Компания KMG International – европейское подразделение АО "НК "КазМунайГаз" – продолжает наращивать свое влияние в регионе. В планах компании существенное расширение розничной сети и увеличение количества автозаправочных станций. Согласно предоставленной KMGI информации, их число должно в ближайшие годы возрасти с одной до трех тысяч. Подробнее о том, почему в компании решили сделать ставку на розничные продажи, abctv.kz поведали специалисты KMGI.
Во многом расширению сети АЗС компании способствует приход китайского инвестора. Напомним, в декабре прошлого года при встрече в Бухаресте АО "НК "КазМунайГаз" и одна из крупнейших частных компаний в Китае CEFC (China Energy Company Limited) подписали соглашение, свидетельствующее о принятом обязательстве китайской компании купить 51% акций KMGI. Закрытие сделки, как сообщил нам вице-президент KMGI Алексей Головин, ожидается в июне 2017 года.
"На сегодня мы находимся в так называемом транзитном периоде, это такой стандартный период между подписанием и завершением сделки, в ходе которого реализуется ряд отлагательных условий, таких как получение необходимых согласований на уровне Европейского союза, на уровне антимонопольных органов, китайская сторона должна получить необходимые разрешения", – пояснил г-н Головин.
При этом еще в прошлом году стало известно, что CEFC инвестирует в дальнейшее развитие KMGI в Европе и странах Шелкового пути 3 млрд долларов. Именно эти средства пойдут на строительство новых автозаправочных станций, а при благоприятных условиях еще и на увеличение мощности переработки принадлежащего компании нефтеперерабатывающего завода "Petromidia" с пяти до семи-восьми миллионов тонн в год.
Однако стоит отметить, что производственные итоги 2016 года уже стали для KMGI рекордными. По данным компании, вышеупомянутый НПЗ, к слову, являющийся крупнейшим в Румынии, переработал в прошлом году более 5,4 млн тонн. Это сказалось на уровне объема полученного топлива, который составил 4,2 млн тонн (на 8% больше, чем в 2015 году).
При этом у компании есть и другие активы – нефтеперерабатывающий завод "Vega" и нефтехимический комплекс "Petrochemicals". Не стоит забывать также и о конкурирующих компаниях – в Румынии существуют еще два НПЗ. И, даже учитывая существенный суммарный объем производимого ими топлива, по словам г-на Головина, в стране имеет место еще и импорт. Высокая конкуренция стала одной из причин, по которым KMGI решила расширить свое присутствие не только в Румынии, но и в других европейских странах.
"Все рынки Европы работают в условиях жесточайшей конкуренции. И здесь мы конкурируем с грандами ритейла – в Румынии с австрийским OMV и венгерским MOL, а также с российским Lukoil, в Болгарии – с самым крупным игроком Lukoil, опять же с OMV, c Shell, греческим EKO. В обеих странах присутствует и Gasprom. В Молдове важнейшие игроки – Lukoil и румынское подразделение OMV – Petrom. В Грузии – азербайджанский SOCAR, Lukoil, Gulf и местный Wissol. Во Франции – BP, Shell, Total и супермаркеты, у которых 62% рынка топливного ритейла, в Испании – Repsol, GALP, Cepsa, BP", – поделился с abctv.kz главный директор KMG International по развитию ритейла Бауыржан Нугуманов.
Аналитики, в свою очередь, утверждают, что высокая конкуренция является одним из основных рисков проекта KMGI по расширению сети автозаправочных станций.
"Во-первых, необходимо помнить об очень высоком уровне конкуренции на топливном рынке в Европе, причем конкурировать надо будет с компаниями, которые работают на этом рынке уже десятилетия и просто так свои позиции не сдадут. Во-вторых, возникает вопрос с местами под будущие заправки. Понятно, что не только самые привлекательные места давным-давно заняты, но и те, которые представляют меньший интерес, тоже кем-то заняты. Причем не факт, что именно АЗС, так что подходящие места лишь предстоит найти. В-третьих, не стоит забывать, что законодательство в Европе весьма строгое, особенно в вопросах защиты окружающей среды и размещения потенциально опасных объектов, значит, получение всех необходимых разрешений может потребовать много времени, массы сил, и не факт, что обо всех выбранных местах удастся договориться. Строительство АЗС с учетом требований и нормативов может потребовать значительных финансовых ресурсов", – перечислил некоторые из рисков ведущий эксперт УК "ФИНАМ Менеджмент" Дмитрий Баранов.
