Представители авиакарго из Казахстана, стран ЦА, Турции, ОАЭ, России обсудили в Шымкенте условия и возможности создания регионального фидера, авиакомпании или группы грузовых авиакомпаний, способных удовлетворить растущие потребности в экспорте и импорте этих стран.
По данным Комитета по статистике РК, в 2018 году транспортная отрасль заняла 8,3% от валового внутреннего продукта. За год было перевезено 4,1 млрд тонн груза. Авиакомпании из этого объема занимают наименьшую долю. Самолетами перевезено 29,14 тыс. тонн грузов. Прибыль от перевозки грузов составила 7,3 млрд тенге. При этом представители авиакарго все-таки утверждают, что возить самолетами становится все более выгодно.
Еще два года назад 35% мирового объема грузоперевозок перевозились авиацией. И доля таких перевозок растет, уверяют авиаперевозчики, причинами называют то, что водный, речной, железнодорожный и сухопутный транспорт не поспевают за темпами развития сегодняшней экономики и за темпами развития человеческих потребностей.
Авиакарго считается пятой волной транзитного развития.
Первой было создание морских портов, второй речных, третьей железные дороги. Четвертой волной стало строительство удобных автобанов, Казахстан здесь не отстает, примером служит международная автомагистраль Западная Европа – Западный Китай. А вот пятой специалисты и называют развитие аэропортов и авиаторговли. Советник президента международного аэропорта Алматы Тимур Оспанов приводит наглядный пример выгоды такого вида перевозок.
"Буквально несколько лет назад турецкий текстиль приезжал в Алматы на траках. Сейчас турецкий текстиль такой компании, как Flo, прилетает исключительно на самолетах. Потому что, если вы разделите среднюю стоимость одного килограмма, получится 10-15 центов на одну футболку. То же самое происходит с морепродуктами, с цветами, то же самое происходит с мясом. То есть потребности человечества увеличиваются, и доля свежих продуктов в этом растет. FlyDubay не только в отпуск возит туристов, но и в грузовых отсеках возит мясо, и очень много его улетает в Бахрейн, очень серьезные объемы из Казахстана и стран ЦА", – говорит советник президента международного аэропорта Алматы Тимур Оспанов.
Как отметили специалисты, сейчас грузоперевозками по Центральной Азии лишь фрагментарно занимаются несколько авиакомпаний, среди них новая казахстанская IrMa Air с одним грузовым самолетом, S7 Cargo, FlyDubai, Turkish Cargo и ООО "ЭйрБриджКарго". При этом в Казахстан по-прежнему привозятся большие объемы грузов, а обратно борта зачастую улетают пустыми, и это большая проблема, признаются специалисты отрасли. Задачи – это обеспечить обратный загруз из Казахстана. К примеру, это черешня: в Узбекистане она стоит два доллара, в Шымкенте – пять долларов, на Хоргосе – девять долларов, а в Гонконге уже 37-39 долларов.
Тимур Оспанов поделился, что родилась идея отправлять по железной дороге контейнеризированные грузы из китайских портов до алматинского аэропорта и из алматинского аэропорта перегружать их на борта Air Astana и отправлять их в Европу и не только. Первый опыт, несмотря на всю его фантастичность, уже есть.
"Я этой идеей поделился с местным офисом Turkish Cargo, полностью нашел понимание, и мы начали над этим работать. Об этом проекте услышал вице-президент Turkish Cargo в Гонконге Хусейн-бей, который сказал, что хотел бы встретиться с производителями черешни. И он приехал в Казахстан, лично поехал в Хоргос. Потом вернулся в Гонконг, поехал в порт Ляньюньган, где мы 19 июля осуществили первую тестовую отправку контейнера из порта через алматинский аэропорт и далее через Turkish Cargo в Стамбул. Самое интересное, что вторую отправку мы осуществили всего две недели назад, в октябре. И более того, мы сделали очень хороший проект, который связал Китай и США. Дело в том, что одна из американских компаний построила в Китае дата-центр, который занимался майнингом криптовалют. И, после того как китайцы повысили цену электроэнергии и убрали скидки, они приняли решение разобрать дата-центр, это 250 тонн, и перевезти его в Атланту. И что нами было сделано: на сегодняшний день 23 отправки было сделано траками, все это из Урумчи привозится в алматинский аэропорт, перегружается на борта "Люфтганзы", и через Франкфурт они улетают в США", – рассказывает Тимур Оспанов.
