Дизтопливу приказали стоить 79 тенге

Алексей Банцикин Алексей Банцикин
4329

Минэнерго и Минсельхоз выработали для поставщиков ГСМ "рекомендуемые" цены на дизтопливо для аграриев

Дизтопливу приказали стоить 79 тенге

Минэнерго и Минсельхоз выработали для поставщиков ГСМ "рекомендуемые" цены на дизтопливо для аграриев.

Рекомендуемая цена дизтоплива для аграриев на период посевной в этом году составит 79 тенге за литр, сообщает Министерство энергетики РК. 

"Согласованным решением Министерства энергетики и Министерства сельского хозяйства РК рекомендуемая цена дизельного топлива для сельскохозяйственных товаропроизводителей Республики Казахстан на период весенне-полевых работ 2016 года составит 95421 тенге за тонну (на условиях FCA - на заводе), то есть 79 тенге за литр, при розничной цене 99 тенге за литр", - говорится в сообщении министерства.

(Небольшое пояснение. FCA – "франко-перевозчик" означает, что продавец доставит прошедший таможенную очистку товар указанному покупателем перевозчику до названного места.)

В пресс-релизе министерства отмечено, что заявленная потребность аграриев в дизтопливе на посевную, по данным сельхозуправлений при акиматах областей, составляет 366,8 тыс. тонн. На финансирование проведения весенне-полевых и уборочных работ текущего года из республиканского бюджета выделено 60 млрд. тенге.

В соответствии с Законом РК "О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов" оптовые поставщики и розничные реализаторы нефтепродуктов ежегодно, в период с 1 марта по 31 мая и с 1 августа по 31 октября, обязаны отдавать приоритет при реализации нефтепродуктов производителям сельскохозяйственной продукции. Кроме того, Минэнерго и Минсельхоз четко следят за тем, чтобы производители ГСМ не вставали на ремонт аккурат перед полевыми работами, что часто практиковалось в предыдущие годы.

Однако власти, удешевляя дизтопливо для сельчан за счет нефтеперерабатывающих заводов, практически ничего не меняют ни в порядке субсидирования затрат хлеборобов на ГСМ, ни в порядке распределения топлива. Между тем еще в сентябре прошлого года сельчане южных регионов неоднократно поднимали этот вопрос. Палата предпринимателей Южно-Казахстанской области выявила массу нарушений при распределении льготных ГСМ, выделенных на проведение весенне-осенних полевых работ.

Коротко о порядке распределения топлива. Сначала ГСМ распределяет по регионам профильное министерство. Потом эстафета распределения переходит к акиматам: акимы назначают операторов, которые должны поставлять удешевленные ГСМ на регионы. Но именно здесь и кроется самое уязвимое место во всей цепочке. В сентябре на заседании Совета по защите прав предпринимателей ЮКО было заявлено, что выбор операторов абсолютно произволен.  Местное управление сельского хозяйства не имеет четкого регламента, где были бы полностью расписаны процедуры выбора, критерии отбора и перечень необходимых документов для участия.

Крестьяне подолгу ждут выделения им объемов "удешевленного" топлива, и, чаще всего, махнув рукой покупают ГСМ по рыночным ценам – время дороже.

По мнению фермеров, льготные ГСМ служат инструментом для приписок в отчетах и рапортах по урожайности, поскольку топливо распределяется по областям в зависимости от данных предыдущего года о засеянных площадях. Иными словами, акимам удобно указывать на большие площади посевов, чтобы получить возможность "сэкономить" значительные суммы, выделенные им из бюджета.

По данным Минсельхоза, общая сумма субсидирования в АПК в 2015 году, составила 157,3 миллиарда тенге (в 1,8 раза больше выделенного на эти цели в 2013 году). Не менее половины из этой суммы было выделено на растениеводство (включая субсидии не только на топливо, но и на закуп гербицидов и удобрений). Неучтенные "излишки", по самым грубым подсчетам экспертов, составили от 15 до 18 процентов, то есть, не менее 25-30 млрд. тенге. Куда уходят эти деньги – не ясно. Местные исполнительные органы распределяли их по своему усмотрению.

В итоге в убытке оказывается и фермер, поскольку выплаты субсидий производятся с большим опозданием, когда девальвация и инфляция пожирают суммы господдержки, и производители топлива –нефтеперерабатывающие предприятия, у которых, под флагом поддержки сельчан изымают из оборота живые деньги.

 

Алексей Банцикин