Кроме того, возникает важный вопрос относительно спроса на ГСМ: не сложится ли ситуация с перепроизводством при потенциальном увеличении мощности переработки НПЗ Petromidia и удастся ли компании реализовывать все произведенное топливо?
"В Европе активно развивается транспорт на электричестве или водороде, кроме того, многие граждане полностью отказываются от владения автомобилем или выбирают его коллективную эксплуатацию, пересаживаются на велосипед или на общественный транспорт. Все это уменьшает количество потенциальных покупателей продукции компании, может увеличить период окупаемости и сроки реализации проекта", – считает Дмитрий Баранов.
Но существует и противоположное мнение.
"Спрос на топливо в Европе стабильный и растущий, поэтому дополнительный выпуск не будет избыточным на рынке. Нужно учитывать и постепенный выход стран ЕС из кризиса, неплохую экономическую ситуацию в Румынии – основной стране деятельности группы. Причем KMG International не замыкается на румынском рынке и развивает продажи в Болгарии, Грузии, Молдове, в целом ведет работу в 12 странах", – поделился с abctv.kz своим мнением Марк Гойхман, ведущий аналитик ГК TeleTrade.
"Развитие и расширение сети автозаправочных станций – логичный шаг для KMGI. Планы были озвучены ранее, сейчас сложилась подходящая конъюнктура для их реализации. Учитывая, что стратегия предполагает плавную интеграцию в рынок, можно рассчитывать на полноценное снабжение топливом всех приобретенных розничных точек. С покупателями, судя по всему, тоже проблем быть не должно: спрос на бензин и дизель выглядит вполне рыночным. Спрос населения на ГСМ в Европе стабильный – здесь практически не бывает стрессовых ситуаций, а фазы всплеска и спада спроса носят прогнозируемый календарный характер", – разделяет мнение Марка Гойхмана старший аналитик компании "Альпари" Анна Бодрова.
В самой компании также уверены в том, что спрос на топливо в будущем будет только увеличиваться.
"Увеличение количества АЗС является стратегическим направлением нашего развития. В странах Восточной Европы (Румыния, Болгария) потребление топлива будет расти, по объему потребленного топлива на человека и количеству автомобилей они еще значительно отстают от стран Западной Европы. Будет строиться и новая дорожная инфраструктура, которая потребует и новые АЗС. В долгосрочной перспективе мы прогнозируем увеличение потребления и спроса именно на качественное топливо, товары и услуги, которые предоставляются сейчас и будут предоставляться и в будущем на АЗС KMGI", – рассказал нам Бауыржан Нугуманов.
К слову о сопутствующих товарах и услугах. По словам Марка Гойхмана, мойка, торговля, общепит и обслуживание автомобилей дают до 20% общей прибыли АЗС. Г-н Нугуманов сообщил, что дальнейшее увеличение доходов KMGI в ритейле от реализации сопутствующих товаров и услуг является сейчас для компании основной задачей.
"Первым шагом был внутренний ребрендинг заправочных станций для создания благоприятной атмосферы для нашего потребителя. Были заново продуманы все важнейшие детали интерьера. Были внедрены новые планограммы для всех товаров, пересмотрен весь ассортимент после изучения специфики спроса и предпочтений клиентов. Все это вкупе с маркетинговыми кампаниями. Сейчас фокусируемся на дальнейшем развитии нашего бренда HEI – бренд магазина и кафе на нашей станции. Упор делается на зону гастро – в этом направлении мы видим перспективу и дополнительный доход. Весь накопленный опыт и ноу-хау в Румынии будет использован в дальнейшем во всех других странах нашего присутствия", – отметил главный директор по развитию ритейла.
Также г-н Нугуманов в разговоре с abctv.kz сообщил о том, что на сегодняшний день ситуация в направлении ребрендинга станций по Румынии близка к завершению. По собственным станциям компании внешний ребрендинг закончен полностью, по внутреннему осталось семь станций, которые будут ребрендированы в мае этого года.
"По станциям, с которыми мы работаем в системе франшизы, ребрендинг проведен на 90% и будет завершен до конца этого года. По остальным странам присутствия KMGI в ритейле (Грузия, Молдова, Болгария) процесс ребрендинга находится в активной стадии и будет окончен до конца 2017 года. Результаты ребрендинга показывают, что это было правильное, хорошо обдуманное решение. Наблюдается рост продаж топлива и сопутствующих товаров и услуг", – продолжил г-н Нугуманов.