Долго, но качественно
Представители авиакомпании FlyDubay рассказали о пути доставки казахстанского меда в Японию. Сладкое лакомство переживает четыре пересадки, 27 часов в пути, но прибывает в Страну восходящего солнца неповрежденным. Из Казахстана регулярно экспортируется две-пять тонн меда, из Кыргызстана – по четыре тонны.
"Схемы распределения мы можем делать практически по самым невероятным маршрутам, включая Австралию и Японию. Грузы, требующие специального температурного режима и условий по перевозке: продукты питания, овощи, фрукты свежие и охлажденные, замороженные мясо, рыба и некоторые виды медикаментов. Из Казахстана мы в основном вывозим мясо. Вывозим из Павлодарских скотобоен и также из Южно-Казахстанского региона", – делится представитель FlyDubay Марина Кузнечевская.
"FlyDubai осуществляет перевозки на Боингах – 737-800. Два грузовых отсека, в которые мы можем поместить европолеты. К сожалению, большие грузы мы перевозить не можем, но стандартные европолеты весом менее 100 кг можем доставлять по всем нашим регионам. Это позволяет перегружать очень быстро в транзитном нашем терминале. В неделю мы вывозим 26-40 тонн. На наши борта помещается максимально пять тонн. В среднем мы вывозим 2,5-3 тонны на каждом борту. Единственным ограничением у нас являются дни субботы, потому что таможня приостанавливает свою работу. В воскресенье у них завал, поэтому мы стараемся свой груз последний вывезти в пятницу. И дальше распределить", – говорит Марина Кузнечевская.
С недавнего времени компания начала использовать код-шеринг с Emirates Airlines, что позволило расширить маршрутную сетку до 300 направлений. Также Марина поделилась технологиями сохранения скоропортящейся продукции (perishable) в условиях аномально высокой температуры при перегрузке товара.
Справка: код-шеринг (англ. Codeshare agreement) – соглашение о совместной коммерческой эксплуатации авиарейса двумя и более авиакомпаниями, одна из которых является оператором (то есть выполняет полеты по этому рейсу и продает билеты на эти рейсы от своего имени), а остальные – маркетинговыми партнерами (то есть продают билеты на рейс компании-оператора от своего имени). Рейс компании-оператора при этом может либо обозначаться обычным образом (с указанием только компании-оператора), либо использовать обозначение совместным двойным кодом сторон (код авиакомпании-оператора/код авиакомпании-партнера). Рейсы компаний-партнеров всегда обозначаются двойным кодом (код авиакомпании-оператора/код авиакомпании-партнера).
"Как правило, максимальное время транзитного хранения не превышает восемь часов, тогда как в других авиакомпаниях где-то 16. Учитывая климат Дубая, это очень важно. По технологии прибытия мясо сразу поступает на склады, оттуда в течение двух часов выходит конечному поставщику, разделывается. С момента прибытия нашего борта в Дубай на пятый час оно уже поступает в магазины. Мы создали свою собственную технологию по перевозке мяса, возим в трехслойных мешках – это позволяет нам избежать подтекания во время перелета 4,5 часа, потому что до Алматы мясо едет в рефрижераторах. Это где-то шесть часов из Тараза, либо из Павлодара где-то пять часов по Астане. Рыба идет в специальных крейтах с сухим льдом и упаковывается уже в ящики картонные. С Балхаша мы нашу рыбу пока еще не возили, это загружается с ереванских станций, с озера Севан свежая рыба для дубайских ресторанов", – делится представитель FlyDubay.
