. Но уверен, что после такого прецедента, который произошел в Саудовской Аравии, наши специалисты проведут анализ и примут нужное решение. Учиться ведь надо на чужих ошибках. В той же Саудовской Аравии службы безопасности НПЗ оказались застигнуты врасплох», – сказал собеседник.

По словам нефтяника, если решение по установке специального оборудования для обеспечения противовоздушной обороны (ПВО) и радиоэлектронной борьбы (РЭБ) будет принято на уровне головной компании, то проблем в дальнейшем не будет.

«Уже в 2020 году все три наших завода за счет собственных средств смогут установить средства защиты от дронов», – резюмировал собеседник.

Как отреагировал рынок

После атак на нефтяные объекты в Саудовской Аравии мировые цены на нефть подскочили на восемь процентов. Крупнейший экспортер и один из трех крупнейших производителей нефти, Саудовская Аравия объявила, что сократила производство более чем вдвое – на 5,7 миллиона баррелей в сутки с обычной отметки примерно в 9,8 миллиона.

По мнению экспертов, вернуться к прежним объемам в ближайшее время ей вряд ли удастся. Власти Саудовской Аравии планируют оценить нанесенный ущерб (а он огромен и может составить десятки миллиардов долларов) и провести восстановительные работы.

Тем временем на фоне роста цен на нефть сегодня тенге укрепился на две тенге. Стоимость иностранной валюты колеблется от 386,2 до 388 тенге. Ранее доллар продавали больше чем за 390 тенге, это был рекорд для обменников.

По итогам утренних торгов на KASE курс нацвалюты составил 384,77 тенге за доллар. По итогам предыдущей сессии, 13 сентября, стоимость одного доллара составляла 386,71 тенге.

Кульпаш Конырова

Министр: «Четвертый НПЗ нам не нужен. Точка!»

Три крупных НПЗ республики производят достаточно бензина, излишки – на экспорт, заявил глава Минэнерго.

21 Июнь 2019 14:37 3442

Министр энергетики Казахстана Канат Бозумбаев в пятницу на брифинге вновь ответил на уже не раз звучавший вопрос: «Будет ли построен четвертый НПЗ в Казахстане?».

Чтобы положить конец всем спорам и дискуссиям, министерство совместно с «КазМугайГазом» пригласило компетентную компанию, которая путем необходимых расчетов пришла к выводу, что в среднесрочной перспективе строить четвертый НПЗ в Казахстане нет необходимости.

«У нас уже есть три крупных модернизированных НПЗ, которые и так работают не на всю мощность, есть излишки нефтепродуктов. Кроме этого, есть небольшой четвертый НПЗ на западе страны, который загружен лишь на 50 процентов своей мощности и работает на мелких нефтяников, так как не может покупать сырье для переработки по мировым ценам», – пояснил г-н Бозумбаев.

По слова министра, есть ряд объективных факторов, которые откладывают проект строительства четвертого НПЗ на дальний срок. Во-первых, экспорт нефти при наличии мощной инфраструктуры (построенных трубопроводов через Россию и в соседний Китай. – Прим. автора) и при высоких ценах на черное золото намного выгоднее для нефтяников и для бюджета страны, чем экспорт нефтепродуктов.

«К сожалению, нет таких трубопроводов, по которым мы могли бы отправлять на мировые рынки наш бензин или авиакеросин. А поставлять нефтепродукты на мировые рынки по железной дороге Казахстана, а затем и России из-за высоких транспортных расходов не выгодно. Плюс не стоит забывать о таможенных пошлинах», – пояснил г-н Бозумбаев.

Однако в будущем, когда в стране вырастет потребление бензина, только тогда можно будет подумать о новых мощностях по переработке нефти.

«С точки зрения потребления бензина внутри страны четвертый НПЗ нам не нужен. Точка!» – подчеркнул министр.

По данным Министерства энергетики, объем переработки нефти за пять месяцев текущего года на трех НПЗ страны составил 6,7 млн тонн, показав рост к аналогичному периоду 2018 года более пяти процентов. План на 2019 год составляет 17 миллионов тонн.

После модернизации все три нефтеперерабатывающих завода увеличили мощность и глубину переработки. Качество нефтепродуктов соответствует экологическим классам К-4, К-5.

Обеспеченность спроса на бензин, дизтопливо и авиакеросин на внутреннем рынке за счет собственного производства составляет 100 процентов.

Что касается излишков производимого в стране бензина, то уже со следующей недели, по информации министра, Казахстан начнет его экспортировать. В настоящее время ведутся переговоры с партнерами Казахстана по ЕАЭС – Беларусью, Арменией и Кыргызстаном, которые заинтересованы в поставках казахстанской нефти и нефтепродуктов.

"Переговоры со странами ЕАЭС еще впереди, поэтому экспорт нашего бензина будет начинаться совсем в другие страны – это Узбекистан, Таджикистан и Афганистан, а также в Европу», – уточнил г- н Бозумбаев.

По его информации, около 20 процентов всего производимого в стране бензина будет уходить на экспорт, а 80 процентов останется для внутреннего рынка.

«Так, экспорт АИ- 92 составит 60 тысяч тонн в месяц», – уточнил министр.

Кульпаш Конырова