Что же касается строительства новых автозаправочных станций, здесь читателю, вероятно, будет интересно узнать о том, что скорость их монтажа составляет не более 60 дней в любых погодных условиях. Бауыржан Нугуманов рассказал нам о том, что представляет из себя такая модульная станция.
"Модульная АЗС – это изготовленная в заводских условиях, собранная и прошедшая испытания конструкция, которая поставляется целиком на стройплощадку на заранее подготовленные фундаменты в соответствии с четким графиком поставки и собирается как конструктор методом крупноузловой сборки. В нашем случае – резервуар с обвязкой со специальной скобой, на которую устанавливается сборный навес облегченного типа, каркасное здание магазина, в зависимости от проекта – с автомойкой и дополнительными услугами. Конструкции и оборудование типовые, проекты станций отличаются только внутриплощадочными сетями и организацией въезда-выезда", – сообщил г-н Нугуманов.
Его коллега Олег Подольский, главный директор KMGI по развитию розничной сети в Румынии и Ближнем зарубежье, поделился с abctv.kz деталями процесса строительства модульных АЗС и рассказал, за счет чего удалось сократить срок их монтажа до двух месяцев.
"Строительство – это процесс, состоящий из множества факторов. Это технологии, обеспечение материалами, квалифицированный персонал, современная техника и система управления процессом. В данном случае мы говорим не о скорости, а об эффективности каждого фактора. Мы применили эффективные модульные технологии сборки, логистика поставок обеспечивает монтаж "с колес", подготовленные и испытанные в заводских условиях конструкции и технологические обвязки резервуаров оптимизируют время монтажа и повышают качество, снижается время и затраты на пусконаладочные работы. Развитие технологий и прогрессивная система управления процессом ведет к уменьшению доли ручного труда на площадке, стандартизации операций и конструкций при серийном выпуске. Это снижает количество персонала при строительстве, но повышает требования к квалификации специалистов. Оптимизируется также сервис и эксплуатационные затраты, обусловленные новой схемой компоновки технологической обвязки резервуаров и технологией обслуживания", – сообщил г-н Подольский.
Он также отметил, что облегченная модульная конструкция АЗС являет собой будущее нефтепродуктообеспечения, поскольку "строится быстро, стоит дешевле, экономна в энергопотреблении, занимает меньше места, оптимальна по затратам в сервисе и имеет современный привлекательный дизайн и набор услуг". По словам Олега Подольского, это идеальная концепция для развития рынка не только Европы, но и Казахстана.
Подводя итог, отметим, что, по мнению экспертов, выбранное компанией направление развития с акцентом именно на розничный бизнес является весьма перспективным.
"Компания KMG International идет по пути развития вертикальной интеграции бизнес-направлений в едином комплексе. Собственная розничная сеть, обладающая дополнительными возможностями сбыта продукции и генерации прибыли, выступает логичным продолжением нефтепереработки и оптовой торговли нефтепродуктами. Причем удачно выбрана локация для АЗС именно в Южной Европе, где у холдинга два крупных НПЗ, что сокращает издержки на логистику", – считает Марк Гойхман.
Решение расширить сеть АЗС может быть интересно по нескольким причинам. Во-первых, это диверсифицирует деятельность, создает дополнительные каналы сбыта для производимой продукции. Во-вторых, это позволяет установить контакт с розничными покупателями, можно избавиться от посредников, если раньше именно они продавали нефтепродукты компании в розницу. В-третьих, это может помочь увеличить операционные показатели, включая объемы производства, выручку и прибыль, ведь эти АЗС тем или иным образом предстоит снабжать разными ГСМ, надо будет перерабатывать больше нефти и выпускать различной продукции, чтобы выполнять взятые на себя обязательства. Кроме того, создание такой сети может способствовать установлению новых связей, появлению новых партнеров, повышению узнаваемости компании в мире. Перспективы у компании, безусловно, есть. Развитая переработка, налаженные связи с потребителями – все это позволяет смотреть в будущее с оптимизмом. Кроме того, компания имеет большое значение для экономики целого ряда стран, а значит, может рассчитывать на поддержку их властей. Нужно лишь помнить о том, что она работает на рынках, характеризующихся высоким уровнем конкуренции, и вряд ли в ближайшие годы этот уровень будет снижаться", – отметил Дмитрий Баранов.
Элина Гринштейн