Казахстанскую систему госслужбы продолжают реформировать. В среду глава Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции Кайрат Кожамжаров представил в мажилисе пакет поправок в законодательство, упрощающих процедуры конкурсных отборов на занятие вакантных должностей.
"В настоящее время для заполнения вакансий проводится от одного до трех этапов конкурсов. Сначала кандидат отбирается среди служащих госоргана, где имеется свободная должность. При их отсутствии подбор продолжается среди служащих всех госорганов. Если здесь претендент не отобран, то объявляется общий конкурс. Как правило, участвуют в два раза больше кандидатов, поэтому 65% вакантных должностей заполняется именно на этом этапе, - объяснил депутатам господин Кожамжаров. - Сейчас конкурсы проводятся строго в этой последовательности, поэтому на практике процесс замещения вакансий занимает от 16 до 52 рабочих дней. Это приводит к кадровому дефициту, особенно на сельском и районном уровне. Здесь по итогам двух внутренних конкурсов остаются незанятыми более половины вакантных должностей. Объединение второго внутреннего и общего конкурсов позволит более оперативно заполнять вакансии".
Законодательно будут определены случаи, при которых второй внутренний конкурс не проводится. "Это поиск кандидатов с узкой специализацией, к примеру, ветеринаров, биологов, а также при отборе на руководящие должности. Такой подход обеспечит полное выполнение требований к карьерной модели роста с нижестоящих на вышестоящих должностей", - уточнил глава Агентства.
Также решено упростить порядок перехода госслужащих корпуса "А" на должность, которую занимают госслужащие корпуса "Б". В настоящее время такое назначение, по сути, на нижестоящую должность, разрешается только по решению Нацкомисии по кадровой политике. Законопроектом предлагается наделить таким правом профильное агентство. "На сегодня такая практика применяется при переводах служащих категории Б. Агентство в таких случаях дает заключение о соответствии кандидата квалификационным требованиям. Сегодня для кандидатов корпуса А, в отличии от претендентов на должность корпуса Б, не устанавливается требование соответствия конкретному виду образования, хотя для занятия должности корпуса Б это - обязательное условие. Поэтому корпусанты также подвергнуться изучению. Такое требование вытекает из поставленных главой государства по профессионализации госаппарата", - объяснил логику господин Кожамжаров.
Кроме того, законопроектом переносится срок прохождения кандидатами на правоохранительную службу тестирования на знание законов и оценки личных качеств. "По действующему закону такое требование вводится с 1 января следующего года. Однако главой государства поручение внедрить эту систему в этом году", - сообщил депутатам глава Агентства.
Мажилисмены, рассматривая предложенные поправки, усомнились, соотносятся ли новые нормы с заявленными принципами меритократии. Канат Мусин заметил, что предлагаемые изменения "дают не очень обоснованную преференцию действующим госслужащим перед гражданами, впервые поступающими на госслужбу, освобождая их от тестирования и от оценки личных качеств". "Учитывая, что значительная часть вакантных должностей на госслужбе замещается уже за счет действующих госслужащих, шансы других граждан попасть на госслужбу уменьшаются", - констатировал депутат.
У главы профильного ведомства - иное мнение. Он уверенно заявил, что "карьерная модель на самом деле открыла доступ для всех желающих начать госслужбу с низовых должностей". "Поэтому то, что вы сказали, это коснется в том случае, когда человек, не имея опыта работы на госслужбе, поступает впервые. А для госслужащих, которые уже отработали на определенной должности определенное время, наоборот, даем шанс, чтобы он мог подняться. С учетом того, что они проходят ежегодную оценку и так далее, и членам комиссий достаточно известны его профессиональные навыки и знания, и насколько он соответствует занимаемой должности", - объяснил он логику внесения изменения.
Мажилисмен Мансурхан Махамбетов обратил внимание на кадровые вопросы правоохранительных органов. По его мнению, вопрос прозрачности кадрового отбора в этих структурах остается открытым. "Теперь кандидаты на работу в правоохранительных органах будут проходить два этапа тестирования - на знание законов и оценку личных качеств. Достаточно ли этих мер в обеспечении принципов меритократии на правоохранительной службе?" - прямо спросил депутат.