Кроме того, FlyDubay предлагает содействие в получении казахстанскими производителями халального сертификата, который зачастую становится камнем преткновения для поставщиков, на прохождение всех комиссий уходит от шести до 18 месяцев.
Маленький да удаленький
Одним из претендентов на роль регионального фидера предлагается совсем молодая казахстанская грузовая авиакомпания IrMa Air. Пока у компании всего один грузовой самолет ИЛ-18Д, способный перевозить до 17 тонн грузов и дальностью полета до 6000 км, однако почти за два года работы он завоевал своего клиента и прочно занял нишу локального грузового перевозчика. Директор "Ирмы" уверяет,:это доступно и выгодно, особенно для перевозки скоропортящейся продукции.
"Многие знают этот самолет, грузовой модификации, с небольшой коммерческой загрузкой, что удобно на локальных перевозках. С герметичным грузовым отсеком, поддерживающим желаемый температурный режим, что позволяет нам справляться с доставкой нестандартных грузов, то есть скоропорта. Начав деятельность в марте 2018 года, наш самолет стал востребован на рынке экспорта охлажденного мяса. Мы перевезли 400 тонн свежей баранины на сегодняшний день. Технические характеристики нашего воздушного судна, а именно небольшой расход керосина и достаточно высокая дальность полета, до 6000 км, позволяют нам предоставлять демократическую ценовую политику. Как раз к вопросу о том, что грузовые перевозки – это не очень дорого", – говорит директор IrMa Air Марина Жапабаева.
Оказалось, что подобный, как его назвали специалисты, региональный фидер, существовал. Это была авиакомпания Korean air, летающая под флагами узбекских авиалиний "Узбекистон хаво йуллари", с базой в городе Навои. В Навои регулярно прилетал грузовой борт из Корейского города Инчхон, где делал дозаправку и скидывал грузы для центральной Азии. Korean air справлялся с дальнейшей транспортировкой по региону. Однако полтора года назад фирма перестала существовать и ниша опустела.
"Ниша пуста, и мы хотели рассмотреть возможность воссоздать вот этот фидер, грузовую авиакомпанию, это может быть две или три авиакомпании, которые будут по центральной Азии летать, собирать грузы в одном либо в двух хабах. И какая-то глобальная авиакомпания – это может быть Turkish Cargo, это может быть Atlas polo – американская, это может быть Люфтганза. Почему мы сильно этим озабочены, здесь дело не в деньгах. А в том, что центральная Азия может производить больше, вопрос в том, что нет возможности это довезти по какой-то цене и по каким-то срокам. Везде есть потребность, но не всегда есть возможность это перевезти и увезти. Такой региональный фидер, так называемый, я думаю, это будет очень хорошим шагом, чтобы повысить конкурентоспособность Центрально-Азиатской продукции, и обеспечить, самое главное, ее сбыт", – считает советник президента Международного аэропорта Алматы Тимур Оспанов.
Сейчас самолет IrMa Air на сколько возможно удовлетворяет потребности региона в экспорте из Казахстана охлажденного мяса в различные арабские страны.
"Самолет наш, мы базируемся в городах Казахстана. Мы базировались в Шымкенте, сейчас базируемся в Актюбинске. Возим на экспорт, дальность высокая. Но пока больше четырех часов мы в небе не проводили. Заказов не было. Забор идет тушами. В Таразе 8 км бойня от аэропорта, в Шымкенте примерно 15 км везут клиенты. За время своей работы кроме баранины мы осуществляем любые перевозки", – отмечает Марина Жапабаева.