"Очень актуальный вопрос. Считаем, что недостаточно, - столь же прямо ответил господин Кожамжаров. - На самом деле проблема существует. Мы делаем только первые шаги. В 2011 году мы приняли закон о правоохранительной деятельности, в котором одно из основных требований - унифицирование прохождения условий службы для всех правоохранительных органов. Но на сегодня принцип практически не действует, каждый орган самостоятельно формирует по своим правилам, свои правила отбора, они определяют самостоятельно перечни должностей, которые замещаются через конкурсы. Поэтому мы думаем, что этого недостаточно, и следующие шаги как раз-таки - мы предложим унифицировать порядок отбора, порядок прохождения и перечень должностей. Сегодня конкурс на замещение, особенно руководящих должностей, практикуется только в антикоррупционной службе и органах прокуратуры".
Не менее актуальный вопрос - сам процесс формирования корпуса "А", так называемой, элиты госслужбы. Депутат Светлана Бычкова отметила, что механизм отбора в этот корпус "очень сложный", при этом даже прошедшие конкурсный отбор через два года автоматически из него исключаются.
"При этом даже при наличии вакансий, получить назначение из резерва на должность корпуса "А" очень трудно. На эти должности на практике, привлекаются преимущественно одни и те же лица, которые переходят из одного государственного органа в другой. И имеется вероятность формирования своего рода, "закрытого клуба". Это обстоятельство дискредитирует сам принцип карьерного продвижения госслужащих. В связи с этим вопрос: будут ли изменены подходы к отбору в резерв корпуса "А"? - сказала она.
Кайрат Кожамжаров подтвердил - такая проблема существует, и сейчас агентство изучает вопрос с тем, чтобы сформировать пакет предложений.
"На самом деле, во-первых, дисбаланс - на определенные вакантные места претендует разное количество людей. Допустим, на вакансию акима района на сегодня 105 человек, на четыре вакансии членов ревизионной комиссии в областях всего один претендент. Во-вторых, больше половины конкурсантов исключаются за истечением срока. Это на самом деле вызывает определенные вопросы и недовольства. Изучаем опыт стран ОЭСР и видим, что там есть прямое поступление без формирования резерва. И это проходит все с теми же испытаниями, также, как и у нас, условия, но в течение 10 дней без формирования кадрового резерва", - объяснил он.
Еще одна проблема госслужбы - это командные перемещения. Ее обозначил Серик Сейдуманов, поинтересовавшись, удалось ли полностью снять этот вопрос после реформы госслужбы. Оказалось, что эта проблема все еще актуальна, хотя, подчеркнул господин Кожамжаров, "на сегодня в 25 раз реже стало внеконкурсных назначений". Тем не менее, проблема сохраняется:
"Мы видим, что где меняется руководитель, как и центральных госорганов, и на местах, идёт отток кадров. Причины указываются разные: увольнение по собственному желанию, переход на другую работу и так далее. Но мы понимаем, что там более глубинно скрытые причины. Согласно законодательства, агентство имеет право вмешиваться в данную ситуацию только в том случае, если в наш адрес поступает заявление. Однако, в текущем году такого случая не было. Поэтому мы думаем в соглашение об оценке деятельности первых руководителей включить такой индикатор, как сменяемость кадров. Сегодня такой индикатор отсутствует. Во-вторых, конечно есть у нас полномочия по применению административного законодательства по привлечению к ответственности таких руководителей. Мы будем этим вопросом системно заниматься, - заверил глава агентства.
В результате депутаты предложенные поправки поддержали. Председатель мажилиса Нурлан Нигматулин, уже после итогового голосования озвучил "пожелание" депутатского корпуса: "Надеемся, что, одобренный сегодня мажилисом законопроект будет способствовать продвижению добросовестных работников по карьерной лестнице, с учётом их знаний, накопленного опыта, и в конечном итоге - повышению эффективности государственного аппарата. А унификация стандартов государственной и правоохранительной служб обеспечит их консолидацию в рамках единой цели – служить президенту и народу".
Саян Абаев