Караганда "рулит" цветами
Более миллиона пассажиров улетали и прилетали в аэропорт Караганды при Союзе, после авиагавань потеряла пассажиропоток. Однако нашлись предприниматели, которые перепрофилировали аэропорт больше под нужды грузовых перевозок. Теперь руководители уверены, что по величине и оснащению карготерминал аэропорта Караганды вполне может конкурировать с алматинским. Недавно здесь задумались о перевозках мяса, так называемой свежести фреш. Тут готовятся к открытию первого в стране, а возможно и в центральной Азии мясного хаба. Сроки доставки заказчику будут фактически равняться продолжительности полета. На этой неделе будет осуществлен первый экспорт в Гонконг, потому что "ЭйрБриджКарго" туда летит перелетом и предоставляет самый дешевый тариф на этом направлении для скоропортящейся продукции. А пока уже пятый год Караганда является центром доставки живых цветов с цветочных бирж Европы.
"Наша гордость – грузовая программа, с 2014 года мы начали наращивать. Вначале чартерные рейсы с цветами, в 2015-м у нас начал регулярный рейс летать, с 2016 был спад и дальше снова рост. "ЭйрБриджКарго" является крупнейшим перевозчиком, летает два раза в неделю с коммерческими рейсами. На каждом рейсе 50 тонн цветов мы перевозим. Это самая большая база цветочная в Казахстане, я думаю, следующая самая ближайшая это Екатеринбург в России, и Москва дальше уже идет", – признается заместитель председателя международного аэропорта Караганды Сары-Арка Руслан Габбасов (ООО "Авиакомпания "ЭйрБриджКарго" входит в состав Группы компаний "Волга-Днепр", является крупнейшим грузовым перевозчиком в России, – прим авт.).
Представители авиагавани уверяют, что обслуживание грузового Боинга занимает не более 3 часов. В планах нарастить грузоперевозки до 4-5 рейсов широкофюзеляжных грузовых рейсов, плюс техстопы – это бизнес на дозаправке рейсов без обслуживания бортов.
Грузы в Казахстан и обратно также возит российская S7, северный сосед, признаются авиаперевозчики также завозит очень много скоропортящейся продукции из Казахстана, что позволяет строить планы по расширению экспорта в этом направлении. Чем больше предложений, тем ниже будет цена авиаперевозок, уверяют специалисты. Сейчас маршрутная сеть через Казахстан лишь выстраивается, на S7 и FlyDubay как бы возлагается обязанность закрыть middle list, покрыть потребности территории России, Европы, Азии. IrMa Air выступит как региональный фидер, закрывая локальные потребности в грузоперевозках. А Turkish Cargo возьмет на себя роль глобального игрока, считают специалисты авиаотрасли. Карагандинский аэропорт при этом послужит идеальной площадкой для консолидации грузов и авиакомпаний.
Интересно, что решение этой глобальной проблемы может быть профинансировано министерством торговли США. Правительства Афганистана и Пакистана обратились к Вашингтону за помощью в стимулировании экспорта из этих стран в страны СНГ, ЦА, и особенно в Россию. Минторговли инициировало исследование, благодаря которому выяснилось, что железные дороги в Афганистане и Пакистане развиты плохо, что исключает перевозки по ж/д. Транзит по автобанам Пакистана стоит 300% от стоимости груза. Остается только авиация.
Чтобы создаваемый в регионе воздушный фидер смог работать и на эти страны, потребуется пятая степень свободы воздуха.
Справка: При выполнении авиаперевозок авиакомпания может получить права на пятую степень свободы воздуха – the fifth freedom rights. Пятая степень "свободы воздуха" – это право в отношении регулярных воздушных перевозок, предоставляемое одним государством другому, в соответствии с которым назначенный перевозчик имеет право выгружать и принимать на борт на территории страны-партнера по соглашению пассажиров, почту и грузы, следующие из третьего государства или в него.
Стоит отметить, что обсуждение проблем авиаперевозок происходило в Шымкенте во время международного торгового форума стран ЦА, однако представители шымкентского аэропорта почему-то в этом не участвовали. При этом, напомним, в шымкентском аэропорту строится новый пассажирский терминал, а местные власти не раз заявляли о желании и даже конкретных планах по превращению Шымкента в крупный региональный хаб.
Мира Бахытова, Шымкент